Где моряки, там всегда победа!

Колыма
(продолжение воспоминаний Героя Советского Союза Деминой Екатерины Илларионовны)


Родилась 22 декабря 1925 года, рано осталась сиротой (были старшая сестра и брат), до войны успела закончить 9 классов и школу медсестёр Российского общества Красного Креста. Летом 1941 года по приглашению брата-лётчика, который служил под Брестом, поехала (из Ленинграда) к нему на каникулы, война застала её под Смоленском.
В Красной Армии с июня 1941 года (прибавила к своим 15 годам два года). В боях под Гжатском получила тяжёлое ранение в ногу. Лечилась в госпиталях на Урале и в Баку. После выздоровления с января 1942 года служила на военно-санитарном судне «Красная Москва», переправлявшем раненых из Сталинграда в Красноводск. Там ей было присвоено звание главного старшины, за образцовую службу вручен знак «Отличник Военно-Морского Флота». В числе добровольцев была зачислена санитарным инструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты. Батальон входил в состав Азовской, а затем Дунайской военных флотилий. С этим батальоном, получившим впоследствии почётное наименование «Керченский Краснознамённый», Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Черного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией – по земле Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии. Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды была ранена.
22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта главный старшина Е.И. Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев. 4 декабря 1944 года Е.И. Михайлова в десантной операции по захвату порта Прахово и крепости Илок (Югославия), будучи раненной, продолжала оказывать медицинскую помощь бойцам и, спасая их жизнь, из автомата истребила 5 вражеских солдат. После выздоровления вновь вернулась в строй. В составе 369-го батальона морской пехоты она сражалась за Имперский мост в австрийской столице Вене. Здесь она отпраздновала Победу 9 мая 1945 года.
Е.И. Михайлова — единственная женщина, служившая в разведке морской пехоты. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями, в том числе медалью «За отвагу» и медалью «Флоренс Найтингейл». К званию Героя Советского Союза главный старшина Е.И. Михайлова представлялась в августе и декабре 1944 года, но награждение не состоялось. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, Дёминой (Михайловой) Екатерине Илларионовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11608).


После того как разгромили армию Паулюса в Сталинграде, поставили в Баку на ремонт наши три корабля. А нас, молоденьких девушек, заставили драить эти корабли. А девушек было там восемнадцать. Были среди них украинки. Я мыла стенку и вдруг на корабле заговорило радио. Передали, что в Баку формируется батальон из добровольцев моряков, идут туда моряки, которые пять лет прослужили на флоте. Создаётся из добровольцев батальон – 369 отдельный добровольный десантный батальон. Моряков было много из Ленинграда, высших морских училищ.  Батальон формировался в районе Баку в посёлке Баилово, а через район Сальянских казарм они поднимались к посёлку Патамдарту на стрельбища.
Я попросилась в увольнение. Встретилась с моряками. Спросила у них:
– Ребята, вы не знаете, где формируется 369 батальон?
Один из них ответил:
– Я с этого батальона
– Скажи мне что-нибудь про батальон?
– А что сказать? Женщин туда не берут. Ты на корабль хочешь?
– Да.
– Женщин не берут.
– А кто командует этим батальоном?
– Капитан 2-ранга Воронов.
Я все же добралась до посёлка Баилово. Показала охране штаба батальона увольнительную. Меня пропустили в штаб. Увидела там капитана 2-ранга. Я когда плавала на кораблях, научилась по-военному обращаться, говорю:
– Капитан 2-ранга разрешите обратиться?
Он встал и спросил меня:
– А ты зачем здесь? К нам хочешь?
– Да.
– Марш отсюда и чтобы я твоей ноги здесь больше не видел. Мы не берём женщин, нам женщин не надо! Да ещё такую.
– Какую такую?
– Маленькую такую.
А я за 1942 год на 13 сантиметров выросла на корабле «Москва» за время плавания. У меня рост был 157 сантиметров. Он меня прогоняет, а я ему говорю:
– Я буду в вашем батальоне. Запомните на всякий случай.
Вышла от него и думаю: «Что я наделала? Язык мой, враг мой! Зачем сказала – «буду». Он меня прогнал и как я «буду». И вдруг меня осенила гениальная мысль – напишу я Сталину. Вернулась на свой корабль. Стала писать письмо «Дорогой Иосиф», а я отчество не знала. Пошла к комиссару.
– Товарищ комиссар, разрешите обратиться.
– Обращайтесь, главстаршина. Ну, что, главстаршина Михайлова, что вы хотели от меня?
– Как отчество Сталина?
Комиссар очень удивился и посмотрел на меня:
– А вам зачем? Стыдно не знать отчество Сталина. Что же вы такую серость показываете.
– Вот серость буду смывать. Отчество Сталина надо знать.
– Виссарионович.
Я как услышала, сразу побежала. Он мне кричит вдогонку:
– Вернитесь, главстаршина!
Я вернулась.
– Почему не попросили разрешения уйти?
– Знаете, я сегодня себя так плохо чувствую.
– Ну, не надо вам сегодня эти двери мыть, идите ложитесь.
– Ладно, я пойду ложиться.
Я вернулась в кубрик, достала бумагу и продолжила писать письмо, «Дорогой Иосиф Виссарионович» подписала и продолжила: «Я воевала на корабле. Меня не укачивает. Я умею делать хорошие перевязки. А меня не берут в 369 отдельный добровольный батальон. Пошлите меня туда. Его командир Воронов. Полевая почта 20290. А мой адрес: Баку, 6 причал, корабль «Москва». На 28 день мне пришёл ответ в большом конверте со штампами. Внутри было написано:
«Товарищ главстаршина Михайлова, вам зачислят в 369 отдельный добровольный десантный батальон».
Девушкам санитаркам я сказала:
– Я ухожу. Меня не ищите.
Добралась я снова в расположение 369 отдельного добровольного десантного батальона. А командир батальона капитан 2-ранга в это время проводил занятия с моряками, учил их ходить строем.
Я к нему, кричу:
– Капитан 2-ранга.
А он: – Отставить. Доложите, как положено.
– Капитан 2-ранга, разрешите к вам обратиться.
– Обращайтесь.
– Меня Сталин зачислил в ваш батальон.
Он улыбнулся и говорит:
– Так уж и Сталин.
– Да, Сталин. Я Сталину писала.
Воронов руками развёл:
– Вот это почему. Что ты умеешь делать?
– Я фельдшер. Умею раны перевязывать. Шапку Гиппократа накладывать.
– Мы уходим на Азовское море. Так что не опоздай. Будешь ночевать в доме для приезжих. А завтра мы возьмём тебя  в свою команду. Пойдёшь с учебным десантом, будем учиться высаживаться. А сам сказал врачу: «Последи за ней, что она умеет делать. Может быть, она ничего не умеет делать».
Батальон высаживался на берег. Я перевязывала руку и накладывала жгут матросам и писала, к примеру: «Жгут наложен 13.15.», чтобы в 14.15 этот жгут был снят. Врач сказал командиру:
– Это очень грамотный  фельдшер. Она так хорошо перевязки делала на учебных десантах. Шапку Гиппократа накладывала, с головы не слетали.
Дней десять мы высаживались. А потом пошли освобождать Северный Кавказ. Мы освободили 29 августа 1943 Таганрог, 9 сентября 1943 год Мариуполь, 17 сентября 1943 Осипенко .
В ноябре 1943 года наш батальон участвовал при захвате плацдарма под Керчью ночным десантом в шторм на пустынном берегу, а потом 40 дней моряки держали оборону на плацдарме у деревень Жуковка и Глейка. По ночам с таманского берега прилетали к нам лётчицы на "У-2" и сбрасывали нам сухари и консервы.
С водой было трудно. Солёная или полусолёная  вода в колодцах. А вот один колодец находился с пресной водой на ничейной земле между немецкими и нашими окопами. Иногда ночью мы воду оттуда брали. А в воскресенье я знала, фашисты бреются, на гармошке играют и меньше стреляют.
Думаю: «Пойду я воскресенье. Все сейчас спят». Я встала, взяла ведро. Санитару Сорокину сказала:
– Пойдём за водой.
Он говорит:
– Ты что хочешь, чтобы тебя убили?
– Да не убьют. Сегодня воскресенье. Они спят. Они нас не увидят.  Я знаю тропинку, где нет противопехотных мин.
И мы пошли с Сорокиным. Взяли по два ведра, подошли к колодцу.
А Сорокин мне говорит:
– Мне нужно срочно вернуться в блиндаж.
– А как же я четыре ведра понесу?
– Я вернусь. Жди меня.
Я осталась одна у колодца и стала набирать воду в ведра.
Вдруг на горке в 150 метров напротив от меня появился немец с автоматом и что-то мне кричит. Я по-немецки не понимала. Подумала, что он спрашивает, как меня звать.
– Меня зовут Катюша.
– А, Катюша!
Он достал из кармана гармошку. Начал приплясывать на одной ноге, на другой и стал напевать мелодию «Расцветали яблони и груши».
Я ему показываю на вёдра и говорю:
– Мне надо набрать воды. Раненых напоить, сама воды напьюсь.
Немец не стрелял. Не знаю, чем бы всё это закончилось. Вернулся Сорокин. Немец, как увидел Сорокина, сразу спрятался.
Сорокин мне говорит:
– Ты, Катюша, понесёшь два ведра поменьше, а я возьму большие вёдра. Но я пойду другой дорогой, она короче твоей. Я только сейчас по ней пришёл.
Сорокин пошёл другой дорогой  и подорвался на мине. Из-за своего упрямства погиб  и воды не принёс. А я воду принесла.
Моряки спрашивают:
– Где ты была?
– За водой ходила.
– Зачем ты ходила одна? Ремнём бы тебя отстегать!
– А я немца видела.
– Где немца? Какого? Там их много может быть.
Я объяснила. Моряки побежали в сторону колодца и забросали немцев гранатами, которые прятались среди камней.
Нужно было срочно брать Керчь и помочь десанту, который высадился раньше нас. Мы начали вызывать огонь на себя. 22 января 1944 года нас послали в десант освобождать Керчь. Был пятибалльный шторм. Но мы на бронекатере добрались и поднялись на берег, а сзади за нами шли на мотоботах, на тандерах, на сейнерах. Эти шлюпки в шутку называли филькин флот. Их всех потопило волной.
Мы вели неравный бой в течение двух суток. А что нам оставалось делать? Нас били, как следует. Их же много. А нас батальон и то неполный. Мы дошли до горы Митридат. А потом видим, что нам не сдобровать тут. Были окружены со всех сторон. Фашисты не собирались оттуда уходить. Они жили вольготно. Но мы дерзким броском вырвались от фашистов. Керчь нам не удалось взять .
Нашего командира батальона расстреляли, наверное, 25 января за то, что не взяли Керчь . А наш командир батальона был прекрасный, хороший командир. Ни за что его расстреляли. Надо было расстрелять Петрова И. Е. за то, что нас в пятибалльный шторм послал. Надежда была на морскую пехоту, но её всю волной смыло в море и они там лежат.   Керчь освободили только 11 апреля.
В Москве Сталин спросил у Ворошилова: «Почему не освободили 22 января Керчь? В чём дело? Там же были моряки».
Ворошилов ответил: «А я не знаю». А Сталин ему говорит: «Так поезжай и узнай на месте». Приехал Ворошилов в Керчь. А мне захотелось Ворошилова поглядеть. Воронку от бомбы тряпками обмотали. Поставили восемь часовых кругом и посадили в воронку Ворошилова. А мне хотелось поглядеть. Ну как же это. Ворошилов здесь, а я его не посмотрю. Я иду. У меня спрашивают часовые:
–  Кто идёт?
– Свои.
– Кто свои?
– Главстаршина Михайлова.
– Куда ты идёшь?
– Ворошилова поглядеть.
– Ты дура?
– Да, нет не совсем. Вот я хочу поглядеть, да и всё! Мы поём про него песню: «И с нами Ворошилов – первый красный офицер».
– Уйди отсюда, а то мы тебя прибьём.
Я ушла и так Ворошилова не увидела.
26 августа 1944 года в Белгороде-Днестровском меня первый раз представили к званию Героя, а второй раз 4 декабря 1944 года за крепость Илок.
Мы освободили Керчь, Севастополь, Одессу. Дальше нас послали на Днестровский лиман. Мы шли на шлюпках к берегу, берег каменистый, высоченный. Моряки по плечам друг друга поднимались на этот берег.  А когда мы высаживались, фашисты сверху бросали в нас гранаты. Возле берега стоял недалеко дом, из него бил крупнокалиберный пулемёт.
У меня были гранаты. Думаю «Пойду, шарахну в этот дом». Я подошла совсем близко, кричу:
– Есть кто в доме?
Кто-то ответил:
– Есть.
А домик был маленький. Там жители жили раньше когда-то. В этой избушке засели два немца и четыре румына.
Они, не ожидали, что я могу бросить гранату.
Я как шарахнула в дверь гранату противотанковую и разнесла эту избушку на мелкие части, вывела пулемёт из строя. Как перестал бить пулемёт по берегу, моряки сказали, это, наверное, Катюшка в него гранату бросила, она всегда суёт свой нос, куда не надо. 
Моряки мне говорят:
– Что ты наделала. Нас теперь немцы закидают гранатами сверху.
А главстаршина говорит:
– Да не ругайте вы её. Почему вы её всё время ругаете.
– А потому что она делает не так, как надо…

PS. Во время переправы через четырехкилометровый Днестровский лиман десантники под сильным ружейно-пулемётным и артиллерийским огнём фашистов вынуждены были взбираться на крутой и каменистый берег буквально по плечам друг друга. Раненые падали в воду и повисали на колючей проволоке, которая в семь рядов была уложена под водой. Катя снимала их с проволоки, тащила на плащ-палатке под обстрелом к берегу, останавливала кровотечения. Сама раненная в руку, она оставалась в строю. Оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, забросала гранатами дзот, подавив огонь крупнокалиберного пулемёта, уничтожила больше 10-и гитлеровцев. Была представлена к званию Героя Советского Союза, но в итоге ей вручили орден Красного Знамени.
Потом были операции по освобождениию Румынии, Болгарии, Югославии.
4 декабря 1944 года старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Екатерина принимала участие в десантной операции по захвату порта Прахово и крепости Илок (Хорватия). Илок стоит на высокой горе над Дунаем в районе хорватского города Вуковар. Брать его планировали со стороны суши, но, чтобы отвлечь силы врага, на маленький дунайский островок около крепости высадился десант — полусотня морских пехотинцев, среди которых находилась и Катя Михайлова. Дунай разлился, затопил низменные берега, и, когда ночью катера привезли десантников на островок, он оказался под водой. Тогда моряки устроились на ветвях полузатопленных деревьев и в назначенный час открыли огонь, отвлекая на себя внимание противника. Островок подвёргся ураганному огню со стен крепости, на него обрушили огонь патрульные лодки. Появились раненые и убитые. Пуля пробила Кате руку, она наскоро перетянула рану и продолжала стрелять. В то же время ей приходилось и перевязывать раненых товарищей. Порой по горло в холодной декабрьской воде она ходила от дерева к дереву, взбиралась на ветки к раненым и привязывала их к стволу бинтами и поясными ремнями, чтобы не свалились вниз. Спасая их жизнь, она из автомата убила 5 вражеских солдат. Через два часа боя из пятидесяти десантников осталось лишь двенадцать боеспособных, но и они все были ранены. В итоге, воспользовавшись тем, что все силы гарнизона были отвлечены на десантников, крепость взяли.
Катю, уже ослабевшую от потери крови, окоченевшую в ледяной воде, оставшиеся в живых десантники перенесли на руках в подошедший катер. Рана была серьёзной, хотя пуля и не задела кости. Вдобавок сказалось двухчасовое пребывание в ледяной воде, и Катя заболела воспалением лёгких (из 52 десантников, высаженных на островок, в живых осталось 5). В конце концов, её отправили в тыловой госпиталь моряков в Измаил. За этот бой её повторно представили к званию Героя Советского Союза.
В представлении на награду значилось: "Главстаршина Екатерина Михайлова, будучи сама ранена, стоя по горло в воде, участвовала в бою и оказывала помощь другим раненым". В наградном отделе, прочитав это описание подвига, сочли его явным вымыслом и вернули представление в штаб флотилии. Как и в первый раз наградили орденом Красного Знамени.
Пока Катерина лечилась, её батальон принимал участие в битве за Будапешт, недолечившись, она сбежала из госпиталя. На попутках добралась из Измаила до дислокации своего батальона за Будапештом, под Комарно.
Потом была Австрия, бой за Имперский мост (десант на Имперский мост 11 апреля 1945). В Вене моряки среди бела дня высадились в глубине расположения противника и в яростной атаке захватили, затем удерживали в течение трёх суток, до подхода помощи, единственный сохранившийся мост Австрийской столицы.
К званию Героя Советского Союза главстаршина Михайлова Екатерина Илларионовна представлялась в августе и декабре 1944 года, но удостоена его лишь Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11608).