Букет хризантем для горского еврея

Варис Елчиев
«Если кто-то человеческую кровь прольет, его кровь будет пролита человеческой же рукой. Ибо Господь создал человека по своему образу и подобию».
(«Тора»)

Вторник
Не беспокойся, Лиза. Я благополучно доехал и уже нахожусь на своей Родине – Красной Слободе, в которой никогда до сих пор не бывал. Когда я приехал, было 16.50. Разница во времени у нас 2 часа. Значит, в Иерусалиме было 14.50.
В Губу я выехал на микроавтобусе. Расстояние между Баку и Губой – 168 километров. Это не так много. Доехали мы за 2 часа. Кямиль – наш водитель прежде, чем свернуть в Красную Слободу, успел ознакомить меня с городом. Губа, по его рассказам, считается основной туристической зоной Азербайджана. Она славится во всем мире своими яблоневыми садами. Здесь растет уникальный сорт – белое яблоко (Я привезу тебе, разумеется).
Лиза, если ты увидишь в этом провинциальном городке отель «Rixos», гольфовую площадку, зону отдыха «Райский сад», поверь, обалдеешь.
Кямиль говорит: «Жаль, что ты приехал осенью». Если бы я приехал в сезон, он мог бы повезти меня в знаменитые места, к примеру, в Хыналык – уникальное село, расположенное в 2500 километрах над уровнем моря. Оно уникально тем, что жители его разговаривают на свойственном только им языке, который не подвергся изменениям со средних веков...
В следующий раз, Бог даст, обязательно приеду летом, чтобы мог посетить эти места. Красная Слобода – это один из уголков Губы – родины моих родителей. Она расположена вдоль берега реки Гудъял. Дедушка Давид и бабушка Сара остолбенели, увидев меня у калитки своего дома. В последний раз они были в Израиле у нас 4 месяца назад. Они даже не могли предположить, что я вдруг неожиданно могу объявиться здесь.
Когда я заявил о своем намерении приехать сюда, мама очень забеспокоилась, объяснив это тем, что эти места я совсем не знаю. Ведь Азербайджан, как бы то ни было, это мусульманская страна, а Израиль ведет войну с мусульманской Палестиной. Мама беспокоилась, что со мной может произойти что-то неприятное из-за того, что я являюсь евреем. Но о какой-либо опасности здесь и речи быть не может. Люди здесь очень дружелюбные
и гостеприимные. Дискриминация по религиозным убеждениям здесь абсолютно исключается.
Родители мои 26 лет, как покинули Красную Слободу. Я родился в Израиле, насколько тебе известно. Несмотря на это, однако, сейчас я чувствую себя здесь, как рыба в воде.
Лиза, если родиной человека считается земля, на которой он родился, то истинная родина это земля, на которой родились его предки. Так что, Красная Слобода всегда меня влекла к себе. С того момента, как я себя помню, всегда мечтал увидеть эти места.
Благодарю Бога, что мне выпал такой шанс. Мы тесно связаны с Красной Слободой, несмотря на то, что живем в Израиле. Мои родители время от времени посещают эти места. Дедушка с бабушкой также часто приезжают в Израиль. Я тебе никогда не говорил о том, что Рауфом меня назвали в честь дедушкиного дяди, который скончался в 1918 году. Он, бедный был помолвлен и умер в 21 год перед самой свадьбой. По рассказам, был симпатичным, здоровым парнем. Я, кстати, завтра узнаю у дедушки причину его смерти в столь молодом возрасте.
Когда я приехал, было уже под вечер, к тому же устал с дороги, поэтому не смог обойти поселок. Завтра, надеюсь, наверстаю упущенное. Но то, что я смог заметить, это чистая улица и красивый дедушкин особняк. Меня обрадовало то, насколько преданы национальным обычаям и традициям дедушка с бабушкой, а также другие родственники и соседи, которые приходили, чтобы повидать меня. Да, еще я успел побывать на свадьбе и поздравить жениха с невестой (Дай нам Бог гулять на нашей свадьбе).
Я думаю, Лиза, что ты, будучи еврейкой, с широким кругозором, обязательно должна увидеть эти места. К тому же, если учесть, что это родина твоего будущего мужа, то ты вдвойне обязана сделать это (Твой будущий супруг, кстати, уже успел соскучиться по тебе).
Постой, постой. Ведь я же не поделился с тобой впечатлениями о Баку. Значит так, вернемся в Баку.
Азербайджан достаточно развитая страна, а ее столица Баку, это красивый модерновый город, который превосходит все наши представления о нем. Такое ощущение, что находишься в Париже. Из-за нехватки времени я успел пройтись только по проспекту Нефтяников – набережной части города. Ты даже не можешь представить себе, что я увидел. С огромным удовольствием обошел Пламенные башни – фантастическое сооружение из трех стеклянных высотных конструкций, изумительную Девичью башню, хранившую каменную память столетий, Приморский бульвар с развлечениями и сюрпризами, бутики самых популярных в мире брендов, Парк-Бульвар – ультрасовременный торгово-развлекательный центр.
А теперь снова возвращаюсь в Красную Слободу. Наши горские евреи обладают интересными свойствами. Начну сразу с одежды, ибо не могу не помнить о том, что невеста моя большая модница. Молодежь (Ее, к сожалению, не так много, большинство уехало в Израиль, США и Россию. В
основном, здесь живут люди пожилого возраста) одевается по европейской моде.
Пожилые же ходят в национальных нарядах, объединив в них восточный, кавказский и еврейский колорит. Женщины предпочитают платья свободного покроя, повязанные поясом. На ноги надевают чулки, связанные из разноцветных ниток, на голове носят чепец. Из золотых украшений носят серьги, кольца и браслет. Волосы и ногти красят хной. Мужчины красят хной свои бороды, одевают чуху. Поверх праздничной одежды на ремень надевают кинжал. Дом, как правило, многокомнатный. Вдоль по стене – полки из досок, на которые ставят фарфоровую, стеклянную, а также бронзовую посуду. На стены вешают они большую шаль, зеркало, оружие. На пол стелют ковры и паласы, в углу складывают шерстяные стеганые одеяла и матрацы, а также ставят большой сундук.
Лиза, а теперь поговорим о кухне. Стоит тебе хоть раз попробовать здешнюю еду, так ты все пальцы оближешь, уверяю тебя. Кушанья местного населения делятся на 4 вида: мясные, молочные, мучные и растительного происхождения.
Бабушка Сара приготовила для меня «душбара». Это мелкие пельмени. Едят ее с уксусом и чесноком. Это такая вкуснятина! Назавтра обещала приготовить хинкали, а на послезавтра – плов. Чуть не забыл, мне же в пятницу выезжать отсюда. Но всего за несколько часов я так освоился в этой среде, что даже не хочется покидать эти места.
Дед поставил на стол домашнее вино семилетней выдержки. Две бутылки мы опустошили. Вернее, я выпил всего два стакана, с остальным управился дедушка. Когда я сказал: дедуля, не пей так много, это тебе может навредить, он обиделся. «Горский еврей может много пить, но никогда не будет падать!», - ответил дед. И на самом деле, он нисколько не изменился после такой обильной выпивки. Сознание было ясное, речь внятная. Так что, ни в одном глазу.
Здесь, Лиза, перед едой гостю предлагают воду и полотенце. Тот моет руки, а потом садится за стол. Хозяин дома читает молитву, после чего делит чурек на части по количеству гостей. Каждый про себя читает молитву и берет свой кусок чурека, обмакивает в соль три раза, потом откусывает.
Горские евреи обладают особым гостеприимством. Самая чистая и уютная комната на самом удобном месте в доме предоставляется гостью.
Ой, извини, Лизонька, у тебя мысли, наверное, заняты свадьбой, а я рассказываю о другом. Так вот, о свадьбе. Это была свадьба наших родственников. Женился внучатый племянник бабушки.
Иудаизм не допускает вступления в брак с представителями другого вероисповедания. И поэтому наш родственник женился на своей же родственнице.
В старину здесь свадьбу играли 7 дней, сейчас она проходит 2 дня. Вначале парень платит калым родителям невесты, посылает им много подарков. В дом невесты на подносах посылаются также золотые и серебряные украшения, предметы от сглаза.
На свадьбе принимает участие и Раввин. Во дворе синагоги перед свадьбой проходит церемония бракосочетания. Брачующихся окружают свидетели. Жених и невеста чокаются бокалами, наполненными вином, и пьют. Затем происходит обмен кольцами. Раввин венчает молодых, читая молитву. Все желают, чтобы через 9 месяцев у них родился сын, и отец раскупорил бы новый кувшин с вином, а на 8-ой день с радостью произвели бы обряд обрезания нового горского еврея.
Лиза, как дела в редакции? Чувствуется ли там мое отсутствие? Я улучил минут 10, чтобы ознакомиться с новостями. Узнал о том, что в Кнессете проходят жаркие дебаты, и изменился курс шекеля в отношении доллара. Что скоростная трамвайная система в Иерусалиме будет применена также и в других регионах, а в сельском хозяйстве возросла урожайность по производству цитрусовых, овощей и хлопка. Что по прогнозам доход от туризма будет составлять более 40 миллиардов шекелей. Узнал также, какую экологическую проблему создают засуха, промышленные отходы и перенаселенность, и еще получил информацию о натянутом отношении с Ливаном в связи с геолого-разведочными работами в нефтегазовой отрасли на севере Хайфы. Самое главное, меня обрадовала информация о положительной тенденции в отношениях с Палестиной. Конечно же, лучше без войны. Кто хочет, чтобы рушились города и села, чтобы гибли люди?
Кстати, Лиза, прошу тебя, обязательно дай деньги той подруге, с родинкой (Каждый раз забываю ее имя), которая на прошлой неделе просила у тебя в долг. Я бы сказал, даже, не в долг дай, а безвозмездно. Ты дай ей, я по приезду верну тебе эти деньги. Знаешь, как здесь люди помогают друг другу? Нам надо многому учиться у них. Я видел, как дедушка положил в карман деньги неимущему. Потом он рассказал мне, что написано в «Торе»: «Когда жнете вы урожай со своего поля, не косите все, оставляйте после жатвы колосья на краях стерни. Не срывайте начисто все на виноградниках, а также не убирайте кисти, которые упадут на землю. Чтобы остатки после сбора урожая достались бедным и неимущим. Я ваш Господь».
Меня зовет бабушка. Уже поздно, половина второго (У вас еще только половина двенадцатого). Пойду спать. Завтра снова поделюсь своими впечатлениями по электронной почте. Целую. Спокойной ночи!

Среда
Добрый вечер, родная. Как дела, что нового? У меня все отлично. Чувствую себя на небесах. Ты не можешь себе представить, как меня очаровали эти места. Губу с Красной Слободой объединяет мост, проложенный над рекой Гудъял. Первое, что привлекает внимание при въезде в поселок, это средняя школа. Может, она специально так построена, чтобы приезжие первым делом увидели маленьких горских евреев, овладевающих знаниями в храме науки... Центральная улица поселка носит имя Фатали хана. Это губинский хан, который много лет назад предоставил убежище горским евреям и стал их покровителем. По обе стороны улицы
выстроены роскошные дома, один красивее другого. На крыше, чуть ли ни каждого из них, сверкает шестиконечная звезда. Недаром место это называют кавказским Иерусалимом.
Лиза, здесь действует несколько синагог. Когда я заходил в ту, которая находится поблизости дедушкиного дома, Раввин рассказывал прихожанам цитату из Торы:
- Тогда сказал пророк Моисей: «Если люди эти умрут, как умерли все, или выдержат испытания, как все остальные, значит, Господь не послал меня. Но если Господь совершит что-то новое, и земля, раскрыв свою пасть, проглотит этих людей и все, что связано с ними, и опустятся они живыми в мир покойников, тогда вы поймете, что эти люди оскорбили Господа». После того, как пророк Моисей сказал это, земля разбилась и проглотила их вместе с семьями, и всех людей, относящихся к Гораху, а также всех животных. Сами они и все, что принадлежало им, живыми опустились в мир покойников...»
Раввин говорил это с такой интонацией, что невозможно было не заслушаться.
После молебна он подарил мне «Псалтырь». Он сказал, что чувства и переживания человека в этой книге описаны со всей подробностью. Истина жизни и любовь к Всевышнему связаны с непоколебимой верой. В какой бы ситуации ни оказался человек, Господь всегда рядом.
В Губе, Лиза, очень чистый горный воздух. Снежная вершина горы Шахдаг, а также медлительный ход реки Гудъял с тихим журчанием – все это пленяет своей красотой. Дед повел меня в живописные уголки Губы: Гечреш, ущелье Тэнгиалты, к водопаду «Афурджа». Я попробовал также чистой и прозрачной воды из родника «Гызбановша», увидел всемирно известные губинские ковры, от которых был в восторге. Каждый ковер («Хырдагюль-чичи», «Аггюль-чичи») показался мне завершенным произведением искусства. Дедушка Давид оказался, к тому же, наполовину историком. В хронологической последовательности он рассказал про историю горских евреев. Надо признаться, что сейчас я не смогу пересказать его рассказ в такой последовательности, хотя, казалось бы, все запомнил.
Я узнал, что евреи на Кавказе жили испокон веков.
Горские евреи, по мнению Мовеса Каганкатваци, происходят от потомков сынов Исраэйля, которые в 1-ом веке до нашей эры были изгнаны Ассурийскими и Вавилонскими царями из Палестины, а потом нашли пристанище в Мидии. Их предки были первыми, кто принял Иудаизм как вероисповедание.
Тебе, наверное, интересно знать, Лиза, почему нас называют горскими евреями? Я расскажу тебе историю возникновения эпитета «горский». Как пишет Амиран Беркет, русские, завоевавшие в XIX веке Южный Кавказ, когда увидели на коне евреев, облаченных в бурки, были в недоумении и прозвали их «горскими».
В первое время евреи населяли долину Аба-Сава на территории нынешнего Дагестана. В 1797 году местный хан Сурхай напал на долину и
перерезал мужчин. Часть из них погибла, а кому удалось выжить, спасся бегством через границу. Таким образом, оказались они в Губинском ханстве. Тогда-то и покровительствовал Фатали хан евреев, предоставив им пристанище на берегу реки Гудъял, на стыке караванных путей. Рассказывают, что Фатали хан советовал евреям строить свои дома в таком порядке, чтобы он мог их видеть из своего дворца. И еще советовал, чтобы разжигать один костер, если живут в безопасности, когда же почувствуют опасность, разжечь два костра. Так, азербайджанец Фатали хан стал покровителем горских евреев и спас их от неминуемой гибели.
Лиза, мы – народ малочисленный, поэтому факты о том, что евреи неоднократно подвергались уничтожению, меня задели за живое.
Убить одного человека – это грех, как мы знаем. Как же назвать тогда истребление целого народа.
Столько приятных впечатлений оставило в моей памяти посещение Красной Слободы, что я в затруднении, с чего начать. При виде старших здесь принято вставать с места. Это считается знаком уважения к аксакалам. Не крадут, не дают в долг деньги под проценты, строго соблюдается указание из Священного Писания «Шаббат» - воздерживаться от работы в субботу.
Вечером мы сидели у телевизора. Пел молодой парень. Мы все заслушались его пением. «Это наш Хайям, - сказал дед, - Хайям Нисанов». После, когда передавали новости, внимание мое привлек один выступающий. «Это наш депутат, - пояснил дед, - Евда Абрамов». В передаче по другому каналу показывали святое место в Агдаме – храм Сейид Лазым Ага. Как сказал дедушка, храм этот отреставрировал наш Арзу Юсубов.
Лиза, сердце мое переполнилось гордостью, когда узнал о мужестве выходца из Красной Слободы Альберта Агарунова, который сражался за землю, взрастившую его. Он участвовал в боях за Нагорный Карабах как танкист и пал смертью храбрых. За мужество, проявленное в боях, Альберт Агарунов посмертно удостоен звания Национального Героя Азербайджана.
Дедушка привел мне в пример ценное высказывание из Торы и строго наказал зарубить себе на носу следующее: «Не должен быть убитым сын за отца, а также отец за сына. Проклятие тому, кто возьмется перекраивать границы соседа!»
Несмотря на малочисленность горских евреев, из их рядов вышло много выдающихся личностей. Когда дедушка стал перечислять, поверь, я чуть не прослезился от чувства гордости. Лиза, послушай имена этих людей: Всемирно известные хирурги Мардахаев и Илизаров. Ученые Якубов, Агаев и Абрамов. Предприниматели Матвей Елизаров, Год Нисанов, Захар Илиев, Ян Абрамов, Тельман Исмайлов, Гавриил Юшаев. Художник Цвайзенбаум, певица Жасмин. Архитектор Рабаев – автор памятника неизвестному солдату у Кремля и гостиницы «Измайлово»...
Над горскими евреями, по мнению дедушки, постоянно виснет угроза со стороны недоброжелателей, поэтому мозг у них работает круглосуточно и плодотворно.
Дорогая, у меня так много впечатлений, что если даже до утра буду делиться ими, все равно не успею рассказать тебе все.
Как дела там у вас? В редакции все нормально?
Недавно заходила бабушкина подружка, чтобы повидать меня. Ты не представляешь, как она похожа на нашу Анну из редакции. Как будто Анна в старости. Такая же ворчливая.
Перед тем, как писать тебе, я решил просмотреть сайты. Прочитал информацию о совершенствовании израильских боевых танков «Меркава», а также про отклонение от учения Теодора Герцля о политическом сионизме на современном этапе. Меня порадовало то, что в деле урегулирования конфликта с Палестиной намечаются значительные сдвиги. Я ознакомился также с репертуаром театра «Габима». Дай бог, вернусь домой, пойдем с тобой в театр.
Я часто вспоминаю наши газеты «Иерусалим Пост» и «Эдиот ахронот», свежие номера которых перелистывал каждое утро, вдыхая типографский запах. Еще я истосковался по утренней программе на Канале-2 и по кофе, который ты заваривала мне на работе, а я смаковал, вглядываясь в твои карие глаза.
Пойду спать, родная. Назавтра у меня много планов. Завтра, в последний день разлуки с тобой, я снова напишу тебе. Спокойной ночи!

Четверг
Лиза, я очень расстроен. Мне грустно. О, если б ты знала, что мне сегодня стало известно. Я уже говорил тебе, что меня назвали в честь дедушкиного дяди, который умер в молодом возрасте. Сегодня я все-таки узнал причину смерти Рауфа. Я в ужасе, Лиза. Оказалось, что его убили в 1918 году. Притом не одного его, вместе с ним уничтожили тысячу губинцев и жителей Красной Слободы. А совершил эту резню армянское военное объединение под руководством офицера Амазаспа. Но за что, почему? В чем провинились эти мирные люди, чтобы лишать их жизни?
Оказалось, что в этот трагический день – 1 мая Рауф хотел подарить Соне – своей невесте на день рождения хризантемы – ее любимые цветы. Изверги, стрелявшие в мирных людей по Бульварной и Комендатской улицам, а также в направлении Уездного Управления, Городской Думы и Пятничной мечети, убили и Рауфа. Ему не суждено было подарить хризантемы своей возлюбленной. Он расплатился жизнью ради цветов...
Лиза, я просил деда помочь мне в сборе информации об этом факте геноцида, о котором раньше не знал. Он свел меня с несколькими учеными-исследователями. Те представили мне кое-какие документы. Я сделал для себя заметки.
Значит, все произошло так: военное объединение численностью 3 тысячи человек под руководством армянско-дашнакского офицера Амазаспа Срванцтяна, славящегося своей жестокостью в отношениях к туркам, 1 мая 1918 года с 3-х сторон ворвалось в город Губу. Они стали расстреливать из
винтовок и резать кинжалом всех без разбору. Не успокоившись, эти изверги потом еще и глумились над телами умерших.
В марте 1918 года в Баку было создано большевистско-дашнакское правительство – Бакинский Совет Народных Комиссаров, которым руководил армянин Степан Шаумян. В их планы входило постепенное завладение полномочиями на всей территории Азербайджана. Путем насилия 23 апреля они объявили в Губе свою власть. Однако силами ополченцев – местных лезгинов эта самопровозглашенная власть была свергнута. После этого для восстановления правительства в Губу направили кровопийцу Амазаспа. Но вместо того, чтобы воевать с вооруженными лезгинами, этот тиран, воспользовавшись случаем, расправился с мирными людьми. Когда его орда ворвалась в город, возникла паника среди населения. В первый день они убили 715 человек в нижней части города, во второй – 1012 человек во 2-ой и 3-ей частях. Большинство убитых были женщины и дети. Расправа продолжалась и в третий день.
После расправы, которую учинили эти изверги на улицах и площадях, врывались в дома, где продолжали бесчинства. При этом не щадили даже младенцев. Они также грабили дома, забрав там все ценное, после чего сжигали жилища.
На четвертый день Амазасп собрал людей на площадь у главной мечети и обратился к ним:
- Я родом из Арзрума. На протяжении долгих лет воевал с турками. Я являюсь героем армянского народа и защищаю его интересы. Советское правительство направило меня сюда для наведения порядка.
Военным объединением Амазаспа в Кубинском уезде разгромлено и сожжено в общей сложности 167 деревень. Число убитых в городе Губе составило около 2900 человек, а по уезду общее число их достигло 4000 человек, среди которых были также евреи.
Спасаясь от извергов, люди в панике бросались в бегство. Голые, босые они убегали из своих насиженных мест. По направлению в Хачмас в грязи находили себе укрытие. Известны факты гибели беженцев-евреев от эпидемий, таких болезней, как тиф, оспа и др.
Притом, эти факты, Лизонька, взяты не из Азербайджанской истории, как стороны заинтересованной. Факты эти зафиксированы в следственных документах 1918 года Комиссии по Чрезвычайным Расследованиям, занимающейся расследованием Губинской резни. А руководил этой Комиссией русский по национальности, большевик Александр Новацкий.
Я в ужасе, Лиза. Дедушка показал мне также наглядное подтверждение той страшной трагедии, не имеющей оправдания перед человечеством. В 2007 году, когда раскапывали землю для строительства стадиона, были обнаружены человеческие скелеты. 2 канавы диаметром в 5 и 2,5 метра были заполнены скелетами. Сегодня на этом месте сооружен мемориальный комплекс, чтобы гости, посетившие Губу, были информированы этим преступлением, совершенным против человечества.
Лиза, наш народ, требующие свои права, веками подвергался резне и насилию. Поэтому каждый еврей хорошо помнит 8 черных дат, выпавших на долю его народа. Я перечислю их: в XII веке христианская церковь преследовала евреев; в 1492 году произошло изгнание евреев из Испании с применением насилия; в 1881 они подверглись резне в Восточной Европе; в 1904-14 годах произошел Кишиневский геноцид; в 1919-23 годах евреи были снова депортированы из Восточной Европы; в 1924-29 годах подверглись преследованиям в Польше и Венгрии; в 1930-1943 годах оказались жертвами политики геноцида немецкого нацизма; наконец, в 1988-90 годах под натиском антисемитских сил организации «Память» произошла массовая эмиграция евреев из СССР.
Я предложил бы включить в список этих черных дат еще 2 факта. Это расправа с горскими евреями в Дагестане – на долине Аба-Сава в 1797 году, а также Кубинский геноцид 1918 года.
Ты можешь поговорить об этом с главным редактором, Лиза? Может, стоит писать об этом?
Сейчас полночь. Но мне совсем не хочется спать.
Завтра, когда мы встретимся с тобой, уверен, что ты заметишь на моем лице страдания, которые пришлось мне сегодня пережить. Я здорово сдал за один день.
Лиза, в чем провинились люди, с которыми так жестоко расправились в те майские дни? В чем виноват Рауф, которого лишили жизни в расцвете сил? Ему же было всего 21 год, он любил и был любим. Ты посмотри, какой ценой эти кровопийцы Шаумян и Амазасп хотели завладеть чужими землями.
Мне очень нехорошо, Лиза. Вот закончу писать тебе, не пойду спать, а возьму «Псалтырь» и буду читать. Это Священное Писание придает уверенность. Он помогает человеку верить в то, что после темной ночи обязательно наступит светлое утро.

Пятница
Извини меня, Лиза. Сегодня я должен был вернуться в Иерусалим – к родителям, в свой коллектив и конечно же, к тебе – любимой. Но я не смог это сделать. У меня возникло желание, которое помешало отъезду. Я объездил всю Губу, а потом и Хачмас в поисках хризантем. Но нигде не нашел. Пришлось поехать в Баку. Купил огромный букет хризантем и вернулся в Красную Слободу. Пошел на кладбище, где похоронена Сона – невеста Рауфа, которая до конца жизни хранила верность своему возлюбленному и не вышла замуж после его смерти. Я посетил ее могилу и положил туда цветы.
* * *
Кто-то своими боевыми телегами,
Кто-то конями гордится.
Мы же гордимся своим Господом.
Они споткнутся и упадут.
Мы же поднимемся и будем стоять.
(«Псалтырь»)


источник: www.1905.az