Гл. 25. Четвертый курс. Изнанка медицины

Владимир Озерянин
см. ФОТО:1.Лейб-медик царской семьи С.П.Боткин, стоит к нам спиной,напротив клиник военно полевой хирургии и факультетской терапии.2. Тучков мост. Слева за мостом больница, о которой идет речь в тексте.      


     Пик в учебе был  преодолен вместе с летней сессией. Теперь время пошло еще быстрее. Начался обратный отсчет.
В этом разделе своего повествования я буду писать о том,  что и вот,  наконец- то, мы  в своей учебе приступили  вплотную к живому человеку, к самому сложному субъекту в природе. Конечно, проходя такие разделы, как пропедевтика, общая хирургия и прочие,  уже тоже контактировали с живыми людьми, но пока еще только, как с объектами, на которых можно было пальпацией или перкуссией определить границы печени или легких. Научиться  выслушивать тоны сердца и тому подобное.


     На всякий случай вношу  ясность в такие понятия, как ФАКУЛЬТЕТСКАЯ и ГОСПИТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ, ХИРУРГИЯ(и прочие). Факультетская - значит аудиторная, изучение теоретических основ в стенах  вуза. А вот госпитальная - это большей частью в больнице, клинике,  где весь лекционный материал закрепляется практикой. Т.е., практическая терапия, хирургия и т.п.


      А сейчас на таких дисциплинах, как, к примеру, кафедра военно  - полевой хирургии, или такой же терапии, мы вплотную начинаем сталкиваться с БОЛЬНЫМ человеком. Всеми доступными нам способами и средствами выяснять  причину   отклонений  в его здоровье от нормы. И уже задумываться над тем , а чем Я могу ему помочь? Да, конечно, еще никто нам не собирается доверить самостоятельное ведение истории болезни того или иного пациента. У каждого из них есть реальные  кураторы, лечащие врачи. Мы  же ведем свои, учебные истории. Параллельно с основными.


      И  ни в коей  мере не отвечаем за жизнь подопечных, но уже во все глаза видим  и на все уши слышим, как реально наши старшие коллеги бьются  рыбой об лед в борьбе за жизнь и здоровье вверенных им живых (пока) людей. Денно и нощно пекутся  они о своих немощных и страждущих. И далеко не всегда исход в лечении бывает благоприятным. Ведь клиентура,  которая попадает в клиники академии, вовсе не случайная. Многие из пациентов приходят сюда, как в последнюю инстанцию, где еще можно рассчитывать на спасение, пройдя перед этим ряд более низко расположенных лечебных звеньев, заведений.


           Лично в моей практике  был глубоко травмировавший мою душу случай. Проходили мы  курс  госпитальной терапии. А клиника, в которой непосредственно стажировались, была гражданская. Это практиковалось зачастую, потому что на всех обучаемых чисто академических клиник не хватало. И вот совместно с гражданским врачом веду я свою учебную историю на больного мужчину.  Ему семьдесят два года. Он профессиональный фотограф, журналист. Блокадник. Так в Ленинграде называют всех, кто пережил  фашистскую блокаду и выжил.


         Диагнозов у него целый перечень, но основной , несмотря на то, что он уже вторую неделю в стационаре, не выставлен. Параллельно со мной на нем отрабатывает свои навыки гражданский студент из мединститута. Их здесь тоже несколько групп, из разных медицинских вузов города. Мучаем мы своих больных беспрерывными расспросами и допросами. Бесконечными измерениями артериального давления, прослушиваниями и прощупываниями. Многие  уже начинают от нас шарахаться, и открыто возмущаться.


        Мой фотограф - человек интеллигентный, но и он уже стонет:
- Что вот  вы лечить не лечите, а все ходите и ходите?
 При этом основной его жалобой были нестерпимые головные боли.  В палате  лежало четверо мужчин. Всем за пятьдесят. Палата сырая и полумрачная. Вся  в каких - то подтеках  и разводах от сырости на стенах, окном обращенная  к замерзшей Неве. Здесь было двое моих подопечных.  Первый, блокадник, лежал возле входа, справа от двери. А второй, слева, возле окна.
Захожу в палату, а от моего пациента, что справа как раз отходит мой коллега из гражданского вуза. И я сначала иду к тому, что возле окна. Он более приветливый и словоохотливый. Невысокого роста, плотненький, по фамилии Вельтман. Этот все время, чтобы чем - то себя занять, вяжет из каких - то  синтетических волокон  банные мочалки. Я с ним пообщался, расспросил что, да как?  Измерил  артериальное  давление. И только затем переместился к фотографу.

          Он, в отличии от предыдущего  пациента, сразу же перешел на крик, и чуть ли не мат. Возмутился, что мы ему ничем не помогаем, не лечим, а только надоедаем.  Как мог я его успокоил. И ушел в ординаторскую.   Здесь все диваны  и кресла были плотно заняты военными, и гражданскими  студентами медицины. Стояло лошадиное ржание и гогот.

     -Ну вот как мне быть? - задавался  извечным вопросом один из  "бурсаков" с длинными бакенбардами.- Кто мне скажет, как мне быть, на ком жениться?
- А какие у тебя в этом отношении могут быть проблемы, - вопросом на вопрос отвечал кто- то из присутствующих. - Да даже здесь, в этом отделении кандидаток на твою шею пруд пруди.
-Да уж не скажите, - не унимался холостяк. – Вот, к примеру, медсестры. Да, действительно, есть и фигуристые, и смазливые. Но ведь, о чем с ней потом всю жизнь можно говорить? Уровень развития ведь, сами понимаете, ниже чего.
-Ну, так  здесь и врачих предостаточно, -подсказывал кто - то из противоположного угла.  С соответствующим твоим запросам, интеллектом.
-И это верно, есть такие, но они же  страшнее атомной воны! На кого я потом смотреть буду до конца дней своих…

Снова раздалось  лошадиное ржание .
-Да уж, действительно, проблема, - подытожил кто -  то из присутствующих, более старших и опытных.
Я прислушивался, но помалкивал, так как свой выбор уже сделал давно, когда еще был маленьким и глупым.  В пользу медсестры.

     Тихонько подошел к своему ординатору. Доложил о состоянии наших общих больных. И особо подчеркнул: - Наш журналист-фотограф беспрерывно жалуется на нестерпимые головные боли. Да и на нас тоже.

- Хорошо, я приму меры. Назначу ему кое -  что из более сильных болеутоляющих, хотя и непонятна мне причина его жалоб, -ответил  старший коллега. На этом моя миссия по отношению к страдальцу, вроде как была выполнена.

     Сама больница принадлежала какому – то Балтийскому морскому ведомству. И  как бы не на самом худшем среди населения города была счету. Занеся  необходимые записи в свои учебные истории болезней, я со своей подгруппой умчался на лекционную пару. У нас ведь по – прежнему, каждый день был загружен и другими предметами под завязку.

      Например теперь , два раза в день, с шестнадцати, после обеда, и до  девятнадцати, было автодело. Военный врач, кроме всего прочего, обязан водить на законных правах, как минимум, санитарный автомобиль. Так было задолго до нас задумано высшим руководством. И это, как пел Михаил Боярский, большой плюс. Особенно для таких, как я, кто своевременно не разжился правами. А  таких  бесправных, было подавляющее большинство. Но об этом цикле я постараюсь написать отдельно.

      Вот и некогда нам особо задумываться о состоянии,  каких -  то страждущих в морской больнице. Тем более,  когда  формально, мы за них и не в ответе. Вроде как.  На следующее занятие в этой больнице, приходим через день. Сразу же иду к своим больным. Открываю дверь, смотрю направо. Кровать пустая. Обстановка в палате обычная. Кто - то читает. Другой вроде, как дремлет. Третий , как обычно, вяжет мочалки.


       - А где…?

Не называя фамилии, показываю глазами на кровать, после того, как поздоровался.
-А уже переселился. В морг, - отвечает с какой - то вроде, как веселой ехидцей, Вельтман.
-Как, когда? - от удивления у меня, видимо,  исказило  лицо.
 -Так сегодня утром, недавно и забрали. Всю ночь спать нам не давал. Кричал очень. На вас, на медиков очень сильно обижался, - добавил второй больной, который, вроде как спал.


       -Понятно, - только и смог я из себя выдавить. И задом, быстро ретировался в еще не закрытую дверь. Быстро иду  в ординаторскую.  В дверях сталкиваюсь с врачом, который лечил фотографа.

  - За мной, - быстро  произносит  он фразу.  На полдороге  нас догоняет мой напарник из мединститута. Оказывается,  идем в подвал, там  морг. Мы как раз вовремя. Прозектор при нас извлек мозг из черепной коробки.


- А, уже пришли, -пробубнил он. – Вот сейчас мы и поставим ему окончательный и самый достоверный диагноз.

 На приставном столике у него лежала история болезни нашего больного. Нас всех он попросил надеть резиновые перчатки. Тут же на мраморном прозекторском столе пошинковал  мозг,  как головку капусты на тоненькие листочки-срезы. В те времена еще не было  аппаратов  томографии. Затем положил весь этот  кочан  в мою левую кисть.


-Давай, листай доктор. Будем искать проблему.

Вчетвером сгрудились вокруг того, что еще ночью посылало проклятия  на наши головы. Я начал осторожно  перелистывать склизкие  ломтики. Дойдя  до середины,  патологоанатом скомандовал:

 -Стоп. Стоп.  Кажется , что- то вижу.

 Он извлек этот срез и начал под лупой  что - то  рассматривать. Затем дал посмотреть  нам всем по очереди. Только его опытным глазом можно было заметить новообразование размером с пшенное зернышко, темного цвета.

В этот момент забежала санитарка и сообщила, что всех нас вызывают в конференцзал на пятиминутку.

 – Ну, сейчас начнется, - шепнул мне на ухо  мой гражданский напарник. И, действительно, когда мы пришли туда,   нас уже, оказывается,  ждали. Там народу было не пробиться.  Оказывается, намечалась показательная порка.

     Мы  предусмотрительно заняли места у самой двери, но нас никто и не собирался трогать. Зато нашему доктору досталось по первое число. Даже не смотря на то, что патологоанатом выступал, вроде как  адвокат, в защиту лечащего врача. К нему мало прислушивались. Главврач и его заместители долго терзали  и стращали весь врачебный персонал отделения. Больше всего, естественно, досталось  лечащему за то что просмотрел, не разобрался, не обратился, не проконсультировал. Вот там я впервые  узнал и увидел, какая громадная ответственность  возлагается на эскулапа.

         Затем  пришлось снова идти в «свою» палату. Там остался у меня еще один подопечный, Вельтман. Как обычно, проверил его состояние. Посчитал пульс, измерил давление. Поговорили со всей палатой о покойнике. Их, конечно, очень интересовала причина смерти однопалатника. Пришлось и мне преувеличить значение той  мелковатой опухоли. Они вроде  поверили.  В этот  день и заканчивалась  наша практика в этой больнице. На прощание Вельтман подарил мне одно из своих изделий.

– Бери доктор, на память. Ей износу не будет.

 И точно, я до сих пор ею пользуюсь. А прошло с тех пор…сами понимаете.

После этого случая, лично для себя я сделал вывод, что учиться медицине на шармачка, не  стоит. Не пройдет. Это дело очень и очень  серьезное.
 


Продолжение следует.