Йозеф

Владимир Воропаев
Для "Мой домашний синодик"

Я о нём ничего не знаю, и имя его попало в мой синодик, как будто случайно – знаю лишь, что зовут его Йозеф, и приехал он из Болгарии.
Своё появление в Киеве я иначе, как чудо не рассматриваю: в Донбассе идёт непонятная для мирных, да впрочем, и не мирных жителей война; пенсионер, живущий на свою пенсию и не имеющий при этом никаких других доходов, был просто обречен на голодную смерть, ведь и этой мизерной пенсии никто не платит. Да, да, и это в нашей «цивилизованной» стране!..
Парализованный на всю правую сторону тела, я два года вообще не спускался с пятого этажа квартиры, а теперь лишенный даже этой ничтожной пенсии, я и многие подобные мне люди, были просто обречены на гибель.
И вот я в Киеве – Господь своих не оставит…
Со мной старшая дочь с мужем и младший двадцатилетний сын, все мы здесь в качестве художников по росписи церквей – «богомазы», как нас сразу уяснили для своего понимания окружающие нас люди.
Уже глубокая осень. Дети ходят быстро и давно уже в храме – работают; я очень медленно и потому только подхожу к церкви святого Василия Великого, что стоит напротив, через четырехметровую дорогу, Кирилловской церкви и вижу знакомого соседа из нашего неизвестно кем оккупированного донбасского города. Он выходит из церкви и замечает меня; я одет в случайную одежду с чужого плеча – сердобольные работницы храма заботятся о нас. У меня в левой руке старенькая обшарпанная палочка, на ногах тоже старенькие, но теплые комнатные тапочки – это единственное что осталось с летнего переселения. Думаю, что выгляжу я довольно живописно, как для бродяги.
Мы приветливо и радостно улыбаемся, обнимаемся дружески, и в этот момент ко мне подходит человек и протягивает пять гривен. Он не первый, который так делает, поэтому я понимающе и благодарно улыбаясь, не оскорбляюсь, а сердечно благодарен; беру денежку и уже знаю, что с нею делать – сейчас войду в храм и куплю свечи, поставлю их перед иконами за незнакомого человека.
Но человек не уходит; оказывается он товарищ моего знакомого – он приехал из Болгарии. Всё это выясняется тут же в двух словах. Я держу в сердце уважительное чувство к этому человеку, как образу Божию, и спрашиваю:
-Простите, как ваше имя? Я внесу его в свой синодик.
-Йозеф,- отвечает он с заметным акцентом.
Он, наверное, тоже имеет ко мне доброе расположение духа и меня это радует. Я поклонился ему и отошел, мысленно благодаря его Ангела-хранителя, а также своего за то, что имею возможность из нашей короткой встречи вынести молитву друг за друга.
Вот так у меня в домашнем синодике появляется это имя: «Йозеф» - человек, приехавший из Болгарии и на миг по-доброму встретившийся со мной.
Спаси его Господь.

Кирилловский мужской монастырь,
г. Киев,
ноябрь 2014 год.