Намеки из Отверженных

Татьяна Эйно
17-20.01.2014

Вконтакте теперь нельзя добавлять заметки? Как жаль. Если я начну вешать все на стену, то (она однажды обвалится) из очереди уйдет сообщение про Иванычева, а мне бы этого все же не хотелось. Без заметок контакт не контакт, должна признаться. Мне в том плане было комфортнее.

Оказывается, нас окружают намеки и подсказки. Это особенно обозначилось после просмотра текущей серии Симпсонов про Кумико и продавца комиксов. Когда папа Кумико с продавцом напиваются змеиной водки, у них, то есть у папы (он же японец, это его глюки) начинаются видения в стиле аниме Миядзаки. Сумерки полны духов из "Унесенных призраками", их встречает кот-автобус "Мой сосед Тоторо", Репка "Ходячего замка", таверна Мо превращается в избушку на динозаврьих ножках, духи кошек, крыс и собак в кафе Красти, и, наконец, безликий, хватающий Кумико, под маской скрывает папино лицо. Я в этот момент поняла, что все эти видения означают не то, что положение вещей конкретно и именно таково, каким кажется, а намек на то, что может быть пора одуматься.

Наверное, еще стоит написать про "Отверженных", мюзикл "Отверженные". Я там и узнала-то всего...ну, ладно, пусть будет по порядку. Мне сразу показались песни, показались в смысле обратили внимание.

Look down, например, фраза вообще в том или ином виде проносящая свой смысл через весь фильм, поворачивающаяся то одним, то другим боком. Первая сцена и первая песня - каторжная. Каторжников. Первый кадр, точнее, первая сцена с Жаном Вальжаном. Верите, нет, внешне я была уверена процентов на 80-70, что его играет Машков! Настолько был виден Голливуд во всем его блеске. А я ведь не знала, что оно штатовское. В общем, мыслилось, что это Машков в Голливуде. Ну, маленько, ну чуть-чуть не похож, ну, чуть-чуть, слегка не Машков... совсем чуть-чуть мне эта идея казалась сомнительной. Больше того, причесанный и ухоженный Вальжан (мне так понравилось басовитое и сдержанное "мсье мэр") напоминает теперь уже Гафта! Таким макаром я и актера-то еле узнала с четвертой попытки. Хью Джекмана. Написала и призадумалась: а где я его вообще видела и где он, по моему мнению, играл... Это самое... Росомаху? Понятное дело, ван Хельсинга. Это который фильм, а не по Стокеру.

Машков? Гафт? С другой стороны может и верно... наверное, так и было. Он и Гафт, и Машков. Сначала обозленный, брутальный Машков, затем сострадательный, скорбящий Гафт.

И как же все-таки я забыла текст этой книги...сюжетную линию может нет, а вот подробности и перепетии. Подсвешники эти...

А когда Фантине (Энн Хэтауэй) начинают зубы выдирать, меня уже снова корежило и переворачивало наизнанку. И песни там, прости Господи, так за душу берут. Энн (мне кажется, стоит написать Энн, а не Фантина, ибо играет великолепно) после ночной сцены поет про то, как изменились мужчины и их отношение к ней, а я реву, блин, и вспоминаю, что все же, когда американцы играют хорошо, они играют в это время  настолько понятно и задушевно, прямо как наши...

   A castle on a cloud. Да, браво, Козетта! Приз снова твой.

О, я все же пропустила...как могла... из-за зубов, вероятно.

Отдельных слов. Всех слов. Многих слов (и букв в них)  заслуживает Жавер. Я бы зачеркнула. Нет, я бы подчеркнула и написала большими буквами, заглавными, курсивом, чтобы было видно, чтобы выделялся ...ну, вот, пока трепалась, забыла, как звать.

Я его помню по фильму "Быстрый и мертвый". Леонардо ди Каприо, Шерон Стоун и он. Священник, миссионер, бывший стрелок, которого заставляют об этом вспомнить. Под петлей стоя, будто в страшном сне... наверное, я буду всегда первой вспоминать именно эту его роль. Еще были "Игры разума" математика-профессора с растроением личности на вымышленных друзей. А Юля Микова балдела от Рассела Кроу (ура. я вспомнила) в "Гладиаторе".

Да, этот Жавер заслуживает всех букв мира. Он если выстроить всех Жаверов, когда либо выходивших на подмостки, встанет первым. Лучшим. Главным. Это Жавер могущий...хотя нет, Вальжан и тут вне конкуренции. Это его фильм и его книга в любом случае. Причем сие отнюдь не милостыня.

А вспомнила я про него после слова приз. Это Жавер снял свой орден, чтобы поцепить его Гаврошу. Опять же это жест не столько образа, сколько актера. (да. Гаврош тут не девочка...но он мил по-девчоночьи и просто по-детски)

Какая все же удача включить настолько устремленный к справедливости характер, настолько реально обаятельный актерский и человеческий облик в принципе, что он сметает все установки и клише насчет Жавера. На самом деле, конечно, Жавер и только Жавер падает в шлюзы. Но именно этому Жаверу, именно о нем хочется сказать, именно сейчас глядя на него понимаешь отчетливо, что тут нету правых и виноватых. Каждый делал на своем месте все, что мог, и как мог.

Неожиданностью была Хелена Бонэм Картер  aka  Тенардье... но тем не менее вот сладкая парочка, еще актер вне сомнения превосходный, а имя-то его и не помню. Песни здесь были просто буфф.

Мариус, поющий о пустых стульях и столах. Зрелище, разрывающее душу. Рыдания, когда...нет, Фантина, еще только появившаяся рядом с Вальжаном,это условие, это ангел, это намек, что возможно, страдания близки к завершению. Что же был за момент, когда я просто утонула в слезах?

Я что-то забыла? Досадное упущение. Неужели они там сами поют? И Хью Джекман, и Рассел Кроу. В названия песен из мюзикла ( вконтакте) добавлены имена актеров. Отсюда я сделала вывод, что возможно, с какой-то долей вероятности... Stars... Звезды. Песня Жавера о том, что мироздание и звезды в нем полны порядка. Подчиняются закону. И мир Жавера рушится вместе с разрушением представления о незыблемости закона. Теперь звезды более не светят ему. Они холодны. Прекрасная иллюстрация того, что меняется не мир, а человеческое отношение к нему. Empty chairs...Вот, кстати, едва ли не самая грустная песня всего фильма. Я не раз ловила себя на мысли, что в окраску, в сюжет, в смысл его внесены какие-то режиссерские добавления. Даже кроме концовки, ибо она настораживает :) да, возможно, раньше она произвела бы на меня грандиозное впечатление, но не сейчас, когда я догадываюсь, что она не слишком соответствует истине. Но за минуту до появления баррикад, когда Вальжан встает со стула, внимая Фантине, думала, что утону в слезах. One day more. Многоголосие. Еще один день. И значение этой фразы для каждого из поющих, из живущих этим днем. Завтрашним. Завтра уедет Вальжан, Мариус встанет с друзьями на баррикады, Жавер утопит Париж "в крови школяров" (разве можно этому радоваться...)

http://www.stihi.ru/2014/11/09/1740



Сегодня я вдруг вспомнила об осознании, что это Бог плачет, когда страдает Козетта и поет про замок в облаках. Что Он страдает и оплакивает каждого из нас, когда мы грустим и отчаиваемся. И подумала, что не хочу Его расстраивать...

22.11.2023