Основы православия. ч. 2, г. 7. продолжение

Борис Ляльченко
2. О состоянии Иисуса Христа после смерти Своей и до воскресения говорится в церковной песне: "во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный".

3. Ад, по словопроизводству с греческого, значит место, лишенное света. В Хрисиианском учении под сим названием разумеется духовная темница, то-есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия, и соединенного с Ним света и блаженства. (См.Иуды1:6,Октоих.глас.5.стихир2,4).

4. Иисус Христос нисходил в ад для того, чтоб и там проповедовать победу над смертью, и избавить души, которые приняли Его благовествование с любовью. В Священном Писании об этом сказано: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сойдя проповедал"... (1Петр.3:18,19).

5. О словах Символа: "воскресшего в третий день по писанию" должно заметить, что Св. апостол Петр приводит на сие слова Псалма 15: "ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления". (Деян.2:27). Пророческий образ третьего дня представлен в писании Ветхого Завета: "и был Иона во чреве китовом три дня и три ночи". (Ионы2:1;Ср.Осии6:3).

6. О том, что Иисус Христос воскрес, первыми узнали воины, которые стерегли гроб Его. Они с ужасом увидели, как Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его, и при том произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день воскресения Своего, явился многим, как-то: Мироносицам, Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и наконец всем Апостолам, в доме, двери которого были заперты. Потом многократно являлся Он им в продолжение сорока дней; однажды явился более нежели пятистам верующим вместе. (1Кор.15:6).

7. Иисус Христос по воскресении Своем являлся Апостолам в течение 40 дней и в это время Он продолжал учить их тайнам царствия Божия. (Деян.1:3).

8. Для нашего душеспасения нам нужно веровать в воскресение Христово во плоти, ибо сказал Апостол: "...а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". (1Кор.15:14).

9. Для христиан, всегда гонимых за веру в этой жизни, в этом мире неправды, мало утешения в том, чтобы веровать в праведную жизнь, по отделении души от тела, ибо та жизнь будет происходить совершенно в других условиях, как бы не с нами самими, а с другими безтелесными существами; поэтому святые мученики именно в вере в воскресение плоти почерпали мужество к перенесению страданий, как это видно в их жизнеописаниях.

10. Праведный Иов, испытав на себе неправду этой жизни, почерпал уверенность в увенчании себя Богом в его человеческой плоти; так веровал еще в глубокой древности прав. Иов, в пятом поколении от Авраама: "Знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!". (Иов.19:25-27).

11. Св. Церковь выражает свою веру в столь спасительное значение для нас события Христова Воскресения в том, что она посвящает прославлению его один праздничный день каждой недели, а годичный праздник воскресения именует праздником праздников и торжеством торжеств и посвящает ему целую седьмицу, а с попразднеством 40 дней.

12. Радостное состояние верующих душ в день Святого Христова воскресения заключается в благодатном предвкушении обетованного верным вечного блаженства, как воспевает Церковь: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало".



Глава 8. О шестой истине.


1. Отображение вознесения Господня в шестой части Символа заимствовано из следующих изречений Священного Писания: "Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все". (Ефес.4:10). "Мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную престола величия на небесах". (Евр.8:1).