Святогорский монастырь

Светлана Мягкова 2
Восходящее солнышко обливало косыми лучами всю окрестность. Замелькали луга. Автобус свернул с трассы, и перед глазами появилась сказка. Царство Берендея. Донец извивается, как змея, по берегам густые заросли голых кустарников, березки белеют тонкими девичьими станами в белых сарафанах, дубы-великаны разбросали свои могучие ветки в стороны, сосны тянут свои макушки прямо к небу, они такие высоченные! Настоящие корабельные сосны. По правому берегу Донца высятся меловые скалы, а на них строения монастыря, кое-где разрушенные... с дороги видно плохо. На самой высокой точке памятник Артему - революционеру Федору Андреевичу Сергееву. А вид отсюда великолепный и люблю я обозревать монастырь с его куполами и колокольнями, именно отсюда.
***
 Горизонт без предела, не знаю, на сколько километров все просматривается. Ширь необъятная. Внизу, под ногами, бежит Донец, его тело покрыто блестящей чешуей, как змея, оно изгибается и тихонечко уползает вдаль и прячется в прибрежных песках, и опять выныривает где-то. Берег опушен зеленью, точно мягкие зеленые облака летели-летели и, вдруг, присели передохнуть. По реке ели заметной точкой движется прогулочный катер. Над всем этим, внезапно, раздается густой звон колоколов, он, то нарастает, то тихонько замирает под поднебесными сводами. Все невольно замирают и прислушиваются к этим завораживающим звукам.  Под самыми ногами - весь монастырь. Он тянется своими сине-бирюзовыми куполами, украшенными золотыми звездами. Ввысь, к тебе, как-будто хочет прыгнуть и лететь, и парить над землей, а колокола звенят, поют, вы себе просто не можете представить, какое это разноголосье. Мне, как-то пришлось присутствовать на воскресной службе. Все начиналось с колокольного пения. Едва слышно запели маленькие колокольца: « Дин-дон, дин-дон-дон-дон.»
И тут мощный удар самого большого колокола врезался в этот едва слышный перезвон и... Понеслось, полетело, зажигая, как огнем, звуками и переливами, малиновый звон, играет, поет, в эти минуты забываешь обо всем, а звуки колоколов летят над Донцом и слышно их далеко-далеко. И... Бамммм... Протяжный звук и все замирает. На какое-то мгновение такая тишина, что становится страшно. И все опять оживает, а в голове еще долго звучат эти чарующие звуки. Не знаю, наверное, я не могу передать то, что ощущаю в эти минуты, просто не хватает слов, но поверьте, если вы, когда-нибудь попадете в Святогорск, это будет одно из самых незабываемых впечатлений.
***
Я никогда не думала, что стану такой поклонницей этого чудесного уголка. Первое, что было восстановлено в монастыре - Покровская церковь. В очередной приезд, тогда еще в Славяногорск, мы пошли гулять и решили заглянуть в Покровскую церковь. Она  была вся окутана лесами, но службы потихоньку шли. Зашли: великолепие алтаря, масса народа, служки в черных одеждах - совсем еще дети, монахи - красивые молодые люди с одухотворенными лицами, батюшка в нарядных воскресных одеждах и запах ладана. Красиво, необычно! Тогда я, наверное, впервые попала на службу. Через пять минут нашего пребывания под сводами этого божественного купола, мне стало плохо: слезы хлестали градом, я почти потеряла сознание. Какое там отстоять службу... Хорошо, что я была не одна, только помню, что на ватных ногах меня просто выволокли оттуда и ... какой-то кусок времени просто выпал из памяти. В себя я пришла на скамейке под тенью огромного дуба.
Что это было? Неужели мы так все отрицали, что даже самое невинное, казалось бы, посещение дало такую реакцию!? Не знаю. Впрочем, посещение именно Свято-Успенского Храма у меня всегда сопровождается слезами, они быстро высыхают, и чувствую я там себя замечательно, но, как только переступаю порог Храма, всегда слезы на глазах.
Итак, первые упоминания о Святогорском монастыре, как о культово-христианском очаге, относится еще к 11-12 векам. Хотя, есть версия, что еще во времена каменного века в пещерах жили охотники и рыболовы и использовали пещеры, как убежище от врагов. А наиболее распространенное мнение о возникновении обители относится к 13 веку. Якобы выходцы из Киево-Печерской лавры спасались от нашествия татаро-монгол на Русь и облюбовали себе для жилья меловые горы. Но как бы там не было, оставим историкам и археологам выяснять возникновения этого чудного поселения. Знаете, как сказал один из архимандритов Святогорского монастыря Иоиля в 1679 г.:
-  ...в котором году тот монастырь построен он сам не ведает. Писания о том у нас в монастыре нет.
В Киевской Руси Святогорск был одним из сторожевых пунктов и служил довольно крепкой оборонительной линией. А раз есть поселение, то обязательно должна быть и святая обитель. Меловые скалы, недоступность для внешних врагов, переправа через Донец, ну и, наверное, политические процессы - все это послужило для возникновения монастыря. В 1624 г, была получена Государева грамота на содержание монастыря. Вот с этих пор о монастыре и заговорили. Российские цари видели и ценили заслуги Святогорской обители, даже были установлены особые сторожевые посты для охраны монастыря. Выделены земли и угодья. В монастыре в те времена часто скрывались беженцы из крымского плена и те, кто подвергался гонениям в польско-литовских землях.
***
Сейчас территория монастыря охраняется казачьим отрядом. Вход на территорию часовни, к деревянному скиту, ворота, непосредственно ведущие на территорию Храма - все охраняется казаками. Бравые казаки в парадном обмундировании день и ночь несут свою службу. На главных воротах, обычно стоит пост из двух человек, рядом урна для сбора пожертвований на восстановления Храма. Редко кто из посетителей не опускает туда денег или каких-нибудь ценностей. Видела, как один здоровенный мужик, снял с шеи золотую цепь толщиной с палец и бережно опустил в прорезь ящика. Казаки на территорию храма ни за что не пропустят без головного убора, юбки и с оголенными плечами. Иногда приходится делать импровизированные юбки накидки из шарфов и платков, которые продаются тут же. Голова, плечи и бедра должны быть обязательно закрыты. Смешно смотреть, как женщины на брюки и шорты наворачивают немыслимые юбки, а красивые головки прячут под монашескими платками. Косметики тоже минимум, могут и умыться заставить, но правила, есть правила, сама не раз оказывалась в таком положении, когда спонтанно, вдруг, тянуло прогуляться по территории монастыря.
Что меня завораживает сразу - это монастырские клумбы. Таких удивительных переплетений арабесок, не увидишь даже на бумаге, танец цветов, иначе не скажешь, они кружатся, завиваются, раскрываются, вспыхивают под лучами солнышка или расцветают невиданными красками под каплями дождя.  А запах!!! Божественная обитель. Так, наверное, должно быть в раю. Немыслимое буйство цветов и игра запахов, этакое послевкусие букета райских цветов. Эка меня несет! Но я, действительно, от сочетания не сочетаемого, просто в восторге. Клумбы по всей территории!
А вот возле монастырского птичьего заповедника... Представляете, там чудесный птичий, не знаю, как назвать правильно, зоопарк? Наверное - неправильно. Птичник? Но все птицы летают по огромным зарешеченным клеткам. Пусть так и останется - птичий заповедник. Шикарные кусты роз! Розы огромные, а аромат от них... Сказка! В вольерах гуляют павлины, раскрывают свои шикарные хвосты и дразнят посетителей. Райские птицы, на табличке так и написано - райская птица. Попугаи, каких здесь только нет разновидностей. Фламинго, представляете! А уж про индюков, голубей, кур, уток и прочих пернатых и говорить нечего.  Детвора гроздьями висит на заборе, отделяющем эту красоту от посетителей. Восторженные восклицания! Вот, подошел монах в черных одеждах, серьезный, какой-то весь в себе, все земное не для него. Минута и полное перевоплощение. Глаза заблестели, на щеках появился румянец, на губах заиграла очаровательная улыбка. И вот он уже хохочет вместе с детворой над проделками попугая, который опускается на голову павлина, клюет его. Павлин сворачивает хвост. Попугай отлетает. Только павлиний хвост раскрывается в шикарный веер, тут же подлетает попугай и снова клюет павлина. Господи, какие же по сути мальчишки, эти пришедшие на служение к Богу, монахи.
***
Монастырские пещеры. Лезть в историю не хочу, хотя, наверное, надо бы о них сказать с исторической точки зрения хотя бы пару слов. Итак, пещерный монастырь – самая древняя часть обители, он включает два яруса сооружений в меловой скале. Архитектурными памятниками являются церковь Св. Иоанна Предтечи и храм Св. Алексия. Пройти по монастырскому подземелью считают своим долгом почти все паломники. Раньше, лет двадцать назад, когда монастырь был "великой здравницей" и в его стенах находился санаторий Артема, а в Успенском соборе располагался самый обыкновенный кинотеатр, в который можно было попасть за 25 копеек, подземные ходы были открыты. Можно было бегать по ним, сколько душа пожелает. Пионеров толпами водили на экскурсии. Пробежаться по подземелью считалось обыденным делом. Устраивали даже некое соревнование: кто быстрее? Одни шли по меловому ходу, а другие, цепляясь за корневища деревьев, взбирались почти по отвесной горе. Лестница, которая вела к Николаевской церкви, была полностью разрушена, о ней напоминали остатки ступеней торчащих из земли и кое-где деревянные поручни в полусгнившем состоянии. Был, правда, один фрагмент лестничной галереи, но без крыши и пола: четыре стены с окнами. Почему упомянула Николаевскую церковь, да потому, что это была, как бы, конечная точка путешествия.
Красота со смотровой площадки открывается неимоверная. Туда можно, конечно попасть и по серпантину, дорога, выложенная огромными бетонными плитами, но очень долго идти, да и петляет она сильно. Так вот, самый короткий путь был по меловым ходам. В скале вырублен проход высотой метра два. Длиннющий тоннель. У входа сидела бабулька и раздавала всем свечи, да, в те времена свечи раздавали. Это теперь все поставлено на коммерческую основу: все продается, удивляюсь, что святой водой еще не торгуют. Получили мы свои свечки и двинулись под землю. Экскурсовод - бойкая девица, бежала впереди, а мы, кучка желающих ознакомиться с историей Славяногорска трусили за ней. Не знаю кому, как, а для меня путешествие было не из приятных. Темно, холодно: на улице стояла жара, а здесь было царство холода, зубы клацали в такт шагам. Низкий свод потолков и какие-то ответвления, уходящие куда-то в стороны, полностью покрытые густым мраком. Меня все время не покидало чувство, что вот, сейчас я отстану и не найду выхода. По дороге попалось несколько зарешеченных келий, в одной из них при совсем тусклом огоньке лампадки монах или отшельник, бил поклоны. На нашу гомонящую толпу он и внимания не обратил. На первом уровне была сделана остановка. Церковь в то время еще восстановлена не была, хотя монахи из действующей монастырской обители водили сюда свою паству.
И вдруг... Вы себе просто не можете представить, какой нечеловеческий вой разорвал подземную тишину. Стон, вопль, вой раненого зверя - я не знаю, с чем это можно было сравнить. Волосы встали дыбом и мурашки, не то что поползли, а начали носиться с невероятной скоростью. Оказалось, что местный преподобный отец водил сюда прихожан, для изгнания бесов. Если судить по крику, то бесы, действительно, в ком-то из нас живут и очень не хотят покидать наши бренные тела. Экскурсовод быстренько завершила свой рассказ, и мы дружно двинули дальше: к теплу и свету. Какое же это было блаженство, оказаться на земле, под лучами нещадно палящего солнца! А какая красота открывалась со смотровой площадки: ради этого можно было пережить сорок минут подземного заточения.