В лучах Утреннего света

Алекс Нефедов
               
                В ЛУЧАХ «УТРЕННЕГО  СВЕТА»
«Царствование Екатерины II было ознаменовано таким дивным и редким у нас явлением, которого, кажется, еще долго не дождаться нам, грешным. Кому не известно, хотя понаслышке, имя Новикова? Как жаль, что мы так мало имеем сведений об этом необыкновенном и, смею сказать, великом человеке!»1 — эти, ставшие уже хрестоматийными, слова Виссариона Белинского относятся к выдающемуся книгоиздателю XVIII века, основоположнику отечественной журналистики, педагогики и археографии, писателю-публицисту, общественному деятелю, «ревнителю русского просвещения» Николаю Ивановичу Новикову.
Для «осьмнадцатого столетия» Новиков – фигура воистину титаническая и легендарная. Он сумел проявить себя в совершенно разных ипостасях. Одной из них стала журналистика. На первых  порах он довольно успешно издавал популярные сатирические журналы «Живописец», «Трутень», «Кошелек», позднее – научные, литературные  и философские журналы, газету «Московские ведомости»2.
Почти два века минуло с того дня, когда Николай Новиков, летом 1818 года, покинул наш бренный мир, но совершенные им дела остались, они живут и находят отклик в трудах его последователей. Яркий пример тому – сборник «Утренний свет Николая Новикова», подготовленный и выпущенный в свет в октябре 2012 года стараниями сотрудников Всероссийской государственной библиотеки  иностранной литературы им. М. И. Рудомино3.  В великолепно оформленном сборнике под одной обложкой удачно расположены и труды ученых и писателей прошлого, и плодотворные работы современных исследователей.  Например, подготовленная Юрием Халтуриным публикация по сути дела первой биографии главного героя этого сборника: «Некоторые черты жизни Николая Ивановича Новикова и Семена Ивановича Гамалеи» из рукописного труда Д.И. Попова «Материалы для жизнеописания пяти благочестивых мужей в России, из разных достоверных источников собрания в Москве в 1840 году» с подробными комментариями и научной статьей публикатора этого замечательного текста.
Название данного сборника совершенно не случайно. Именно издание «Утреннего света» - первого масонского нравственно-религиозного журнала, стало важнейшей вехой в деятельности Новикова и как журналиста, и как филантропа, и как мыслителя-мистика. «Утренний свет» выпускался с сентября 1777 года в Санкт-Петербурге, а с мая 1779 по август 1780 года в Москве, и выходил разовым тиражом в тысячу и немногим более экземпляров. Всего вышло 9 частей (36 номеров). В дальнейшем (с 1781 года) этот журнал преобразован в «Московское ежемесячное издание» (вышло 3 части). С первого же номера, а в последствии  в каждой части,  фронтиспис журнала украшала гравюра аллегорического содержания работы Н. Кирсанова. В реализации главной задачи журнала – религиозно-нравственного воспитания читателя активное участие принимали помимо самого Н.И. Новикова его единомышленники, такие, как  А.М. Кутузов, В.И. Майков, М.Н. Муравьев, И.П. Тургенев, М.М. Херасков. Авторами журнала были и студенты Московского университета Л. Давыдовский,  П. Садорский,  А. Малиновский, Н. Попов. Сотрудничали в нем и женщины, что по тем временам было редкостью. Из дошедших до нас и известных имен: Е. и Н. Свиньины.
Немаловажно отметить, что именно благодаря «Утреннему свету» российский читатель впервые познакомился с произведениями лучших представителей философских школ прошлого: Сократа, Платона, Аристотеля, Паскаля, а так же  трудами европейских богословов и мистиков XVIII века, переведенных специально по заказу Новикова на русский язык. Не случайно, претворяя в жизнь тезис «познай самого себя», первый номер журнала Новиков открывает публикацией «Житие и свойства Сократовы». Это перевод из предисловия к сочинению Мозеса Мендельсона «Федон, или О бессмертии души». Первое немецкое издание этого труда было осуществлено в 1767 году. Спустя десять лет оно стало доступно и русскоязычному читателю – факт для тех времен весьма примечательный. «Федон» был в конечном итоге полностью напечатан в «Утреннем свете», начиная с октябрьского номера за 1777 год, где издатель опубликовал «Разговор первый».
Важным событием для читающей публики стал выход в свет стараниями Новикова в 1782 году книги (часть I и II) «Путешествие добродетели, или Странствования по свету юного китайского царевича с философом, предводительствовавшим и научившим оного, в новейшее время случившееся». Однако, прежде это произведение, переведенное  по мнению исследователей А.М. Кутузовым, опубликовано  именно в «Утреннем свете»4. Впервые же «Путешествие…» было анонимно издано в Лейпциге в 1776 году. Исследователи причисляют его авторство Генриху Вольфгангу Беришу (1744-1825), «странствующему писателю», уроженцу  Наунхофа.
К числу сентиментально-нравоучительных произведений, опубликованных в «Утреннем свете» можно отнести и переводы с немецкого работ Виланда, Геспера, Мозера, Геллерта5.
Лейтмотивом многих опубликованных в «Утреннем свете» произведений стали идеи стремления к свободе человеческой личности, свободе совести, необходимости нравственного равноправия всех людей, идеи общечеловеческого братства всех национальностей. А именно решение таких задач ставила в XVIII веке во главу угла просветительная философия на основании учения о естественном праве. В том числе и на этом строилась целая система «истинного просвещения», к которому так стремился Новиков. В координатах этой системы – примирение веры и разума, добродетельная жизнь в духе следования Христу и разумное пользование радостями мира. На первый взгляд может сложиться впечатление, что «Утренний свет» то «обожествляет» разум, то отрицая это, выше его ставит веру; то проповедует стремление к счастью и наслаждению, то зовет к аскетизму. На самом деле этих противоречий не было. Журнал решительно указывает, что вера неразрывно связана с разумом и, наоборот, безверие – с ослаблением его деятельности. «Утренний свет» отрицает аскетизм, но зовет к добродетели путем подражания деятельной любви Христа, он не отрицает пользование земными радостями, достижениями прогресса, но считает необходимым их облагородить. В этих посылах заложен основной фундамент, на котором в будущем станет строиться миросозерцание Новикова. Да, дальнейшее развитие будет во многом состоять в усилении мистицизма, и «Утренний свет» уже намечает этот путь развития: в двух последних частях журнала, восьмой и девятой, мы находим отдельные статьи сугубо мистического характера. Но, важно отметить, - сдвиг к мистицизму совершается едва заметным образом6. И это еще одно проявление таланта Новикова как журналиста и редактора.
«Утренний свет» пользовался в обществе колоссальным для той поры успехом. Самый красноречивый факт, дошедший до нас, заключен в самом журнале. В конце III части приведен список одних только подписчиков – 789 человек! Кроме вельмож, людей высшего общества немало мещан, купцов, приказчиков, духовенства. В первый год среди подписчиков «Утреннего света» можно заметить 18 архиереев, которые рекомендовали журнал в качестве поучительного чтения своим подчиненным и благочестиво настроенным прихожанам. Вероятно, это отчасти связано и с тем, что изначально журнал был посвящен (о чем указывалось на первых страницах издания) Его преосвященству Гавриилу, архиепископу Новгородскому и Санкт-Петербургскому, высокими знаниями и добродетелями украшенному архипастырю»7.
Помимо числа подписчиков, об успехах журнала свидетельствуют и прямые отзывы его читателей. Некоторые представители духовенства брали статьи из «Утреннего света» за основу для своих проповедей, и такие проповеди принимались прихожанами «с превеликой похвалой».
     Посредством своих читателей Новиков завязал обширные связи с российской провинцией – от Петербурга до Оренбурга, от Архангельска до Полтавы. И все подписчики стали участниками общего просветительского предприятия: в Петербурге на доходы от журнала были организованы и содержались два начальных училища для мальчиков и девочек – Екатерининское и Александровское. Подогревая интерес читателей к этому благородному делу, издатель время от времени публиковал в журнале своеобразные отчеты о числе воспитанников, платных и бесплатных, об их занятиях и успехах, о доходах и расходах, связанных с содержанием училищ. Журнал приглашал всех желающих лично посетить училища и посмотреть, как идут занятия. Характерно, что в училищах детей не только учили, но и воспитывали: внушали им правила поведения, приучали  осознанно участвовать в общей работе, наставляли их на дела благотворительные. Как пример, в одном из номеров журнала сообщается, что дети по собственному желанию отказались от одного из блюд своего обеда, чтобы сэкономить известную сумму на помощь бедным. Таким образом, постоянными отчетами о деятельности училищ все заинтересованные лица объединялись в особое благотворительное общество.
Для своего времени «Утренний свет» был новаторским журналом не только по содержанию. Он распространялся по совершенно новой для России системе – придуманной и, что самое главное, успешно реализованной Новиковым, сети комиссионеров, через которых можно было подписаться на его журналы и книги. В эпоху мобильных телефонов и интернет - магазинов даже трудно себе вообразить, как эта система работала. Здесь нам на помощь приходят сохранившиеся письма. Молодой поэт и писатель М. Н. Муравьев (1757 – 1807), ставший в дальнейшем сенатором и попечителем Московского университета, писал 26 октября 1777 года из Петербурга к отцу в Тверь: «Милостивый государь  батюшка, просил меня Николай Иванович Новиков переслать к Вам несколько объявлений об издании  «Утреннего света», ежемесячного издания, для подписки. Нижайше прошу взять на себя сие попечение, раздать кое-кому и, кто изволит подписаться, собрать. Я думаю, что будут иные охотники. Особливо намерение издателей для заведения школ для бедных, кажется, может побудить многих. А для Вас уже подписался я за три рубли, и дядюшка подписался. После уж надобно и подписки переслать и деньги»8. Любопытно, что ровно через неделю, 2 ноября 1777 года М.Н. Муравьев вновь пишет отцу в Тверь, упоминая о подписке на «Утренний свет»: «Нижайше осмеливаюсь Вам припомнить о присланных к Вам объявлениях для подписки к сему журналу. Сам Николай Иванович будет Вас благодарить о том. Здесь в городе все подписываются, и Тверь, я думаю, захочет подражать Петербургу. Благо что дано средство. Хорошо добро делать из какой бы причины ни было. Хоть и для того, что так  водится. Некто неизвестный, думают, что Иван Ив[анович ] Шувалов, подписал в октябре за один эксемпляр 100 руб[лей]. Многие по 25-ть. Одному вельможе сказали про подписку этого журнала: все подписываются-де. – «Ну! Так и я, да сколько надобно?» - «Цена три рубли, но иные подписали из благотворительности пять и десять». – «Ну! Так я двадцать пять». – Это Брюс»9. Речь в письме идет, в частности, о графе Я. А. Брюсе (1732-1791 ) на тот момент генерал-аншефе и сенаторе, ставшим  в 1782-1786 годах - генерал-губернатором обеих столиц и главнокомандующим  войсками в Москве. Примечательно, что в 1778 – 1779 годах подписку на «Утренний свет»  для Н. И. Новикова проводили  в Коломне  местный воевода П.Ф. Жуков, в Астрахани – капитан И. В. Тибекин, в Москве  - И. П. Тургенев, в Полтаве – войсковой товарищ П. Ф. Паскевич и капитан К. И. Мавроен, в Архангельске – епископ архангельский и Холмогорский Вениамин, в Калуге – С. Н. Веницеев.  В Смоленске – епископ Смоленский и Дорогобужский Парфений, в Казани – митрополит казанский Вениамин, в Пскове  - А.М.Кожевников.
Благодаря тому, что Николай Иванович Новиков  публиковал  в  журнале  список «особ», подписавшихся на это издание,  мы теперь можем, конечно-же  отчасти, судить о круге его читателей. А он весьма разнообразен – от уже упоминавшихся  иерархов Церкви и  дворян, до купцов и разночинцев. Подписчиками журнала были в 1777 - 1779 годах директор Академии наук С. Г. Домашнев, поэт В. А. Майков, будущий основатель крупнейшей российской библиотеки  граф Н. П. Румянцев, Г. А. Полетика -  писатель, лексикограф,  переводчик с немецкого и латинского языков, член Петербургской Академии наук,  И. А. Дмитриевский – актер и литератор, основатель (в 1783 году в Санкт-Петербурге) первой  в России театральной  библиотеки, член Российской академии,  а уже  в начале XIX века - член комитета Вольного экономического общества, почетный член «Беседы любителей русского слова», а в «новиковскую эпоху» - видный масон и розенкрейцер. Яркий представитель разночинцев – один из первых русских профессоров Московского университета, действительный член Российской Академии, выдающийся правовед, один из инициаторов преподавания российского законодательства С. Е. Десницкий выписывал «Утренний свет» в 1777 – 1778 годах.  Подписчиками были президент казанского губернского магистрата  Иосаф Семенович Иноземцев, фабрикант и городской голова Елатьмы Марк Васильевич Коржавин, коломенский купец и бургомистр, московский именитый гражданин Иван Демидович Мещанинов, Президент Воронежского губернского магистрата, воронежский именитый гражданин Василий Васильевич Тулинов. Среди постоянных читателей  журнала - духовник императрицы Екатерины II протоиерей Иоанн Памфилов, член Святейшего  Правительствующего  Синода, ставший впоследствии (в 1783 году) еще и членом Академия Наук, пригласившей его к участию в составлении Словаря русского языка.  Подписчиком журнала и одновременно его автором  был и еще один член Академия Наук и профессор Московского университета – протоиерей  Архангельского собора в Московском Кремле Петра Алексеев. Он в свое время слыл достаточно известным писателем-богословом и даже «вошел» в новиковский  «Опыт исторического словаря…». Последнее обстоятельство,  впрочем,  не помешало  протоиерею строчить судьбоносные доносы на Новикова, но это уже другая история.
В первые годы выхода «Утреннего света» его выписывали  выдающиеся мастера искусства – скульптор Ф. И. Шубин и живописец Ф. С. Рокотов. Подписчиками и читателями были и люди практически не оставившие  в истории никакого следа о себе. Довольно исчерпывающее исследование о купцах - подписчиках  журнала провел доктор исторических наук, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по библиотечной работе А. Ю. Самарин. Из исследования, основанного на изучении  публиковавшихся в «Утреннем свете»  списков «особ».  его подписчиками  (и читателями) были купец Д. И. Карманов, - первый историк-краевед тверского края, калужский купец А. Е. Адоевцов, тульский купец Антон Подельщиков, ярославский купец Осип Суворов. В Первопрестольной  внимание к журналу проявили купцы И. П. Плотников и  И. Я. Наврозов,  а в Санкт-Петербурге  - С. Б. Андреев и  И. А. Лаптев10.
Журнал «Утренний свет» стал первым общественным предприятием Новикова для распространения просвещения и общественной благотворительности. И было необычайно знаменательно, что императрица Екатерина II, прежде непременно подписывавшаяся на издания Новикова и даже поддерживавшая некоторые из них, как, например, «Древняя российская вивлиофика», своими субсидиями, на этот раз не подписалась на журнал и не выделила никаких средств на содержание училищ, носящих имена ее самой и ее внука, будущего императора Александра I.
Публикация в  сборнике «Утренний свет» Николая Новикова репринтного воспроизведения одного из первых выпусков самого новиковского журнала «Утренний свет» - одновременно и дань уважения его создателю и издателю, и стремление исчерпывающим образом предоставить возможность читателям оценить не только внутреннее, духовно-мистическое содержание журнала, но и увидеть его внешний вид, фактуру заголовков, шрифта, переместиться на мгновение в столь далекое для нас «осьмнадцатое  столетие». Обратите внимание, на имена подписчиков, опубликованное в начале номера – они олицетворяют и воскрешают ту эпоху, напоминают о событиях, из фрагментов которых складывалась история нашего Отечества…
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что Николай Иванович Новиков не только формировал, т.е. редактировал и издавал журнал, но и  сам писал для публикации в нем свои программные статьи. Первый номер «Утреннего света» открывает
«Предуведомление» - своеобразное обращение к читателю, которое по единодушному мнению исследователей вне всякого сомнения принадлежит перу Новикова. Отрадно, что составители  сборника сочли целесообразным полностью опубликовать довольно пространное «Предуведомление», с которым впервые читатели познакомились в сентябрьском (первом) номере журнала «Утренний свет» за 1777 год.
Некоторые фрагменты текста могут вызвать определенное недоумение или просто быть не замечены читателями непосвященными.  Поэтому необходимо пояснить, что упоминаемый в «Предуведомлении» возраст десяти сотрудников журнала «не более тридцати лет» подразумевает время их пребывания в масонской ложе, со вступлением в которую истекло три года; таким образом издатели и сотрудники журнала исчисляют свой масонский «стаж». Иронический автопортрет самого Новикова скрывается за формулировкой «Один из наших возлюбленных сочленов». Редкое астрономическое явление прохождения планеты Венера по видимому диску Солнца, происходящее четыре раза в 240 лет (в тексте «Предуведомления»: «Когда Венера проходит через Солнце») иносказательно указывает на молчаливость, корпоративную скрытность Новикова. Наконец, выражение «служить полярною звездою» - часто упоминаемая масонская аллегория, наряду с ожиданием восхода солнца «всепросвещающего духа», приносящего искателям истины расширяющие горизонты познания в лучах «утреннего света».
К сказанному стоит добавить: журнал «Утренний свет» был настолько популярен, что переехав в 1779 году в Москву, Новиков первым делом переиздал первые его три части, - выходившие еще в Санкт-Петербурге. Возможно, это был и своеобразный маркетинговый ход, ведь новые номера журнала теперь печатались в первопрестольной. Однако в 1785 году Новиков переиздал еще и 4-ю и 5-ю части. В 1803 году, уже без его участия, в Московской губернской типографии у А. Решетникова вторым изданием вышла 6-я часть «Утреннего света».
                ****

«Имена подписавшихся особ», публикуемые в «Утреннем свете» демонстрируют нам круг его читателей – современников Новикова. Однако, и в середине XIX столетия журнал был еще на слуху и пользовался определенным вниманием. В частности, им весьма интересовался Лев Толстой. Мы знаем, что к теме масонства Лев Николаевич относился с особым пиететом. Свидетельств тому немало. Масонству уделено место в романе «Война и мир». Масоны, несомненно, должны были играть важную роль и в задуманном им, но неосуществленном, романе «Декабристы». Масонская тема нередко звучит в письмах и дневниках Льва Николаевича. Приведем письмо Л.Н. Толстого к пастору  К. Верксхагену (С. Werckshagen):
Милостивый государь!
Очень благодарен Вам за присылку Вашей масонской книги. Меня очень радует, что я, сам того не зная, был и есть масон по своим убеждениям. Я всегда, с самого детства, питал глубокое уважение к этой организации и думаю, что масонство сделало много добра человечеству.
С глубоким уважением, Лев Толстой
Ясная Поляна, 7 (20) марта 1905.11
В другом, более раннем письме, 28 февраля 1888 года Л. Н. Толстой в письме к Г.А. Русанову отмечает: «Эпиктет – издание Новиковское, больше не знаю».12 Очевидно, что Толстой читал отрывки из «Епиктетовых речей», опубликованных в 1781 году в «Московском ежемесячном издании» (Вып. 2, июль, с.208-221), служащем продолжением «Утреннего света».
А теперь заглянем в дневники классика. За 19, 20 декабря 1853 года (обратите внимание: автору тогда всего 25 лет! – прим. А.Н.) Толстой пишет:
«[...] Читая философское предисловие (…) к журналу «Утренний свет», который он издавал в 1777 году и в котором он говорит, что цель журналу состоит в любомудрии, в развитии человеческого ума, воли и чувства, направляя их к добродетели, я удивлялся тому, как могли мы до такой степени утратить понятие о единственной цели литературы — нравственной, что заговорите теперь о необходимости нравоучения в литературе, никто не поймет вас. А право, не худо бы, как в баснях, при каждом литературном сочинении писать нравоучение — цель его. В «Утреннем свете» помещались рассуждения о бессмертии души, о назначении человека, «Федон», жизнь Сократа и т. д. Может быть, в этом была и крайность, но теперь впали в худшую.
Вот цель благородная и для меня посильная — издавать журнал, целью которого было бы единственно распространение полезных (морально) сочинений. В который принимались бы сочинения только с условием, чтобы при них было нравоучение, печатание или непечатание которого зависело бы от воли автора. Кроме того, что без исключения из журнала этого была бы исключена полемика и насмешка над чем бы то ни было, по самому направлению своему он не сталкивался бы с другими журналами.»…13.
Итак: незримой нитью «Утренний свет» через века проник теперь и в нашу эпоху. Духовные искания не знают границ во времени и пространстве. Поиск Истины продолжается…

 
Примечания:
      
1. Белинский В.Г.  П.С.С. в 12 томах под ред. С. А. Венгерова. Спб.,1900, Т.1, с.343.
2. Подробнее см.: Нефедов А.В. Мастер слова и дела. Странности судьбы книгоиздателя Николая Новикова. «Академия – XXI», М., 2010, с. 30-82.
3. «Утренний свет»  Николая Новикова. – М.: Центр книги Рудомино, 2012 – 320 с.
4. См.: Семенников В.П. Книгоиздательская деятельность Н.И. Новикова и Типографической компании. Пб., 1921, № 286.
5. Подробнее см.: Кочеткова Н.Д. Немецкие писатели в журнале Новикова «Утренний свет». С. 113-124 в книге: «Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени». XVIII век, сборник 11. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Л., 1976.
5. Боголюбов В. Н.И. Новиков и его время. М., Издательство М. и С. Сабашниковых, 1916 г., с. 275.
7. Гавриил (в миру Петр Петрович Петров-Шапошников), 1730 – 1801. С 1 января 1775 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский. С 23 сентября 1783 года – митрополит. В том же году избран членом Российской Академии наук. С 1799 года – митрополит Новгородский и Олонецкий.  При его участии и руководстве была начата работа по составлению Словаря Академии Российской.
8. Письма  русских писателей XVIII века. Л., 1980. с.308-309.
9. Там же. С.311.
10. Самарин А. Ю. Типографщики и книгочеты: очерки по истории книги в России второй половины XVIII века. М., 2013. с.332 – 336.
11. Толстой Л.Н. П.С.С. Гос. изд. худ. лит. М.,1956.  Серия третья. Письма 1904 – 1905 (январь-июнь). Том  75, с.231.
12. Толстой Л.Н. П.С.С. Гос. изд. худ. лит. М.,1953.Серия третья. Письма 1887 – 1889. Том 64, , с.152.
13. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. М., 1978-1985. Том 21. Избранные дневники 1847 -1894 г., с. 106.