Дали и Гала мистификатор и авантюристка. 1ч Дали

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - скульптура по мотивам работы Сальвадора Дали "Мягкие часы" на набережной Темзы в Лондоне; копия скульптуры, посвящённой Исааку Ньютону, работы Дали в Фигерасе на лестнице, ведущей к музею Дали, Испания.



                Цель данной миниатюры - заставить задуматься над тем,
                к чему приводят заигрывания с пороками, тем более, их
                тиражирование в искусстве.
                Автор.


Быть в Каталонии и не побывать в гостях у "Архитектора мистификаций" - такое просто невозможно! И мы отправились по местам, которые связаны с жизнью и творчеством Сальвадора Дали.

Середина октября на юге Испании - лёгкое продолжение лета. За окном поют синицы  весеннюю песню :"фить-пирю, фить-пирю", температура воздуха колеблется около +15 по Цельсию. И только под утро морской бриз заставляет прикрыть балконную дверь в номере отеля.

Вся группа в автобусе, и мы отправляемся из Таррагоны вдоль побережья по направлению к границе с Францией в городок Фигерас.  Где находится всемирно известный Театр-музей Сальвадора Дали. Сам городок небольшой, в нём проживает всего около 40 тысяч жителей. И знаменит он благодаря эксцентричному художнику, получившему именно там титул "гения сюрреализма".

Здесь Сальвадор родился, и именно здесь в 15 лет состоялась его первая полудетская выставка в местном городском театре. Сквозь всю жизнь он пронёс эту идею и стремление соединить своё творчество и театр. И так уж случилось, что его музей стоит на месте того самого городского  театра.

Надо заметить, городок Фигейрас в 1904 году, когда родился Сальвадор, был маленький, ничем не приметный. Тихий, как и в средние века. Отец мальчика, муниципальный нотариус, отдал его в школу монашеского ордена маристов. Параллельно он занимался в художественной школе.

Первое его знакомство с модернистским искусством состоялось в 12 лет в Кадакесе, где он проводил каникулы.  В возрасте 14 лет, в 1918 году, за непотребное поведение его исключают из школы. А через 3 года, в 1921 году, он уезжает в Мадрид, где учится в Академии художеств Сан-Фернанду.

В семье Сальвадор был любимым ребёнком, особенно его любила и жалела мать.  Сальвадор унаследовал очень неуравновешенный характер, был очень впечатлительным и непослушным ребёнком. С детства он считал себя не таким, как все, исключительным. Мать боялась за него. И был повод.

Его дед страдал манией преследования, и, чтобы убежать от своих преследователей, выпрыгнул из окна - свёл счёты с жизнью. Эта история долго скрывалась от детей, но впоследствии была озвучена. Вот почему мать так беспокоилась о сыне.

Кроме того, отец, боясь за ранние сексуальные отношения детей, хранил в книгах фотографии обезображенных гангреной и другими заболеваниями гениталий.
Конечно, любознательный мальчик их нашёл. И всю оставшуюся жизнь секс для него ассоциировался с гниением, разложением и тленом.

Это в последствии отразилось и на его полотнах: страхи, мотивы разрушения и распада (в виде муравьёв) встречаются практически в каждой его работе.

Наш взор был прикован к морскому побережью Испании Коста-Дорада, по которому мы продвигались на восток, навстречу восходящему солнцу. И, слушая своего гида, невольно задавались вопросом: каковы были побудительные мотивы творчества Дали. Ведь природа южной Испании так скромна, а море тихо и приветливо. Откуда Дали черпал мотивы разрушений и отчаянья? На эти вопросы мы и искали ответы.

Путь наш продолжался дальше, справа от федеральной дороги иногда появлялось тёмно-синее осеннее море, и тогда глаза отдыхали от коричневых склонов холмов без признаков растительности.

Мы же вернёмся в Мадрид, где проходили годы учёбы Сальвадора в Академии художеств. Студент Дали был дерзким и высокомерным с преподавателями. Он не скрывал своего бунтарского духа. За это поведение его отчисляют из Академии.

Считать его гением, которому дано превозноситься над преподавателями, или нет, не мне судить. Но учёба, судя по всему, его тяготила. Ему хотелось блистать своими талантами, делать вызов устоям общества.

И во многом на это поведение повлияло его знакомство с такими видными тогда деятелями культуры, как Гарсиа Лорка и Пикассо. Гарсиа Лорка на долгие годы станет для Дали лучшим другом. Что было в основе дружбы двух таких разных по возрасту и положению людей, сказать трудно. И сам Сальвадор об этом никогда не говорил. Но предположения были. Сальвадор был необычен. И внешность, и  манеры здорово отличали его от других молодых людей.

Здесь же, в Мадриде, в 1929 году, у художника начинаются два новых этапа его жизни: начало сюрреалистического периода в его творчестве и знакомство с Гала.

Гала буквально ошеломила его. Она не была красавицей, она была сексуально раскованной светской дамой, на 10 лет старше его. А он в свои 25 был девственником. Отец Сальвадора не переносил Гала на дух, он считал её наркоманкой. И лишил сына всякого наследства.

В знак протеста капризный "мальчик" обрил наголо голову, а волосы "похоронил" в отцовском саду. И уехал с Гала в Париж.  Ни с чем и в никуда: Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, имела дочь, и жила втроём, ещё и  с любовником немцем Максом Эрнстом.

Среди французских сюрреалистов подобное поведение не являлось чем-то из ряда вон выходящим. Теперь  понятно, что повлияло на вкусовые пристрастия художника - в начале 1920-х годов во Франции это течение парадоксального сочетания форм и иллюзий получило широкое распространение.

К встрече Гала и Дали мы ещё вернёмся. А сейчас мы въехали в Фигерос и  экскурсия началась.

Когда Дали приобрёл мировую известность и стал богатым после Америки, мэр Фигероса попросил у него в подарок городу картину. И вот тогда у Сальвадора возник план создания в городе своего театра-музея.

Здесь впервые им применены методы архитектурных мистификаций. А именно, цифровой метод, применённый при создании картины "Обнажённая Гала, смотрящая на море". На расстоянии 20 метров картина "трансформируется" в портрет Авраама Линкольна.

Одна из мистификаций - это само здание музея-театра с его гигантскими "Шалтай-Болтаями", сидящими на стенах и украшающими крышу здания.

1974 год - дата открытия музея в Фигерасе. Строки, услышанные Алисой во время ее странствия по Зазеркалью, приходят на ум, когда впервые видишь Театр - музей.

Белоснежная скорлупа яиц контрастирует с тёмно-красными стенами и золотистыми вкраплениями из хлебных булочек. Дали очень любил хлеб!

Сам музей состоит из трёх основных объектов: музея, башни Гала и выставочного центра с драгоценностями, созданными по эскизам художника. Музей драгоценностей, созданных с 1941 по 1970 год, состоит из 36 ювелирных изделий и 27 изображений на бумаге.

Наибольший интерес представляют комната-иллюзия, которую Дали "слепил" из черт лица киноактрисы Мэй Уэст. Так называемые "Губы Дали", которые сейчас используются как бренд в названии духов. Диван в форме губ и ещё несколько предметов интерьера со смотровой площадки выглядят как лицо актрисы.

Во внутреннем дворике музея - розыгрыш "Дождливое такси". Очень известные работы - картины "Постоянство памяти", изображающие "мягкие, текущие" часы.
Ну, и множество картин, напичканных символизмом, интересными идеями Фрейда.

Дали придумывал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытые символы своих работ. Например, выдвижные ящички - тайны скрытых желаний. Ползающие муравьи - символы страха, разрушения и распада.

И даже склеп, где покоится набальзамированное тело художника, замурован в стену с экспозицией украшений, созданных по эскизам Дали. А рядом - женский туалет, где всегда очередь. И даже есть такая шутка, что любящий подслушивать чужие тайны Дали и после смерти подслушивает разговоры женщин в очереди.

Но я не искусствовед, и не ставлю здесь целью описание произведений искусства Дали. Мне бы хотелось передать те ощущения, которые возникли при посещении музея-театра.
 
После просмотра его картин на первом этаже мне захотелось на воздух, даже затошнило! Настроение было удручающее, а намотанные кишки вокруг многочисленных безжизненных туловищ и полу выдвинутые ящички комодов пестрили перед глазами. И я вышла на застеклённую зимнюю террасу, не в силах больше давать такую негативную нагрузку своему мозгу.

Отдышавшись и придя в себя, я огляделась по сторонам. В реальном времени, здесь и сейчас,  мой слух уловил русскую речь. Это была моя соседка по скамейке:

- Сеня, Веня, я посижу здесь. Вам даю времени час. А вы из России, вижу, вы меня понимаете, - повернулась ко мне женщина.

- Да, из России. А вы? - спросила я.

- А мы живём в Израиле, давно эмигрировали. Вот, внуков привезла в музей. Второй по посещаемости после Лувра в Европе. И как вам? - спросила меня новая знакомая, - Меня ноги что-то не несут!

- Ой, и я больше не могу ЭТО видеть!

И мы с удовольствием переключились на обсуждение жизненных тем.

Могу сказать, что больше всего в музее мне понравился Дали в качестве дизайнера ювелирных украшений. И даже не пугало его забальзамированное тело за стеной выставочного зала драгоценностей! Сам он так и представлялся ребёнком, не наигравшимся в резиновых зайчиков.

Другое дело, кто завёл его в такие дебри, что он встал в многочисленные ряды пациентов Зигмунда Фрейда.

Мы же, "налюбовавшись видами внутренностей" во всех интерпретациях, отправились в замок Пуболь - владения маркиза Дали. Этот небольшой замок  средневековой постройки был куплен им в 1969 году для его старушки - жены Гала, русской по-происхождению, Елены Дмитриевны Дьяконовой. А титул был получен им от самого короля Испании, чем Дали очень гордился.

В это время ей было уже 76 лет.  Супруги уже успели надоесть друг другу, и здесь Гала провела последние годы своей жизни в увеселительных мероприятиях в обществе молодых повес. А без Гала и её роли в жизни и творчестве Дали мой рассказ будет неполным. Об этом в следующей, второй части.


Продолжение следует. http://www.proza.ru/2014/11/14/1265 - часть 2, Гала.