Разгром Сознания

Диза Ми
«Разгром». Гражданская война, как способ перерождения человека.  Разные люди. Похожие судьбы. Рельефно выписанные,  по - толстовки психологичные характеры. Свойственная теме перерождения триада: Мечик, Морозка, Левинсон. Где Мечик - низшая ипостась перерождения, Морозка - переходная, Левинсон -  сложившийся сверхчеловек. Жизненное кредо Левинсона: «Видеть все так, как оно  есть,  для  того,   чтобы  изменять то,   что   есть,   приближать  то, что рождается и должно быть». Здесь Левинсон, как представитель деятельного гуманизма, выступает антиподом Мечика, олицетворяющего гуманизм абстрактный: буржуазный, неискренний, показной, эгоистичный. Жизнь ставит партизан перед выбором, проверяет каждого из них на крепость души и тела, обличая истинную сущность людей. Очень показательны в этом плане эпизоды со свиньей и со смертью Фролова, где Левинсон проявляет жестокость, если рассматривать его поступки сквозь призму мировоззрения Мечика.  Но что же делает Мечик, явно осуждающий своего командира? Ответ прискорбен. «Никчемный пустоцвет»  либо пассивен, либо преступно активен. Но при любом раскладе думает он прежде всего о себе. Об этом же говорит нам эпизод в конце романа, где Мечик сбегает от казаков,  а Морозка, не задумываясь, жертвует жизнью, ради своих товарищей.  В сущности, Фадеев стремится на каждом персонаже показать эволюцию сознания, где любое испытание либо делает его  сильнее, духовно преображает, либо убирает человека с жизненного пути, на котором тот находиться.  Этой же цели служит образ Вари и ее отношения с Мечиком и Морозкой, в результате которых она отличает «зерна от плевел».  Интересно здесь то, что женщина показана больше как мать, сестра, товарищ и друг, а не как объект поклонения. То есть «Разгром» сочетает в себе черты классической литературы (психологизм характеров), черты литературы соцреализма ( образ женщины) и черты модернизма (противопоставление «мужика» и большевизма, где мужик олицетворяет мирное существование, а большевизм борьбу за лучшую жизнь).  Таким образом,  «фадеевский разгром» - это разгром человеческого сознания, разгром человеческой идеологии, разгром всего человека. И только пройдя через этот Разгром, можно стать Человеком.

Жизненность «Разгрома» обусловлена тем, что война, как  испытание, страдание и катарсис, обнажающая личностную суть человека,  есть один из всегда актуальных культурных мотивов. Так, например, В. Пелевин очень активно использует его в своем произведении «Чапаев и Пустота», значительно расширяя само понятие перерождения и превращая его в сатори.