Без выхода к морю великих держав не бывает

Григорий Саталов
   Недавно довелось мне побывать в Кронштадте. Этот город размером с Ефремов, но совсем с другой судьбой.
   Могущество и благополучие государств  в значительной степени связано с наличием удобного выхода к морю и способностью контролировать морские торговые пути.  Так было и во времена Ивана Грозного, завершившиеся Ливонской войной (1558-1593 гг.), в ходе которой получить выход к Балтийскому морю России не удалось. И именно успех России в Северной войне со Швецией (1700-1721гг.) предопределил становление России как великой державы, способной вести совершенно независимую политику в своих собственных интересах. Для победы над Швецией потребовалось радикальным образом модернизировать армию, практически с нуля создать мощный флот, под нужды армии и флота перестроить экономику, привлечь иностранных специалистов, провести радикальные политические преобразования.

     Сначала город назывался Кроншлотом

   Важнейшей частью всех этих преобразований было строительство Санкт-Петербурга, призванного навсегда закрепить присутствие России на Балтике.

  Вдумайтесь в дерзновенность замысла Петра Великого. Новую столицу огромной страны предстояло построить во время  войны, на территории ещё не достаточно надёжно отвоёванной у противника. Петербург в ходе своего строительства постоянно подвергался угрозе нападения шведской армии и флота. При этом даже победы в этих сухопутных боях не избавляли Петербург от нападения шведского флота из Финского залива и высадки морского десанта. И такие попытки шведы также предпринимали.

   Поэтому первым сооружением, с которого в мае 1703 года начиналось строительство будущей столицы Империи, была Петропавловская крепость. Это название за ней закрепилось чуть позже, а по началу именно её и называли Петербургом, потому что ничего другого кроме хижин землянок и небольших домиков, в одном из которых жил и сам Пётр, на берегах Невы ещё и не успели построить.

   Чтобы защитить столицу от атак с моря почти одновременно с Петербургом началось и строительство крепости на острове Котлин в Финском заливе. По началу она получила название Кроншлот, а имя Кронштадт получила 18 октября 1723 года за два года до смерти императора Петра I. 18 октября 2014 года мне довелось принять участие в воено-морском параде, приуроченном к 281-ой годовщине обретения Кронштадтом его имени. Моряки в чёрных бушлатах позволили мне немного постоять с ними в общем строю, убедившись, что на мне есть тельняшка. А потом ещё и накормили флотской кашей из полевой кухни, невероятно вкусной. Впрочем кашей в этот день кормили всех собравшихся на городской праздник на Якорной площади даже и тех, на ком тельняшек не было. 
На Якорной площади изображён якорь. Но подобно рисункам в пустыне Наска, понять что это якорь, можно только с высоты птичьего полёта.

      Легендарный котёл на гербе

   Кронштадт официально младше Санкт-Петербурга всего на 1 год (точнее 353 дня). Однако русские военные на острове Котлин обосновались ещё за 2 года до официальной даты основания города-крепости. Существует легенда, о том, что когда к  берегу острова впервые подошла яхта Петра I в сопровождении галиота, солдаты шведского сторожевого отряда, завидев русские корабли, бросились в лодки и скрылись. Бегство их было столь поспешным, говорит легенда, что на неприятельском привале остался гореть костер, на котором в котле варилась еда.  Происшествие такое вполне могло произойти. Однако название острова Котлингъ встречается уже в 1262 году в тексте новгородско-ганзейского договора. Есть версия и о том, что название Котлин было придумано по форме Финского залива восточнее острова, очертания которого якобы напоминают котёл.
Во всяком случае изображение легендарного шведского котла нашло своё место на гербе Кронштадта. Последняя его версия была утверждена совсем недавно в 2006 году решением муниципального совета Кронштадта.
 
          Ряжи и майны

   Из-за своего очень выгодного месторасположения остров приобретал стратегическое значение в создании системы обороны Петербурга. Он находился  в середине Финского залива и при правильном подходе превращался в неприступную крепость, которая артиллерийским огнём своих батарей была способна не пропустить к Петербургу ни один непрошеный корабль.
Для возведения первых фортов крепости на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи (специальные срубы) вокруг них прорубались проруби (майны), после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу по форту, Пётр создал надёжный заслон. Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну 1705 года шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, откуда ни возьмись появившуюся крепость, отныне закрывшую им подход к Неве.

Морской разбой как вид военных действий
 
   Шведы долго и упрямо  не хотели смириться с появлением Петербурга. Даже после полного разгрома сухопутной армии под Полтавой, они не собирались прекращать войну. На завершающей стадии войны именно Балтийский флот сыграл решающую роль. Это стоило немалых трудов и жертв всей стране. Но они были потрачены не напрасно. Корабли Балтийского флота одержали морские победы при Гангуте в 1714 году, при Эзеле в 1719-м, при Гренгаме в1720-м и развернули против шведских кораблей и берегов активные каперские действия, то есть занимались морским разбоем как пираты. От классических пиратов каперы отличаются лишь тем, что имеют разрешение на морской разбой против кораблей и приморских населённых пунктов противника от своего правительства.

   И когда русские корабли стали уже впрямую угрожать шведской столице, стала вполне реальной высадка русского морского десанта в окрестностях Стокгольма, шведы согласились подписать мирный договор и признать право России на выход к Балтийскому морю.

   Судьба  Морского Никольского собора

   Морской собор возводился в начале XX века с использованием приемов строительства храма Святой Софии в Константинополе (Царьграде) и имеет купол, больше которого в России только купол Храма Христа Спасителя в Москве.
Постройка нового храма требовала больших средств: государственных ассигнований не хватало, поэтому был организован сбор пожертвований, в котором участвовали как высшие чины государства, так и простые люди. Особо стоит отметить, что большая часть денег была собрана простыми моряками, отчислявшими 0,25 % своего жалования на возведение храма.

   Собор было решено возвести на территории бывшей Кронштадтской крепости, в самом центре города, на возвышенности, чтобы 70-метровый купол собора был виден со всех точек Невского фарватера. В случае сильного наводнения, единственным безопасным местом оставался этот собор, благодаря своему удачному расположению.

   К 1913 году работы по внутреннему декорированию были завершены, и 10 июня в присутствии Николая II и членов его семьи состоялась церемония освящения Морского Никольского собора. На первом этаже храма расположились мраморные таблички с именами всех погибших моряков со дня основания российского флота (1696 год). В настоящее время списки имен и таблички безвозвратно утеряны. 14 октября 1929 года собор был закрыт, церковная служба прекращена, а здание передано в собственность Кронштадтского Совета. Все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом именами героев флота за 200 лет его существования также были сняты со стен галерей. Они были либо разбиты, либо использованы при изготовлении электрощитов для Морского госпиталя и фортов. По свидетельствам современников тех событий, некоторые попали в общественную баню и использовались в качестве сидений. Несколько мраморных досок из Морского собора были переданы в Центральный Военно-Морской музей, но и там они в 1970 году оказались списаны и пропали. Спасти от варварства удалось всего 90 вещей, которые отошли Рускому и Военно-морскому музеям.

   После разорения Морской собор превратили в кинотеатр имени Максима Горького, а потом сделали в нем клуб Дома офицеров. Положительным моментом национализации собора стал ремонт  системы отопления, которая не позволила храму разрушаться.

   Великая Отечественная война оставила свой след в истории Морского собора. На его куполе был установлен наблюдательный и корректировочный пункт. Жители Кронштадта всеми силами пытались уберечь уникальный храм от бомбежек, но все-таки четыре снаряда пробили купол. После войны собор отремонтировали, и он продолжил использоваться как зрительный зал. Немного позднее галереи второго этажа собора был заняты местным военно-морским музеем.

   На сегодняшний момент, Морской Никольский собор снова является собственностью Православной церкви. 24 октября 2002 года на куполе храма был вновь установлен 7-метровый крест, а 2 ноября 2005 года, в день рождения Иоанна Кронштадтского, в соборе отслужили первую с момента закрытия собора Божественную Литургию. В 2013 году  полная реконструкция Морского Собора была завершена, и богослужения в нём возобновлены.

  Большое участие в работе Попечительского совета по реконструкции Морского Собора принимала Светлана Медведева, супруга председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

(опубликовано в газете "Панорама Красивомечья" № 46 (533) 13 ноября 2014 года)