Карабитова Гора. Происхождение топонима

Ольга Слепко
 ВЕРСИЯ  О  ПРОИСХОЖДЕНИИ    ТОПОНИМОВ
ПОСЕЛЕНИЯ    КАРАБИТОВА    ГОРА   И   КАРАБИТОВОЙ    ГОРЫ


В данном сообщении рассматривается версия происхождения топонимов поселения Карабитова Гора и самой Карабитовой горы  от носителей имени «Карабит». Приводятся русское значение этого имени и сведения об археологических находках вблизи названных топографических объектов. Первая часть сообщения посвящена лексическому анализу названий поселений Ярославского уезда, известных по сведениям 1859 года. Вторая часть - сведениям об исторических лицах и наших современниках, носителях имени «Карабит».

Лексический анализ названий поселений Ярославского уезда,
по сведениям о них от 1859 года

Решение задачи о происхождении (значении) имени собственного топографического объекта обычно начинают с его лексического анализа. Это подразумевает выделение в нём корневой основы и формантов: префикса (приставки) и суффиксального (суффикса и окончания). Опыт такого анализа представлен в работах [1], [2]. Автор данного очерка исследует в них происхождение названия деревни Кобелиха Юрьев-Польского района, современное название которой – Красное Заречье.

Слово "Карабитова" в топониме "Карабитова Гора" со всей очевидностью, приставки не содержит. Если считать, что оно содержит единственный суффикс '-ов' и окончание '-а', то корнем этого слова можно считать его часть – 'Карабит-'. Временно отвлечёмся от того факта, что топоним "Карабитова гора", отличающийся от названия населённого пункта написанием второго слова со строчной буквы, существует как ороним, т.е. собственное название горы в Ярославском районе Ярославской области, и будем пока рассматривать только название населённого пункта. Населённый пункт с этим названием значится в Ярославском уезде Ярославской губернии по данным «Алфавитного каталога населенных мест Российской Империи» [3].

Известно, что суффикс '-ов' является принадлежностным. Его наличие в названии поселения чаще всего указывает на то, что оно содержит имя его основателя или владельца. Анализ названий поселений Ярославского уезда Ярославской губернии, перечисленных в  источнике [3], показывает, что 43% из них имеют этот суффикс. Корневой основой этих названий являются христианские и прозвищные (языческие) имена поселенцев. Прозвищные (личные, семейные, уличные, обереги, тотемные) имена в корневой основе этих 43% населённых пунктов преобладают. Это может говорить, с одной стороны, об основании таких поселений до принятия христианства, с другой – об использовании в их названиях фамилий, образовавшихся уже позднее от прозвищных имён. Прозвищный характер того или иного имени легко проверяется по Ономастикону С.В. Веселовского [4], представляющему собой справочник по именам, прозвищам и фамилиям Северо-Восточной Руси XV-XVII вв. С.В. Веселовский  составлял свой Ономастикон [4] на основе разного рода письменных источников, в том числе переписных книг и официальных документов.


Примерами топонимов с христианским именем в своём корне могут служить такие как: Аристово, Артемово, Борисково, Борисово, Борисцево, Нефёдово, Олешково и др. Примерами топонимов с прозвищным именем в своём корне служат:
- Платуново (Платун, крестьянин, 1502 г., Кострома);
- Плещеево (Плещей, Плещеевы: Александр Федорович Плещей Бяконтов, боярин, вторая половина XIV в.; от него – Плещеевы (слово "плещей" означает - "широкоплечий"));
- Поварково (Поворок Василий Васильевич Левашов, середина XVI в.);
- Поганьково (Поганкин Архип, староста, 1664 г., Ржев; Поганок Сумароков, первая половина XVI в.);
- Девятово (по предку, родившемуся девятым в семье);
- Доманцево (Домановы, XVI в., Кашинский уезд);
- Коробово (Короб Леонтьевич Проестев, убит в 1552 г. под Казанью; Андрей Иванович Коробов, воевода в разных походах, 1489-1506 гг.; Андрей, Василий и Федор Васильевичи Коробовы, середина XVI в.);
- Коровайцево (Тихон Коровай, дворецкий митрополита Ионы, 1458 т.; Федор Корнилович Короваев, 1490 г., Ростов; Леонтий Короваев, дьяк вел. кн. Ивана, конец XV в.);
- Королёво (Король Антип, крестьянин, 1495 г., Новгород; там же в XVI в. еще несколько лиц);
- Коромыслово (Коромысло, крестьянин, 1495 г., Новгород;
- Корюково (Корюков Василий Алексеевич, казнен в 1570 г. в Новгороде; Корюков Иван Артемьев (он же – Корюк), бортник, 1608 г., Нижегородский уезд. (Корюка – девка (Даль)).


Около 25% топонимов Ярославского уезда из источника [3] в своём названии содержат другие, кроме '-ова', '-ово', '-ево', '-ева' принадлежностные суффиксы. Примером могут служить следующие из них: '-ское', '-ский', '-ская', '-ина', '-ино', '-ники', '-уши' и другие.
Около 2% топонимов в корневой части содержат женские христианские имена. Это означает, что обозначенные ими поселения принадлежали женщинам.
Из тысячи топонимов Ярославского уезда 3% имеют суффиксальный формант '-иха'. При рассмотрении названий соответствующих им поселений становится ясно. что они имеют принадлежностный характер, содержат разную эмоциональную оценку владельца или владелицы поселения (Артемиха, Бакуниха, Иваниха, Колобиха, Павлеиха, Пограиха, Федчиха, Фетеиха, Якушиха и др.)


Подведём итоги подсчётов топонимов разного типа:
- 43% - количество топонимов с мужскими христианскими и прозвищными (языческими) именами поселенцев в корневой основе и суффиксальными формантами '-ова', '-ово', '-ево', '-ева';
- 25% - количество топонимов с мужскими христианскими и прозвищными (языческими) именами поселенцев в корневой основе и суффиксальными формантами '-ское', '-ский', '-ская', '-ина', '-ино', '-ники', '-уши' и другими;
- 2% - количество топонимов, содержащие в корневой части женские христианские имена;
- 3% - количество топонимов с формантом '-иха', имеющих разную эмоциональную оценку владельца или владелицы поселения.


Названия поселений, связанные с христианскими праздниками, составляют, по оценке автора, около 4% топонимов Ярославского уезда Ярославской губернии (источник [3]). Происхождение ряда топонимов от прозвищных имён настолько очевидно, что в нём не приходится сомневаться, даже если конкретное прозвищное имя в указанном Ономастиконе не встречается. Таким образом, из тысячи проанализированных топонимов 73% указывают на имя своего владельца. Корневая часть множества других топонимов однозначному толкованию автором не поддаётся, поэтому указывать на имя своего владельца могло бы более чем 73% их количества.


Практически совпадение названия населённого пункта с названием возвышенного места, как это имеет место в случае с Карабитовой Горой, не было единственным в Ярославском уезде [3]. Поселения Лаврентьев Холм, Холм Огарев, Холм Заячий располагались, очевидно, на одноимённых холмах. Название первого из названных поселений определённо произошло от христианского имени его владельца. Огаревы (фамилия, основанная на прозвищном имени), согласно Ономастикону Веселовского С.Б., были известны от начала XVI века. У поселения Холм Заячий могли водиться зайцы, но поселение, по-видимому, когда-то принадлежало человеку с фамилией или именем (оберегом или тотемом) Заяц. Зайцевы – несколько фамилий в разных слоях общества в XV в. и позже. Фамилии Заяц, Зайцевы были очень распространены: в Ономастиконе отмечено, что Дмитрий Константинович Заяц Добрынский был известен с первой половины XV в. Его сын, носивший прозвище Бирдюка, стал родоначальником Зайцевых-Бирдюкиных.


Перечислим названия населённых пунктов Ярославской губернии, связанные с возвышенным местом, по уездам.
- Даниловский уезд: Гора Лысая, Гора Богородское (первое из этих названий однозначно не толкуется, второе дано по православному празднику).
- Любимский уезд: Горка Аристова, Горка Кабанова, Горка Княжая (одно название по христианскому имени, два – по прозвищному [4]).
- Пошехонский уезд: Холм Семеновский, Холм Красный, Гора Красная, Гора Лысая (одно название по христианскому имени, три не могут толковаться однозначно [4]).
- Романово-Борисоглебский уезд: Гора Дедова, Гора Кунья, Горы Быковы, Татарский Холм, Гора Красная, Красный Холм (четыре названия по прозвищному имени [4], два названия однозначно не толкуются [4]).
- Ростовский уезд: Гора Филипова, Горы Алексеевское, Левина Гора, Филиппова Гора, Гора Сипягина, Горы Архангельское (четыре названия - по христианскому имени, одно – по прозвищному (Сипяга Бодеин жил в Торжке в начало XV в.) одно – по православному празднику).
- Рыбинский уезд: Гора Чёрная ( не может толковаться однозначно).
- Угличский уезд: Тархов Холм (от прозвищного имени Тарх: Таманчуков Тарх, начало XV в., Тархов Иван Федорович, 1569 г.).


Прозвищные имена Красный, Чёрный были очень распространены в XV в. и позже, но названия населённых пунктов с такими определениями однозначно не могут толковаться. Лысый - такое прозвищное имя бытовало, в частности, во второй половине XV в. (Лысый Иван Степанович Самарин), но как определение в названии горы или холма однозначно не может толковаться.


Подсчитаем количество поселений, названные как Гора или Холм по типам их имён:
- по православному имени – 6;
- по прозвищному имени - 8;
- не допускаеющих однозначного толкования - 7;
- по названию православного праздника - 2.

На основании всего вышеизложенного и результатов этого подсчёта, можно уверенно полагать, что в названии населённого пункта Карабитова Гора корневая основа 'Карабит-' – имя человека.


Проанализируем известные исторические и современные случаи использования имени и звания «Карабит».

Исторические лица и наши современники – носители имени «Карабит»

Карабит - обязанность, боцман на торговом судне. В 340 г. до н. э. греки в качестве охранного крейсирующего заслона Босфора против македонского флота использовали триеры. В Византии на них существовала должность боцмана, который назывался карабитом [5], [6], почётная должность которого могла уже тогда побудить современников давать потомкам такие имена. Это имя не менее значительно, чем греческие имена Аеджидайос – ребенок, молодой козел, Артемизайос – мясник, Деукалайон – новый винный моряк, Эррикос – власть работы [7]. Или следующие арабские: Дирбас – сторожевая собака, Мишари – активный; продавец. Мурси – упрочняющий; ставящий на якорь, Саффан – кораблестроитель, Хади, Гади – руководитель, Хузейма – хозяин [8].

Известные исторические лица – носители имени Карабит.

- Карабит - сын царя Навруз-хана. Имена отца и сына упоминаются в исторической Летописи, повествующей о переселении чеченцев с Ближнего Востока на Кавказ. В переводе с арабского на русский язык летопись была впервые опубликована в книге «Туземцы Северо-Восточного Кавказа» в 1895 году. Она содержит такой фрагмент: «Всю плоскость занимали калмуки, царем которых был Навруз-хан, живший на Тереке. Владения Навруз-хана находились между севером, Сарисином, лежащим между двумя валами, и Абазаком. Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года [9]». Сарасин – это древний город на Волге, бывшая хазарская крепость Сарашен, впоследствии Царицын. По григорианскому летоисчислению Навруз-хан и его потомки владели этой территорией в 980-1138 гг. В этот период вписывается время существования на Карабитовой горе протогородских центров Темеревского и  Петровского (IХ-ХI вв.), период расцвета Волжского торгового пути (вторая половина IX века) и время основания Ярославля.

 
- Карабит, историческое лицо, грек по происхождению, в 1812-1813 гг. управлявший таможней в Булаке, гавани Каира [10],[11].


Носители имени Карабит XX-XXI вв.

- Карабит Керимович Аджибеков - доктор сельскохозяйственных наук, академик РАЕН; награжден двумя золотыми и тремя серебряными медалями ВДНХ и ВВЦ; автор около 70 научных трудов, родился 18 сентября 1948 г. в с. Красный Восток Кисловодского района Ставропольского края [12].
- Карабит Шахамбиевич Шхаев – первый организатор и директор совхоза «Эльбурганский», депутат [13].
- Карабит Султанович Гусов - с 1998 года глава администрации Кургоковского сельского округа Успенского района Краснодарского края. [14].
- Карабит – по архивным записям имя 5-ти % мужчин носителей фамилия Пазов.

Интересно, что в Башкирии «около Калмакова есть скала - Гора Карабит» [15], [16].




Археологические находки вблизи Карабитовой горы

Под Ярославлем вблизи бывшей деревни Большое Тимерево на берегу реки Которосль находится полиэтничный Тимеревский археологический комплекс IX - начала XI века. При археологических раскопках курганов на месте Тимеревского протогородского центра были обнаружены следующие артефакты:
- в 32 мужских погребениях принадлежности торгового инвентаря (детали весов, гирьки);
- весы из кургана № 100, на чашечках которых имеется арабская надпись в значении «налог, подать, таможенные сборы»;
- в том же кургане № 100 в кожаном кошельке семь восточных монет, датируемых 963-976 гг.;
- в кургане № 448 – две монеты, младшая из которых датируется 976-977 гг.;
- другие монеты в сожжениях и в женских ожерельях;
- перстни из бронзы и серебра преимущественно в женских комплексах (в овальном щитке одного золотого перстня была сердоликовая вставка с арабской надписью);
- две сердоликовые вставки, на одной из которых – надпись с благожелательным арабским изречением» [17].
Перечисленные артефакты свидетельствуют о том, что представители этносов из греко-арабско-мусульманского мира не только несли на территории данной местности свою службу, но и проживали на ней (наличие женских комплексов). Среди них могли находиться и носители имени «Карабит», занимавшие, возможно, авторитетные должности. Расцвет поселения приходился на X век. Тогда они могли обосноваться и на горе, которая стала называться Карабитовой, и в поселении, названным «Карабитова Гора». История их пребывания в этой местности выходит за рамки данного сообщения.


Источники информации.

1. Слепко О.И. «Лексический анализ названия деревни Кобелиха (совр. Красное Заречье, Юрьев-Польский р-н)». Сборника «Наше Ополье», №6- http://nasheopolie.ru/archives/2904.
2. Слепко О.И. «Лексический анализ названия деревни Кобелиха». Форум краеведческого общества «Наше Ополье». 19.08.2013 г. http://nasheopolie.ru/forum/index.php?/topic/175.
3. «Корни и крылья». «Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерством внутренних дел. Вып. 50. Ярославская губерния пр сведениям 1859 года. СПб.,1865». http://kornilovi.ru/.
4. «Родоначальники русских фамилий». Ономастикон Веселовского. http://www.rodstvo.ru/rus/rusrod.htm.
5. «Военная литература». «Военная история». Картина четвертая. Время и место действия: VI - II вв. до н. э., центральная и восточная части Средиземного моря.» http://militera.lib.ru/h/snisarenko/04.html.
6. Триера. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
7. Мужские греческие имена. http://www.molomo.ru/inquiry/greek_male.html.
8. Общий каталог арабских мужских имён.
9. Летопись племени Нахчу. Циклопедия
10. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. «Египет под властью Мухаммеда Али. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий». М. Глав. ред. вост. лит. 1963. http://www.drevlit.ru/texts/d/djabarti1206.php.
11. Булак. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
12. Аджибеков Карабит Керимович.  – биография http://viperson.ru/people/adzhibekov-karabit-kerimovich
13. Об образовании Национального Совета Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. http://www.m.kavkaz-uzel.ru/articles/25058/?full_page=true.
14. Кургоковское сельское поселение. http://www.admuspenskoe.ru/index.php?ctype=0&codemenu=108.
15. Вечерний Челябинск. 02.10.2014.
16. А. Моисеев. Предания и легенды о возникновении племён и родов. «Литература народов Урала. История народов и литератур. Творчество башкирского народа». http://www.writers74.com/?p=846.
17. Комаров И.К. «Археологическая карта России. Ярославская область». Редактор Малиновская И.В. Рецензенты Кашкин А.В., Король Г.Г. М. 2005 г.