Земля Израиля приобретается страданиями

Эли Лапид 67
"Земля Израиля приобретается страданиями"

Эли Лапид

Этот постулат содержится в Талмуде. Виленский Гаон подчеркивает в своем толковании, что страданиями Э-И приобретается не просто так, а по настоящему.
То есть, приобретенную без страданий Эрец Исраэль легко и потерять.

Для начала определимся с терминами. Что такое Эрец Исраэль, понятие, которое мы привычно употребляем десять раз в день?

Для начала рассмотрим пшат: каковы границы Страны Израиля? Дело в том, что Всевышний дважды заключал Брит (Завет) с Авраамом и и в обоих случаях указывал разные границы.

Один раз говорилось о том, что в Книгах Пророков описывалось как пространство от Дана (подразумевается не сегодняшний Гуш Дан, а город данитов на реке Литани в нынешнем Южном Ливане) до Беер Шевы, с одной стороны, и от Средиземного моря до Иордана - с другой. Обратим внимание, что при таком раскладе Южный Негев и Эйлат оказываются вне наших пределов.

В другом случае - границы значительно расширяются - от реки великой, реки Египетской, до реки Прат/Евфрат. Комментаторы спорят, что здесь подразумевается под "рекой Египетской" - одни пишут, что это Нил, другие возражают, что в Торе Нил называется Йеор, и потому здесь речь идет о какой то другой реке, скорее всего той, от который ныне осталось лишь каменистое русло, называемое Вади Эль Ариш. Она делит Синайский полуостров примерно пополам.

С точки зрения исторических фактов, ситуация даже хуже, чем в понимании Виленского Гаона. Несмотря на бесконечные войны, засухи, другие несчастья, мы то и дело теряли контроль над частями Э-И даже в минимальных границах, а максимальных (и то не полностью) сумел достичь лишь царь Давид, и то уже его сын Шломо утратил контроль над Дамасским царством на Севере. В каком то приближении похожих рубежей добился Александр Яннай, но Хасмонейская Иудея вскоре попала под власть Рима.

Да что там! Большую часть своей истории после Дарования Торы мы вовсе не владели даже каким нибудь клочком Эрец Исраэль. Нынешний Израиль с самого начала ведет борьбу за существование, в которой наших противников поддерживают почти все страны мира, на нас обрушивается то террор, то жесточайшие социальные проблемы, но наш суверенитет в Э-И становится все более и более эфемерным.

Конечно, у религиозных авторитетов есть универсальная отмычка - что все это наказание за грехи, то есть несоблюдение Заповедей большей частью народа Израиля, о чем прямо и неоднократно говорится в самом ХУМАШе.

Но если так, почему Хахамим в трактате Брахот увязали наше владение Э-И именно со страданиями, а не с прегрешениями поколений?

Дело в том, что все в мире жесточайше детерминировано, и то, что нам кажется нашим выбором (например, в каком университете учиться) на самом деле предопределено, просто мы не владеем всей полнотой информации о себе и окружающем мире, что создает иллюзию свободы выбора. Кроме одного: "все в руках Небес, кроме трепета перед ними". Иными словами, реально право выбирать нам дано лишь между Путем Торы и Путем Страданий. И поскольку падать легче, чем подниматься (для последнего требуется усилие) - еврейский народ и зависящее от него человечество в целом в огромной массе своей идет Путем Страданий. И даже соблюдающие "ради себя" религиозные евреи тоже не сходят с последнего Пути. Чем и объясняется тот факт, что в Шоа и других актах геноцида религиозные и светские евреи истреблялись вместе без всякого разделения.

Да, были и есть "йехидей сгуля", избранные единицы, сумевшие достичь ступени выполнения Торы "лишма", то есть, бескорыстно. В древности их было больше, например, в Талмуде рассказывается, что примерно за 900 лет пророчества у нас было в совокупности 1 200 000 Пророков. Сравним эти цифры и увидим, что Бней Алия (Взошедшие в Высшие Миры) всегда составляли незначительное меньшинство в народе. А Страну завоевывает и заселяет народ в целом либо его значительная часть, но никак не одиночке.

В свете сказанного, понятно, почему мы обречены на страдания в Эрец Исраэль (в Галуте тоже, но мы сейчас не об этом) - для подавляющего большинства это единственный способ удержаться в качестве суверенной нации на Земле Израиля.

Но как же быть тогда с мнением Виленского Гаона? В его интерпретации страдания дают нам твердый контроль над Эрец Исраэль, независимо от прегрешений. И тут мне придется затронуть весьма щекотливую тему, чего я обычно стараюсь избегать (по крайней мере, когда речь идет о духовных вопросах). Коль а-Тор представляет собой сборник записей учеников Виленского Гаона, а не лично написанный им труд. По крайней мере, так утверждали такие авторитеты, как рав Шломо Вольбе, рав Моше Штеренбух и рав Ицхак Гутнер. Точность передачи записей ставится ими под сомнение. Не берусь быть судьей в этом споре и поэтому ставлю тут точку. Как историк-эмпирик, могу лишь сказать, что исторические факты - на их стороне.

Однако, мне хочется закончить на оптимистической ноте. Вполне возможно, что любая, даже весьма аморфная еврейская власть над Э-И, да и то не полностью, достигается лишь Путем Страданий. Но у них есть мощнейший заменитель, прибегнуть к которому может любой еврей или еврейское сообщество в Земле Израиля в целом.

В книге ;;;;;, записанной РАБА"Шем со слов Бааль а-Суляма (";;;; ";;;;; ;;;; ;;;;;;) объясняется, что страдания - не столько наказание за грехи, сколько "толчки", призванные обратить его внимание на Творца, раз уж сам он этого делать не хочет. Рано или поздно человек приходит к выводу, что есть некий Источник страданий, Который чего то от него добивается и не оставляет в покое. Следовательно, самое логичное - обращаться к Нему в годины бедствий. И тогда молитва делает страдания ненужными, ведь их целью было приблизить человека к Создателю.

80% евреев Израиля верят во Всевышнего. Каждый из нас может и должен обращаться к Нему по поводу как личных, так и национальных страданий - ибо только так дано их хотя бы смягчить, если не избавиться от них вовсе. Конечно, при этом надо четко понимать, что духовная работа построена минимум на 2 линиях - ЭМУНА (Вера) и ИШТАДЛЮТ (собственные усилия). Отказ от одной из них ведет еврея прямиком под власть клипот (нечистых, то есть, неисправленных, сил). Одень он на себя при этом хоть 5 лапсердаков и отрасти пеот, как у Бармалея. Проще говоря, наряду с молитвой и учением надо и хлеб сеять, и из автомата стрелять... пока не пришел Машиах Бен Давид.