Как я вышла замуж. Рассказ из сборника Были

Ирина Шатуновская
                Как я вышла замуж.

      Я вышла замуж зимой, 27 января. Погода была слякотная, временами, выглядывало солнце, тут же его закрывали  тучки, из которых, попеременно,  то моросил дождик, то шел  редкий снег. По поверью, такая, значит, будет моя замужняя жизнь. С утра я готовилась…   Платье мне сшила моя мама. Мы купили с ней жемчужного цвета крепдешин, легкий, тонкий. А машинка швейная у нас была «Тула», с тяжелым ходом, для ниток не тоньше «сороковки». Я на ней могла шить и ситцевые фартуки, и зимние  юбки из толстого сукна. А вот тонкие шелковые ткани она комкала при шитье. Иногда приходилось прокладывать бумагу под шов, а потом ее вычищать.
      Мама  маялась с моим свадебным платьем. Фасон я придумала сама: отрезное по талии, расклешенная юбка в пол,  воланы изменяющейся ширины, которые  были вшиты в швы, шедшие от талии до плеча на спинке и на переде верха, заменяли собой рукава и прикрывали локоть.             

      У левого плеча красовалась большая роза из того же крепдешина. Фату мне дала моя младшая двоюродная сестра, жившая в Москве, которая вышла замуж раньше  меня. Туфли – подруга по институту, одногруппница, тоже  после своей свадьбы. Тогда был сплошной дефицит, и такие источники свадебной одежды среди простых людей практиковались .
         Моя мама не была профессиональной портнихой, я даже ее кое-чему учила, так как в школе у нас были хорошие уроки по шитью. Но она все делала очень аккуратно, медленно, переделывала неудачные швы, с трудом работая на грубой машинке. Через месяц шитья  белое платье засалилось. Швы, края потемнели… Что делать? Решила его постирать. Крепдешин, мало того, что очень мнется в воде, он, оказывается, дает сильную усадку вдоль ткани. В общем, платье укоротилось на ладонь! Стали полностью видны стопы. Ткань пришлось гладить в мокром состоянии, очень плохо разглаживались морщинки.
        Свадьба состоялась  на пятом курсе института за два дня до государственного экзамена по научному коммунизму. Это, как бы,  история, но поданная  в коммунистическом соку. Тут свадьба, тут госэкзамен, тут платье село, тут, на тебе, критические дни (это к белому-то платью). Средств гигиены, качественных, в аптеках не было и в помине. Приходилось заниматься изготовлением гигиенических средств самим.  Очень ценилась вата и марля! Большой дефицит!
       Поэтому настроение у меня было трагическое. Думала , как бы быстрее отмучиться. Голова болела, живот болел…
       Часть вещей я уже перевезла по новому месту жительства – к родителям мужа. Мы решили жить у них. Стала я надевать чулки, а пояса для чулок-то нет. Уже у родителей мужа. Еще одна неприятность. Как быть? Нашлись короткие белые панталончики, к которым я криво-косо пришила чулки прямо на себе! Так и ходила весь день.
      Сами чулки тоже подкачали. Они оказались цвета  очень темного загара.
      Жених приехал за мной тихо. В старый ростовский двор заехали две машины, какие-то «Жигули». Он быстро поднялся за мной , я тихо вышла, села в машину, и была такова. Двор не заметил…  Не пришлось выкуп давать. Наверное , все решили , что это какой-то  технический момент свадьбы, что действие еще не начинается. Ждали… А мы уехали.
     Во Дворце бракосочетания ничего особенного не помню. Дружкой у меня была моя  институтская подруга, которая сделала мне неплохую прическу. Молодец. У моего жениха дружком был его дворовой сосед, который мне не нравился. Я даже с ним не разговаривала. Наверное, он ревновал своего друга-жениха ко мне.
     Мне всегда казалось, что свадьба – это что-то такое формальное! Мне, честно, было скучно.
    Всю церемонию я смотрела в потолок. Помню только, что у моей мамы и подруги моей свекрови были платья из одной яркой ткани, только разной длины: у мамы короткое, а у подруги - в пол.
     После церемонии мы  фотографировались на ступенях Дворца. Жених взял меня на руки и держал для фотографа, а я «сверкала» щиколотками в темных чулках. Кошмар!
    Потом нас катали по городу и за городом  в унылую погоду. Я очень утомилась, плохо себя чувствовала.
     Наконец, мы приехали в новостройку – пятиэтажку жениха. Свадьбу решили гулять у него дома. Квартира была четырехкомнатная! По тем временам – роскошь! Правда, семья жила небогато, не шиковала. Мать , отец, два сына, и теща.
     В большой комнате, гостиной, поставили столы буквой П, накрыли блюдами  собственного изготовления. Моя мама испекла восемь бисквитных  шоколадных   тортиков.
      Моих родных  и друзей было совсем мало, человек десять. Со стороны мужа – человек двадцать пять - тридцать. Очень обиделась на всю жизнь мамина дворовая подруга Галина, что ее не пригласили. Мама, правда, не стала ее приглашать в чужую квартиру из-за того, что  подруга была очень полная и заняла бы в маленькой квартире 2-3 объема  обычного человека.
      Мы ели  много, плясали в маленькой, 8 кв. м, освобожденной от мебели, спальне. Был даже  снят кинофильм. Мы его потом смотрели и смеялись - так все смешно дрыгались в танце.
      Наконец, гости ушли, и мы стали все убирать за ними!  Как тяжело, отыграть свадьбу, а потом убирать… Мне было очень грустно, тоскливо, хотелось домой. Но, нет! Уже дома не будет!  Одна радость - это муж. Хороший попался, защитник, помощник, развеселить может, пожалеть…
     Так мы с ним, без задних ног, и уснули первый раз в одной кровати.