Терпеть нельзя жаловаться

Ирина Нармонтене
Поставьте правильно запятую в предложении:
"Казнить нельзя помиловать"
(Детская сказка "Двенадцать месяцев")

В народе не принято жаловаться на пакостников потому, что большинство коренных россиян являются потомками крепостных, гены которых теперь одобряют вредительство всем, кто в чём-то выше остальных. Позже репрессии в таком же ключе культивировали сознание народных масс.

Мой дед перед смертью рассказал, что они с братом подростками сбежали из-под конвоя, когда большевики репрессировали всю семью: в одних ночных рубашках посадили на подводы в конце октября, везли в Казахстан.  Репрессировали мою родню потому, что они не только сами работали для себя, а ещё нанимали работников для своего большого хозяйства.

 Так вот. Родители дедушки заболели от простуды, а когда умерли, охранники тем детям мало внимания уделяли - видимо не верили, что те способны сбежать. Они всё-таки убежали, но брат моего дедушки, земля ему пухом - тоже умер в пути от тифа. Дед пробежал полстраны, спрятался у тётки. Там вскоре случился пожар, все документы в сельсовете сгорели. Тётка воспользовавшись ситуацией, записала моего деда в сельсовете под чужой фамилией. Всю жизнь дед под чужой фамилией жил, боялся. На советскую власть упрямо ни дня не работал принципиально, всю жизнь они с бабушкой имели дом и своё хозяйство. В церковь тоже никогда не ходили, поскольку были староверами.  Однажды я трёхлетним ребёнком залезла по лестнице на чердак, нашла там целую гору больших церковных книг. Я помню, как дедушка часто молился. По сути, нас с моим отцом могло не быть, однако каким-то чудом Бог помог уцелеть.

Оттого, наверное, я всю жизнь замечаю, как мои генетические корни отличаются от большинства нынешних россиян: мои предки по отцу были сами себе господа, когда ещё жили в царской России как собственники земель. Наверное, поэтому я никогда не спрашиваю чужого мнения - называть ли мне чёрное белым, а подлеца - хорошим человеком. Даже если моё мнение никто не поддерживает, я беру на себя смелость иметь его. Вот так.