Враг в мозгах

Талгат Алимов
Если тщательно проанализировать этапы развития какого либо общества, то любое осложнение общественных отношений ставит своей целью гармонизацию взаимоотношений между различными социальными группами: вожди и соплеменники, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные, капиталисты и рабочие. Этот упрощенный подход лег в основу марксистской теории. Но жизнь оказалась сложней любых теорий, естественно и эта теория на практике потерпела фиаско.

Вся человеческая история, это история войн и кризисов, вызванных дисгармонизацией отношений внутри социума.
Не удивительно, что именно после грандиозных событий начала 20-го века (мировая война, революция, террор, великая депрессия) начался взлет великого предпринимателя Форда, который провозгласил, что рабочий все же не раб, а партнер.
 
Проанализируем развитие партнерских отношений на реальных примерах.
Возьмем самый распространенный пример распределения заработной платы. Еще с советских времен известен метод КТУ (коэффициент трудового участия), который согласовывается с бригадой.
Если в этом вопросе положиться на коллектив бригады, то заработная плата будет разделена «поровну», т.е. перестанет быть стимулом повышения производительности.
Если положиться на бригадира или совет бригады, то вам грозит конфликт, часто несправедливый,  из-за большого разрыва заработной платы между «верхами» и «низами» бригады, обычная «дедовщина». Поэтому чаще всего руководствуются административными мерами, далекими от партнерских отношений.

Этот подход в теории нашим предпринимателям, вышедшим из общества «диктатуры пролетариата» (т.е. аппарата), социально, вроде бы, близок и понятен. Но почему-то не работает? То тут, то там возникают конфликты, тлеющий огонек недовольства все чаще вырывается наружу в виде забастовок и других массовых выступлений.
Как руководитель, я занимаюсь этим вопросом внутри коллектива уже четверть века, как депутат регулярно сталкиваюсь с аналогичными проблемами в общественной работе, материала достаточно для обобщения.

Приведу простой пример. Следуя теориям Форда и политики социальной ориентации, принятой в нашей стране, я лет десять назад обзавелся жильем для своих рабочих. Не буду перечислять другие социальные программы, которых немало, но отношения трудовых коллективов к ним такое же, только этот пример нагляднее.
 
За все эти годы непреодолимым остался один вопрос – абсолютно равнодушное отношение рабочих к выполнению элементарных функций по содержанию дома, в котором они живут. Даже такой вопрос как вынос мусора они решали по-своему – просто выкидывали с балкона (дворник уберет) или подкидывали к двери соседа (пусть он вынесет). Разбитые домофоны, окна подъезда явно выделяли этот дом от соседних (частных) в худшую сторону.

Неоднократные разъяснения, изменения правил, поощрения, наказания и многое другое, особых результатов не дали, только внешний лоск, а болезнь затаилась внутри. Что за непреодолимая болезнь равнодушия и склонности к разрушению?
В ходе предвыборных встреч, да и дальнейшей депутатской деятельности, часто выражают возмущения по поводу того, что мало внимания уделяется благоустройству рабочих окраин.

Считая данное требование справедливым, депутатами с исполнительской властью был отработан вопрос благоустройства скверов в этих районах. Но поразительное упорство местной молодежи по уничтожению светильников, скамеек, малых архитектурных форм, просто необъяснимо. Зачем? Зачем столько энергии тратить на  превращение своего района в трущобы?
 
Варварское отношение к имуществу фирмы, государства, общества, не мое, так не мое, можно ломать и крушить, это назвать наследием социализма тяжело.
Это наши, глубоко укоренившиеся, ментальные привычки, социальное безразличие, которое не только осложняет жизнь окружающих, но через них разрушает и нашу!
В обществе появились две четко выраженные социальные группы – это наемные рабочие и работодатели.

Среди наемных рабочих (выходцев из эпохи социализма) глубоко укоренился стереотип, что работодатель – это бай, наказать которого или украсть у него – это доблесть.
 
Хищение – настоящий бич предприятия. На текущий момент самым большим дефицитом является честный рабочий. Любое партнерство предполагает честность. Для борьбы с этим бичом ассоциация предпринимателей в свое время предлагала действенный механизм, это публикации на сайтах ассоциации списков проворовавшихся продавцов, снабженцев.

Нечто подобное мы планируем делать на сайте ассоциации для строителей. Но боюсь, что все упрется в низкую социальную активность предпринимателей.
Несун был и при социализме, по свидетельству классиков до и даже далеко до и, похоже, этот навык мы впитываем с молоком матери, с колыбельной песней, первой сказкой.

Вспомним нашу любимую народную сказку про Алдар Косе, бедном, находчивом хитреце, который все время дурит простоватого бая. Если бы эти сказки проанализировал юрист, то вывод ясен, товарищ Алдар Косе – мошенник.
Да и у наших русских братьев героем является тунеядец Иванушка. Почему наши сказочные герои не Папа Карло? Вряд ли он стал бы ломать скамейки в парке, потому что они не его!

Работодатель, т.е. бизнесмен, у нас тоже «сделан в СССР». Часть из них, впитав лучшее из социализма, были подвержены к партнерской манере ведения бизнеса. Но столкнувшись с равнодушием рабочих, скатываются к отношениям времен «дикого» капитализма. Что там бизнесмены, у нас великие теоретики перестройки верили в «невидимую руку рынка», которая все уладит. Наверное, кроме Адама Смита не читали и капитализм понимают на уровне дикой конкуренции 18-19 веков.

Другая часть бизнесменов набрались не лучших черт советских аппаратчиков или баев с купцами, такое вытворяют, что «перед Европой стыдно».

Движимые благими намерениями, мы приняли решение, вместо обычной пьянки отправить наших сотрудников заниматься спортом в ближайшем спорткомплексе за счет фирмы. Из коллектива, в котором работает около 300 человек, заняться своим оздоровлением согласилось лишь 5-6 человек. Тогда решили улучшить условия и построили спортивный зал рядом с ведомственным домом, где живут рабочие. Но увеличение активности не произошло. Скорее всего дело в человеческой лени, в нежелании как-то улучшить свою жизнь, привычка саботировать все, что идет сверху.

Пока мы не сломаем этот менталитет, далекий от стандартов современного общества, любые социальные программы у нас мертворожденные. Если среди бизнесменов есть попытки увидеть в рабочих партнера, то среди рабочих попыток увидеть в бизнесмене партнера очень редки.
 
Может где-то я сделал больший упор на негативных примерах социально-трудовых, но без гиперболизации данную проблему тяжело понять. А если кто-то сомневается то может провести по этому вопросу социальные исследования.

Что делать? Ломать надо, это у нас в мозгах. Без искусства, без культуры, пропагандирующей другие ценности, все это изменить мы не сможем, пока не научимся хотя бы снимать фильмы про бетонщиков, а не про бандитов.

Совместные усилия всего общества, полное взаимопонимание в этом вопросе всех слоев населения, помогут преодолеть эту социальную болезнь.
 
Еще великий Абай сказал: «У казахов только один враг – это сами казахи».
И этот враг сидит в наших мозгах.