Дали и Гала мистификатор и авантюристка. 2ч. Гала

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - внутренний дворик замка Пуболь,  фонтан и стела с масками композитора Вагнера в саду замка Пуболь,  автомобиль, на котором Дали перевозил тело Гала в Пуболь,  деревянная скульптура Дали при входе в бутик. Замок Пуболь, Каталония, Испания.

                Всё в этом странном союзе двух людей было
                замешано на деньгах - в то время, когда в 
                Европе шла кровавая война с фашизмом, они в США
                своим эпатажем развлекали богатеющих на войне
                миллионеров. Но Дали, как истинного испанца,      
                хотя бы тянуло на родину. Гала же чувство
                патриотизма было не знакомо.
         
                Автор.



Итак, мы направлялись в средневековый замок в местечке Пуболь - подарок Сальвадора своей музе и вдохновительнице - Гала. Пуболь в переводе с испанского означает тополь. Действительно, среди бескрайних полей в том местечке возвышаются пирамидальные тополя. И хоть был октябрь, листва ещё не опала.

Место это - такая глушь, что без сопровождающего его не отыскать. Дорога туда ведёт просёлочная. И это после открытого доступа туристов в 1996 году. Кругом было пусто, глазу не на чем зацепиться. И невольно вспомнились бесконечные переходы через горы и пустоши Дон Кихота и Санчо Панса. Это и есть Испания.

Замок Пуболь - это вторая вершина треугольника Дали: Порт Лигати, замок Пуболь и город Фигерас. Всё-таки он был испанцем, и привязанность к родине у него всегда была сильна.

Перед тем, как рассказать о замке и его обитателях, вернёмся к загадочной музе.

Елена Дмитриевна Дьяконова, уроженка города Казани. В 1905 году, когда ей было 10 лет, отец её, неудачный искатель приключений и золота, пропал на приисках в Сибири. У матери остались на руках два сына и две дочери.

Переехав в Москву, мать стала жить в свободном союзе с богатым адвокатом.
Елена - Гала училась в гимназии с младшей сестрой Марины Цветаевой. Она закончила гимназию с отличием, хорошо разбиралась в живописи и литературе, свободно говорила на немецком и французском. И с детства обладала способностью завораживать людей своей энергией.

При этом она отличалась свирепостью и безжалостностью. Любила толстых и пушистых животных. А на обед могла заказать себе зажарить самого любимого кролика. Когда её сильно раздражали, она плевалась в лицо.

В силу своей болезненности много времени проводила в подмосковных санаториях, благо, отчим был богатым человеком. Когда Елена закончила гимназию, врачи порекомендовали ей горный воздух Швейцарии. И отчим отправляет её на лечение. Это был 1912 год, время накануне гражданской войны в Европе, а в России - накануне революции.

Многие богатые и знатные люди покинули тогда Россию. Это были и фабриканты, и владельцы рудников. Думаю, практичная и авантюрная Елена Дьяконова не была исключением. Уже тогда она поняла, чего хочет. Славы и богатства. В России же уже грезили социалистическими переменами. И Елена ставит своей целью остаться в Европе.

С самых первых моментов появления в Швейцарии в неё влюбляется начинающий французский поэт Элуард. Он был сыном богатых родителей и обладателем большого наследства. Впоследствии она сама придумает ему звучный псевдоним Поль Элюар. Елена, которая называла себя Гала, поняла, что она будет импрессарио поэта.

Поэтому, когда пришло время возвратиться в Москву, Гала стала устраивать истерики, и даже пыталась резать вены. После чего родители уступили, и она навсегда покинула Россию. В Париже её ждал Поль Элюар, и в 1916 году они поженились. А через два года у них родилась дочь Сьюзи.

Но Гала была плохой матерью, дочь она не любила, и материнство не входило в её планы. Воспитанием девочки занимались родители Поля. Супружество для Гала было всего лишь как статус, чтобы иметь любовников. Не следует забывать, что начало 20 века в Европе было временем вседозволенности.

Думаю, что именно в такие моменты истории, когда человеческие головы наполняются сюрреальным и фантастическим, а общество становится потребительским, и появляются "гении", желающие подчинить мир. Я имею ввиду, что на этом фоне в Европе вызревал фашизм. Это были 20-е годы 20-го столетия.

Гала же купалась в удовольствиях, посещая парижские клубы и рестораны. Многочисленные любовники уже не устраивали её. Жили они втроём с мужем Полем Элюаром и немцем Максом Эрнстом. После встречи с Дали какое-то время они жили все вместе в Париже. Правда, говорят, Сальвадор не участвовал в оргиях сам, а выступал наблюдателем.

Но, то ли это была любовь, а может дальновидность Гала, она бросает всё в Париже, подаёт на развод и уезжает с Сальвадором в Испанию, в маленькую рыбацкую деревушку Порт Лигати. Где они покупают развалюху-дом  и перестраивают. В дальнейшем этот дом станет для них самым любимым, где они проводили много времени. В нашей поездке  у нас, к сожалению, не было времени заглянуть туда.

И вот здесь Гала берётся за сотворение из Дали художника с мировым именем. Сам Дали был неорганизованным, брался то за одно, то за другое. Гала же привела в порядок все его бумаги и дневники, будто бы зная уже, что он приобретёт мировую известность.

Надо отдать должное её организованности. Она отвозила его картины на рынок в городок Кадакес и продавала. Часто наводила сама его на мысли, что и как писать. И была натурой для художника - на первых порах у них даже не было средств, чтобы нанять натурщицу. Гала не была красавицей, но всегда заботилась о своей фигуре. И со спины выглядела молодой.

Гала чувствовала потребности общества, всевозрастающий дух бунтарства, и разжигала в Дали его стремление бросать вызов классическим устоям и взглядам общества.

Ей мало было стать музой, она хотела быть роковой женщиной, которая из глины молодого  дарования слепит гения.

Дали не скрывал, что Гала удалось из его параноидальных бредов и фантазий сотворить свой мир искусства, да ещё и разбогатеть на этом.

Так для Гала Дали стал ребёнком, а для него она - матерью. И оба не испытывали потребности в детях.

Скандалы, переодевания, фетиш - стали обычным для них делом и частью замысла привлечь к себе внимание. А когда в Европе "замаячил" новый порядок, а люди в Испании стали воевать за свои земли с фашистами, Гала увозит Дали в безопасное и сытое место - в Соединённые Штаты Америки.

С 1940 года Сальвадор Дали распрощался с сюрреализмом, начался его американский период жизни. Здесь он занимается дизайном, готовит театральные постановки, и в 1944 году под руководством Гала пишет автобиографическую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим". Коммерческий замысел супругов в Америке удался! Парадокс сочетания форм и иллюзий, но в американском виде!

Из Америки они возвращаются известными на весь мир  и очень богатыми. В Испании эта парочка продолжает шокировать общество своим поведением. Но у Дали появляется новый стимул - создание в родном городе Фигерасе своего Театра-музея. Он тратит на это много времени и сил.

Гала же, сытая деньгами и славой, вступила в возраст "за 70". Ей хотелось уединения, она мечтала о том, как молодые и никому не известные дарования будут в её собственном замке ублажать её слух и тело. И она просит у Дали купить ей замок.

Поистине, человеческие желания безграничны! И это уже известно с давних пор. Вначале человек жаждет денег, затем славы и власти. Но заканчивают жизнь все одинаково! И те, кто взлетает на олимп славы и богатства, становятся самыми несчастными и уязвимыми людьми. И об этом, последнем этапе жизни Дали и Гала, и будет дальше моё повествование.

                * * *

Итак, мы подъехали  к замку Пуболь. Замок - громко сказано! Это небольшой, в три этажа, сложенный в 15 веке из камня дом с внутренним двориком и садом. Всего 13-15 комнат. Таких средневековых замков в Испании много. Вокруг - деревенька, стенка к стенке пристройки из таких же камней. Когда-то здесь жила прислуга. А теперь это известный на весь мир туристический центр.

Первое, что бросилось в глаза - магазинчик с местным антиквариатом и ювелирными украшениями по дизайну Дали. Те, что мы видели в выставочном центре в Театре-музее Фигераса.

Конечно, подкупала цена. Изделия из серебра, украшенные полудрагоценными камнями, можно было купить в пределах 100 евро. Как я уже говорила в первой  части повествования, мне больше всего нравится творчество Дали в дизайне ювелирных изделий. Здесь он мастер!

Поэтому ещё в Фигерасе мне понравился массивный перстень в виде тройного переплетения терновой ветки с гранатами круглой, квадратной и овальной формы. И я купила это для себя с удовольствием! А в подарок - серебряные цепочки с подвесками в виде слона на комариных ногах. Эта тема тоже часто присутствует в творчестве Дали и означает неустойчивость и ненадёжность того, что кажется незыблемым.

Дом, а точнее, замок Гала, наполнен картинами, скульптурами, домашней утварью, одеждой и другими личными вещами семьи Дали. Всё здесь делалось для Гала в соответствии  с её вкусами и желаниями. А они были далеки от классических понятий красоты. Она активно участвовала в реконструкции замка, придумывала сама детали дизайна и украшения.

Надо отметить, что Гала очень беспокоилась о своём возрасте. И с целью предотвращения старения в комнатах поддерживалась температура +16 градусов по Цельсию.

Каждая комната имела своё назначение, хорошо сохранились потолочные росписи и скульптуры. При входе в зал нас встречает картина с бюстом Гала, парящей на облаках. Эта тема превозношения себя над всем миром часто встречается в работах Дали. А на постаменте - царское кресло с ножками в виде орлиных лап. Здесь Гала встречала гостей.

В замке присутствует много окаменелостей и древностей в сочетании с современными движущимися механизмами. Служат они катализатором для воображения человека и символизируют объединение человека и истории.
Вообще символизм - это вторая составляющая творчества Дали после сюрреализма.

И, конечно, поразил гардероб Гала, расположенный на верхнем этаже замка. В витрине представлены её платья, созданные в лучших модных домах Франции, Италии и Испании.

Что и говорить, Гала хотела продлить свою молодость, очень боялась старости. Как результат - стремление к молодым мужчинам. Так, в 1963 году в возрасте 67 лет она увлеклась молодым 20-летним поэтом, который употреблял наркотики, питался консервами для собак и украденными из магазина продуктами. В прессе их союз называли не иначе, как "бабушка и мальчик".

А в 80 лет Гала влюбилась в известного молодого музыканта Фенхолта. Он приезжал к ней в замок и музицировал на рояле.

И конечно, на всех фотографиях, выставленных в замке, Гала далеко не девочка! Да ещё её странная манера взбивать начёсанные волосы вверх и закреплять чёрным бантом - придают ей вид бабы яги. Смешными мы становимся в старости - своим желанием молодиться!

Сам Сальвадор, получив титул Маркиза Дали после приобретения замка, занимался организацией Театра-музея в Фигерасе. Но наведывался и сюда, где в углу кухни у него стоял мольберт. Кабинета в замке у него не было.

В прохладную погоду художник и его муза любили гулять по саду с многочисленными скульптурами, запрятанными в кустах и зарослях,  с фонтаном и бассейном, имитирующем античный храм. Здесь же стела композитора Вагнера с многочисленными масками его лица. Вагнер - основоположник романтизма в музыке, и Сальвадор его боготворил.

В одном из кустов и прячется скульптура из металла "слон на комариных ногах", с большим количеством коленных чашечек. Которая сегодня очень популярна, но многие не понимают, что она означает. Я об этом писала выше - значение в неустойчивости и ненадёжности того, что кажется незыблемым.

Большой интерес представляет и гараж художника, в котором находится синий кадиллак выпуска 1979 года, привезённый из США. На этом кадиллаке Дали перевозил труп Гала из больницы в Фигерасе сюда, в Пуболь.

Дело в том, что по законам Испании того времени (со времён чумы) тело умершего обязаны хоронить там, где человек скончался. Гала в 87 лет сломала шейку бедра и была помещена в больницу Фигераса. 10 июня 1982 года она умерла, завещая похоронить её в склепе замка. Ею предусмотрительно были подготовлены две раки с погребальными плитами.

Исполняя последнюю волю Гала, Дали нашёл выход. Он одел труп Гала и посадил на заднее сиденье кадиллака , а рядом посадил медсестру. Так ему удалось перевезти тело жены в Пуболь. Там он переодел Гала в её любимое красное платье от Диор и похоронил в склепе.

Несколько ночей он провёл на коленях перед её могилой, не в силах справиться с собой. Дело в том, что ещё в 1980 году его разбил паралич. Он не мог удержать в руке кисть и прекратил писать. Он и раньше был неуравновешенным человеком, а теперь стал невыносимым. Известный писатель Джордж Оруэлл называл Дали "хорошим рисовальщиком и отвратительным человеком".

Кроме того, в последние годы его раздражало поведение Галы, которая в свои 85 тратила деньги на молодых повес, дарила им полотна Дали. В старости он поколачивал её, и даже однажды сломал два ребра. Худой трясущийся старик, в которого превратился Дали, пребывал в страхе, что Гала его бросит. А она, некогда разжигавшая его страсти ради наживы, теперь сполна получала колотушки.

Такой  стала  эта пара, некогда подогревавшая дух бунтарства и бросавшая вызов классическим устоям общества.

Дали же почти до самой своей смерти, в январе 1989 года, жил в замке. Бывало, он впадал в безумие, часами рыдал, видел галлюцинации. И однажды случился пожар - загорелась его кровать. Он был спасён медсестрой, но получил ожоги второй степени и был помещён в приют Фигераса.

За невыносимый характер медперсонал называл его "инвалидом из ада". Он пачкал постельное бельё, царапал лица медсестёр и отказывался принимать лекарства. По его завещанию после смерти тело его было набальзамировано и замуровано в той самой комнате в Театре-музее, что рядом с женским туалетом...

Ну, а мне в конце экскурсии захотелось-таки посетить склеп, где похоронена Гала. Больше из группы никто не пошёл. Спустившись в подвал, я оказалась одна в огромном пустом зале. Тускло горели два светильника, в нише стояли причудливые скульптуры жирафа и слона...

Мой взгляд без труда отыскал огромную, неподъёмную плиту с надписью и датами. Это было последнее пристанище авантюристки Елены Дьяконовой, моей соотечественницы. Рядом лежала такая же плита, но без надписей. Дали не захотел быть похороненным рядом.

А в воздухе витало неведомое чувство, осязалось что-то нематериальное, жуткое, холодное, страшное... Я реалист, но даже мне стало холодно, по спине побежали мурашки. Ноги не двигались, навалилась какая-то тяжесть и даже на мгновение обуял страх. Я побежала вверх по массивным каменным ступеням, но мне казалось, что время остановилось, и нога моя так и зависла в воздухе...

Говорят, что наши фантазии обретают реальность. И я подумала, сколько же уродливых чудовищ родили фантазии Сальвадора Дали, подогреваемого его музой и вдохновительницей Гала! Не удивительно то, что я испытала в склепе - там эти чудовища просто кишат!

Таков результат союза Авантюристки и Мистификатора, мастурбатора искусства и просто авантюристки...


http://www.proza.ru/2014/11/14/12 - Часть 1, Дали.