1. Людские сны не цвет пустой

Вера Лемешко
 1часть. ЛЮДСКИЕ СНЫ – НЕ ЦВЕТ ПУСТОЙ


Осознание сновидений, как и – сознания, с его обширной памятью и подсознательным, Чашей чувствознания, издавна стремились постичь и, не найдя строгой логики, отступали, предавая их осмеянию, презрению, говоря: – "разум от дьявола», «сны от бесов" и т.п. Были и противоположные точки зрения. Сознание – является средством и мерой в процессе становления духовной культуры человека. Обнаружилась общность сновидений у разных эпох, народов. Свами Вивекананда призывал: – глядите на океан, а не на "волну"! Даже теперь мы в состоянии дать нашему сознанию известный "толчок", и оно переходит в сверхсознание и работает в мире потустороннего.


Сознанье, как море, не может молчать.

Стремится сдержаться, не может сдержаться,

Все рвётся на всё и всему отвечать,

Всему удивляться, на всё раздражаться.

Г.Иванов


Всё строже мыслю я, вникая

В бег дней с их гордой суетой.

Не праздный колос мысль людская,

Людские сны не цвет пустой.

Юргис Балтрушайтис


«Урусвати знает, что психическая энергия реагирует даже на малые атмосферные проявления, к тому же эта энергия самая индивидуальная.

Узнавать ее качества тем труднее, что даже не имеется номенклатуры для названия ее проявлений. Можно проследить, что психическая энергия отвечает на все касающееся деятеля.

Можно слышать самые отрывочные, хаотические слова, которые могут показаться бессмысленными, но каждое из них произносится с прямым или косвенным отношением. Сам деятель не может закрыть свой аппарат, чтобы пресечь дальние одновременные зовы, но он чувствует, если нечто имеет особое значение.

Нередко трудно определить, когда будет самое сильное значение услышанного, но сообщения складываются в хранилище сознания. Со временем они вынырнут из глубины сознания и подтвердят происходящее.

Так Мы наблюдаем все неисчислимые свойства психической энергии. Невозможно подчинить ее простому закону, но есть особое очарование в разнообразии проявлений этой энергии. Щедрость космическая сказывается во всех неповторяемых явлениях, которые человеческий ум никогда не охватит. Это не препятствует изучению энергии. Она как нескончаемая книга Природы. Потому Мы призываем все человечество к коллективному изучению всеначальной энергии.

Мыслитель уже предвидел, что человек может победить Природу, если поймет, в какие врата нужно выйти на эту битву» Учение Живой Этики: Надземное, § 560.


О Вышний Свет, над мыслию земною

Столь вознесённый, памяти моей

Верни хоть малость виденного мною

И даруй мне такую мощь речей.

Чтобы хоть искру славы заповедной

Я сохранил для будущих ладей. Алигьери Данте


Артур Шопенгауэр (1788-1860) утверждал, что – равномерность течения времени в сознании всех людей доказывает об их погружённости в один и тот же сон; более того – что видящие этот сон являются единым существом. Это своеобразно выраженная мысль об единстве человечества, – что все люди имеют непреходящую общность, и эта общность прослеживается во множестве объединений, в братстве. Поэзия – к тому же нас приводит:


Но потому, что взор во мне крепчал,

Единый облик, так как я при этом

Менялся сам, себя во мне менял.

Я увидал, объят Высоким Светом

И в ясную глубинность погружён,

Три равномерных круга, разных цветом. Алигьери Данте


Самих себя мы измеряем снами,

На дно души спускаемся во сне,

И некий дух себя измерил нами

В первоначальном дыме и огне.

Борис Лившиц


В языке снов, его образах, символах выражается – простое и загадочное, повседневное и фантастическое, земное и небесное. Мы ищем смысла в сновиденьях, единства жизней – бодрствованья, сна, надеясь найти ответ на дня задачи и загадки, свести разъединенное, разрозненное в чувствах, мыслях:


Морфей, до утра дай отраду

Моей измученной любви.

Приди, задуй мою лампаду,

Мечты мои благослови!

Сокрой от памяти унылой

Разлуки страшной приговор!

Пускай увижу голос милый.

Когда умчится ночи мгла

И ты мои покинешь очи,

О, если бы душа могла

Забыть любовь до новой ночи!

Александр Пушкин


И мир был беспределен,

Пронзенный блеском льдин.

Я был свободен, целен.

Я спал. Я был один.

Константин Бальмонт


Весна наводит сон. Уснем.

Хоть врозь, а всё ж сдается: все

Разрозненности сводит сон.

Авось увидимся во сне.

Всевидящий, он знает, чью

Ладонь – и в чью, кого – и с кем.

Кому печаль мою вручу,

Кому печаль мою повем.

Марина Цветаева


Сон – это и боль, печаль, чёрные тучи, пустая пляска и удивительные сочетания трепета жизни. Елена Ивановна Рерих сообщала (Матерь Агни Йоги): «Как его тень, будут следовать за человеком все его несовершенства и явления прошлых свершений, пока он не изживет и не преодолеет их все. Оттого и возможность упасть сопровождает его до самых высоких ступеней. И если Искуситель предлагал Иисусу все царства земные и власть, то значит, и искушение предлагается по росту и высоте духа. А трудности, в свою очередь, тоже будут расти и умножаться по мере его восхождения. И облегчения уже не приходится ждать. Спросят, не лучше ли пребывать в незнании? И легче, и проще, и безответственнее. Это можно сделать, только уничтожив росток. Потому «мертвым» предоставляется возможность «хоронить своих мертвецов». Избравшим же путь жизни остается лишь идти по нему, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Все трудности – Майи обманы и сны, и через них надо пройти, чтобы вступить в Царство Света» Грани Агни Йоги, 1972 г. § 328.


О, эти сны! О, эти пробужденья!

Опять не то ль.

Что было в дни позорного плененья,

Не та ли боль?

Зинаида Гиппиус


Колоколов средневековый

Певучий зов, печаль времен,

И счастье жизни вечно новой,

И о былом счастливый сон.

Иван Бунин


Эти сны словно черные тучи нависли

И плывут над беспечной землёй.

А.Кондратьев


Ты знаешь: мир судеб развязка,

Теченье быстрое годин

Лишь снов твоих пустая пляска;

Но в мире – ты, и ты – один.


Всё озарявший, не согретый,

Возникнувший в своём же сне.

Текут года, летят планеты

В твоей несчастной глубине.

А.Белый


Во сне мы умираем, возрождаемся, меняемся в обличиях, странствуем по миру, ищем забвенья, тишины:


Возлюбленная тишина,

вечернее очарованье,

виденьями какого сна

овеяно твое молчанье?

С. Маковский


«Право на вход в Мир Высший имеют все, в ком есть хоть бы искорка Света, но раскрывается он по сознанию. Тем, что в себе, постигается то, что вовне. Впрочем, так же и в Мире земном. Мир троглодита и мир озаренного разны, ибо человек есть мера вещей. Вот почему Говорим о расширении сознания, дабы больше могло вобрать оно в себя из окружающего его мира. Йог-отшельник, не покидающий пещеры своей, расширяет сознание свое без конца. При наличии огненного устремления ничто не может препятствовать человеку двигаться вперед в этом направлении. Лишь бы только не угас огонь устремленного сердца. Много гасителей и много условий, огонь духа гасящих. В сущности говоря, расхитители и пожиратели огня все, в ком горит он слабее. Закон сообщающихся сосудов в действии постоянном. И все же надо устоять. И не только устоять, но и двигаться дальше. Где же силы найти для продвижения непрерываемого? Обратимся к природе. Солнце восходит каждый день обновленным, после пралайи ночной. Весной после зимнего сна просыпается жизнь. Ритм чередования дает силу утверждению жизни. И человек каждый раз почерпает во сне новые силы, нужные ему для того, чтобы жить. Так же и дух во время ночной пралайи обновляет силы свои и почерпает энергии, нужные ему для восхождения.

Каждый в Мир этот земной приходит с запасом огня. Точно так же и сон возможность дает этот умножить запас. Но для этого требуется сознательное ко сну отношение и понимание явления сна. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко. И свиньи спят тоже и тоже во сне отдыхают. Но свинья не пример. Сон может быть благодетелен очень, если при отходе ко сну дает направление сознанию воля. Ведь спит только тело земное. Тонкое сознание напряженно активно, но действует оно по линиям устремления, утвержденным в бодрствующем состоянии. Обычно эти линии устанавливаются бессознательно, хаотично, случайно и направления их часто тусклы, нечисты, смутны и отемнены земными страстями, недостатками и слабостями человека. Но в момент засыпания воля может отбросить лохмотья прошедшего дня и дать новое, освобожденное от них направление мыслям. И мысли тогда понесут тонкое сознание по каналам, заложенным в них. Сон смерти подобен. Многие готовятся к смерти, освобождая себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях светоносной мысли в те сферы, где оно обновляется снова огнем и силы себе почерпает для жизни дневной в условиях плотного мира» Грани Агни Йоги, 1960 г. Июль 26.


Чутко спят тополя. Онемели поля…

Раскрывается ночь бесконечная…

Звёзд исполнен простор, в их лучистый убор

Наряжается бездна предвечная...

Пробуждается ум для таинственных дум...

Взор стремится в пространства безбрежные...

В тайный час тишины раскрываются сны

И смиряется сердце мятежное...

Чуток бдительный слух, и уносится дух

На бесшумных волнах Бесконечности...

В звёздном вихре миров упадет покров

С молчаливого образа Вечности...

Юргис Балтрушайтис


Мир отвечаем на призыва природы своими чувствами, помыслами:


И убегая вдаль, как волны золотые

Давали мне приют в задумчивой тени.

Под кущей верб, поля мои родные,

Склонив колосья наливные.

Шептали мне они:

"Усни, усни!"

Дмитрий Мережковский (1866-1941)


Мир оберегает человека или – стережёт тайны свои, скрывает путь судеб, и сновидения оказывающее нашим камнем преткновения: "Скрыли Великие Боги жизнь смертных густой пеленою" (Гесиод).


Уильям Шекспир (1576-1616) убеждает в возможности предсказаний:


Есть в жизни всех людей порядок некий,

Что прошлых лет природу раскрывает.

Приняв его, предсказывать возможно

События, ещё не родились что,

Но в недрах настоящего таятся,

Как семена, зародыши ветвей,

Их высидит и вырастит их время.


Хотя память сердца "сильней рассудка памяти печальной" (Константин Батюшков, 1787-1855), но во сне приходят и рациональные счастливые идеи. Периодическая система элементов, например, "сложилась» у Д.И.Менделеева во сне.


И днём и ночью смежаю я вежды

И как то странно порой прозреваю...

Афанасий Фет


Мы – роковые глубины,

Глухонемые ураганы,

Упали в хлынувшие сны,

В тысячелетние туманы.


И было бешенство огнём

В водоворотах белой пены.

И – возникали беги дней,

Существований перемены.


Мы были – сумеречной мглой,

Мы будем – пламенные духи.

Миров испепелённый слой

Живёт в моём проросшем слухе.

Андрей Белый (1880-1934)


Зинаида Гиппиус (1869-1945), обращаясь к определённым предначертаниям любого человека, говорила:


У каждого, кто встретился случайно

Хотя бы раз – и сгинет навсегда,

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.


Какой бы ни был он, прошедший мимо.

Его, наверно, любит кто-нибудь.

И он не брошен с высоты, незримо,

За ним следят, пока не кончен путь.


«Друг мой, пиши, полагаясь на опыт, и ошибки прошлого пусть не заслоняют света настоящего. Принимай вещи как они есть, не мудрствуя лукаво. Приложи лучше внимание к тому, чтобы дать. И выслушать надо, утверждая. Желание высказаться сильно. Пусть скажут о том, что хотят. За словами, даже самыми хорошими, Ищем дела. Восприятия вообще не безусловны. Много знаков дается в начале пути. Дело венчает конец. Но надо помочь устремления утвердить. Скажи им: засыпайте с мыслью о дальних мирах и просыпайтесь. Бережно Чашу несите, чтобы не расплескать. Все придет в свое время. Тайна сроков немногим открыта. Устремление будет насыщено по степени силы его и постоянства. Знаки пусть берегут, как вехи тропы жизни. Принесенные кувшины наполнены будут. Хотящий получит, и принесший возьмет. Случайностей не бывает, сужденные встречи предрешены. Всюду за вами стража идет. Не ничтожному, не малому свидетелями станут, если огонь сохранят. Достижения определяются приложением Учения в жизни. Подвиг заключается в несении Света пылающим сердцем» Грани Агни Йоги, 1961 г. § 345.


Там было важное наверно,

полеты в Дальние Миры,

возможно – битвы были где-то,

учения и помощь на пути...


Всё тише, тише отголосок,

как серебристый ручеёк,

что за тумана пеленою

уже не виден, вот – и смолк.

Владислав Стадольник 2007


«Все пространство поет и звучит на ключе счастья к нему, и Зову сынов Своих, о нем позабывших. Человек живет для счастья. Весь путь его тяжкий земной – лишь преддверие к счастью Дальних Миров, не земного, но Дальних. Дисгармония и разрушение – основная нота Земли. Гармония, радость и счастье – форма выявления жизни на Дальних Звездах, на Высших Мирах. К ним мы и готовимся всем ходом земной эволюции, в них назначение человека. Формы счастья столь же многообразны, как и формы жизни. И счастье одного сознания так же похоже на счастье другого, как лица людей на Земле. Богат Космос, и беспредельны формы его выявления. В час мрака, сгустившегося над Землей перед Великим Рассветом, Говорим о счастье надземном, ибо оно идет к Земле, чтобы воплотиться на ней, насколько невыразимое может проявиться в шершавых и грубых условиях плоти. Новые лучи дадут эту возможность, но сосуды духовные для приятия огненного напитка радости должны быть заготовлены каждым по разумению своему и утонченности духа. Не вливают вино новое в мехи старые. Не умрем, но изменимся. О преображении духа и преображении плоти говорится, о Новом Небе и Новой Земле. Радостью будет увенчана новая твердь, и земная, и надземная, и счастье, счастье всего человечества будет ее основанием. Так, среди грозных последних дней битвы подумаем о чертогах Света, предназначенных человеку и готовых принять его в покои свои по Слову Владыки Света, нареченного Состраданием, ибо Им снизойдет на Землю Величие Огненное» Грани Агни Йоги, 1951 г. Из 7 А.


В поэзии известного исследователя – А.Л.Чижевского, основателя космобиологии, в произведении «Космос» сказано:


Всевластный лик, глядящий с вышины!

Настанет ночь – и взор летит из бездны,

И наши сны, взлелеянные сны

Пронизывают знанием надзвездным...

Лишь на листе, где численные тайны,

Пылает смысл огнём необычайным.


Созвучная тема в стихах "Среди звезд» у Афанасия Фета (1820-1892):


Пусть мчитесь вы., как я, покорны мигу.

Рабы, как я, мне прирождённых числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл…


Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился безоткатный день.


К смыслу сновидений, их соотношений с прошлым, настоящим и будущим, подступались с математическими, символическими, поэтическими, психофизиологическими средствами. Гомер говорил, что сны входят в ворота из слоновой кости, которая непрозрачна, – ворота обмана и заблуждения; - в ворота из рога, который прозрачен, заходят как в правду, истину. Это явствует из ответа Пенелопы Одиссею:

 Мудрая так Пенелопа на это ему отвечала:

"Странник, бывают, однако, и тёмные сны, из которых

Смысла нельзя нам извлечь. Не всякий сбывается сон.

Двое разных ворот для безжизненных снов существует:

Все из рога одни, другие из кости слоновой...

Истину лишь заслоняют и сердце людское морочат;

Те, что из гладких ворот роговых – вылетают наружу,

Те роковыми бывают, и всё в них свершается точно".


Сократ хотел, как пишет Платон в "Федоне», определить значение некоторых посещавших его сновидений. Одно и то же видение в разное время и в разных видах обращалось к нему с одинаковой речью: "Сократ, – говорило оно, – посвяти себя искусству муз и упражняйся в нем". Платон рассматривал сны как выражение единства рационального и иррационального в человеке. Аристотель – в природе сновидений обращал внимание на их рациональность, как причины событий или их знаки, либо – как совпадения; либо – как все или некоторое из этих трех, либо как одно из них. Тит Лукреций Кар утверждает, что сюжет в сновидениях определяется стремлением к удовлетворению потребностей.


Мысли людей, погрузившихся а сон, увлекают обманно,

Если подряд много дней с увлечением играми занят

Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что большею частью,

Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства,

Всё же в уме у него остаются пути, по которым

Призраки тех же вещей туда проникают свободно...

Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно,

Иль отдаётся чему-нибудь долгое время,

И увлекает наш ум постоянно занятие это,

То и во сне представляется нам, что мы делаем то же.


«Когда горят огни сердца, ожидание утрачивает свою тягость. Огни эти далекое делают близким, ибо позволяют осознавать действительность. Действительность трех миров, разрушая пределы обычности, вводит человека в те сферы духа, где стираются границы прошлого, настоящего и будущего и где царит великое, вечное «НЫНЕ». Правильно сказал Апостол: «Теперь как в зерцале гадание». Малые мирки обывательской обычности действительности собой не являют. Со смертью тела потухают они, заменяясь фантасмагорией земных пережитков и тем, во что вверг себя человек, гоняясь за призраками Майи. И не странно ли то, что каждый несет в себе и с собою эти призрачные мирки, полагая в них реальность, которой они лишены. Можно спросить каждого: если то, чем вы живете в данный момент, реально, то где же все то, что происходило с вами пять, десять, двадцать лет тому назад? Ведь все тогда казалось таким же реальным, и, однако, прошло, и исчезло, и заменилось совершенно другим, кажущимся снова таким же реальным. «Все суета и томление духа», все – сны преходящие. Действительность трех миров совершенно иная. Коснувшись ее, утоляет жажду дух от источника Вечной Истины. Пришедший ко Мне в Лучах Моих поймет «Вечную Правду Сущего» Грани Агни Йоги, 1970 г. § 472.


Молились мы – остались слёзы,

они – о близких, о Мирах,

что в наших встали вдруг глазах.

Глаза просохли, очи распахнулись –

и в Беспредельность окунулись.

И там – узрели мы потоки,

где вверх и вниз проходят токи;

те токи лепят вещество,

и – размывают вновь его.

Витают духи, слышат духи

Голос космических глубин,

и понимаешь: не один,

нет, не один ты в этом Мире…

Раскрой же душу свою шире,

глазами новыми взгляни, –

Миры вне нас, миры внутри…

И в том – не дивные лишь сны,

что из Надземного к нам Мира…

Идут чредой – явления Миров,

коль – осознанием готов…

Владислав Стадольник1998


(Гуру – Н.К.Рерих). Огонь воли магнетичен необычайно. В орбиту своего воздействия втягивает она массы пластической материи, той самой материи, из которой сотканы сны, мысли и мечты художника и поэта. Явно магнитна мысль, порожденная волей магнитной. Воля – это огненный магнит. Так же и спокойствие утверждается волей. Спокойствие духа превыше всего. Волей его утверждайте, в орбиту ее элементы спокойствия вовлекая, вовлекая упорно, настойчиво, неудержимо.

Грани Агни Йоги, 1956 г. § 250. Новосибирск, «Алгим» 2009 г.


Сказано: сон смерти подобен. Но кто же говорит, что смерть означает небытие. Смерть – это жизнь, но в тонком состоянии. Дух не умирает и умереть не может. Смена оболочек, точнее, освобождение от физического тела, означает продолжение существования в условиях Тонкого Мира. Поэтому и сон и смерть могут дать возможности сознательного пребывания вне тела. Сон дан человеку для касания с Тонким Миром и восстановления сил, оттуда берущихся. Человек умирает без сна, ибо тогда прекращается приток сил жизни. Точно так же и смерть дает человеку возможность снова вернуться на Землю с новым запасом огненной энергии, которая иссякает до известной степени перед явлением смерти. Требуется очень упорядочить жизнь и мышление, прежде чем так называемые сны приобретут последовательность и стройность и обогатят ум тонкими восприятиями. Умирая, Архат сохраняет непрерываемость сознания. Точно так же можно его сохранять и в состоянии сна.

Грани Агни Йоги, 1965 г. § 029. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.


Контроль над сознанием уявляется не только днем, но и ночью, во время сна. Дневная мысль охраняет и во сне, если она достаточно сильна. Если же днем она ослабела или допущены были мысли другого порядка, то и контроль может оказаться недейственным. Перед засыпанием необходимо устанавливать положение мысли. Это будет лучшей охраной во сне.

Грани Агни Йоги, 1965 г. § 211. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.