Сказки-рассказки

Вера Трофимова
Это маленькие подлинные истории о том, как собиралась творческая группа, силами которой мы ставим мои мюзиклы.

Становление Короля

Ну, слушайте, дорогие мои.
Роль Менестреля в зонг-опере «Мелькор» долгое время была слабым местом. Когда ко мне пришел Рамазан Селимов, то я поначалу предложила ему петь менестреля.  А с Рамазаном в тот день был некий незнакомый мне молодой человек, который тихо устроился в уголке на диване. Он выслушал категорическое рамазаново: «Неееет, менестрель, это не мое!» А потом подал голос с дивана: «Могу я предложить свою скромную кандидатуру?»
Я: «Предлагайте!»
Так в нашей компании появился Дмитрий Парахин. Казалось, роль менестреля ему подошла. Он был такой милый, белый и пушистый, ну настоящий положительный герой, что говорить! И он старался, учил, пел, и тембр голоса красивый…. Но что-то не получалось. Какой-то он бледный был. Никакой совсем. И мой муж Рома (звукорежиссер и аранжировщик проекта) часто повторял: «А менестреля я удушу!». Добрый Рома.

И вот после нашего первого показа «Мелькора» в Москве на Воробьевых горах, Дима пришел ко мне и говорит: «Вера! У меня к вам серьезный разговор». А сам кипит весь, и на нервах.
«Я тебя внимательно слушаю» - говорю.
Повисла мхатовская пауза, во время которой Дима пыхтел и собирал мысли в кучу. А потом выпалил: «Я больше менестрелем быть НЕ ХОЧУ!!! НЕ БУДУ!!!»
«Ты что, хочешь уйти из проекта совсем?» - спросила я в грустях.
«Нет! Но я ДРУГОГО петь хочу!»
«Кого же ты хочешь петь, добрый молодец?»
«Я Гортхауэра хочу петь! Вы меня не знаете! Я злой! Я у себя дома был первый драчун, меня все боялись!!!»
Опаньки… Признаться, изумилась я сильно. Потому как мое сложившееся представление о Диме, как о милейшем, интеллигентном молодом человеке никак не вязалось с образом Гортхауэра Жестокого, будущего Саурона.
«Дааааа? – протянула я. – А ну-ка, спой «Гудит набат!» (песня Гортхауэра с воинами)
И тут Дима КАК ВЫДАЛ… От его агрессии и рычания содрогнулись стены. Я сижу в обалдении и понимаю, что вот он, Гортхауэр.
«Да, - говорю. – Можешь. Настоящий. Но вот незадача: опять у нас менестреля нет. Так вот пока не приведешь вместо себя менестреля, будешь его петь сам».
И Дима так испугался это перспективы, что буквально через пару дней привел мне своего друга, ныне всеми нами любимого Алексея Ульянчева, который стал настоящим менестрелем, ярким, красивым и запоминающимся.
Чего со страху не сделаешь!

Что ж, сейчас проект «Мелькор» закрыт. Во всяком случае, в том виде, в каком спектакль запомнился вам, дорогие друзья, он уже не повторится. Возможно, впереди возрождение «Мелькора» но – пока молчание.

Вернемся к нашему герою! Где-то после 3-го показа «Мелькора» у меня созрела мысль поставить с нашими ребятами мой мюзикл «Дорога в рай». К этому времени «Дорога» уже шла несколько сезонов (и идет до сих пор) в Казанском молодежном музыкальном театре «Лориэн». Также «Дорогу» поставили силами студентов Олбанийского университета, штат Нью-Йорк, США. И вот подумала я, а почему, собственно, надо дожидаться, пока кто-то где-то захочет поставить «Дорогу в рай»? Почему не поставить ее здесь, в Туле, своими силами? И стала я оглядываться в поисках главного героя, Короля.

А надо вам сказать, милые мои, что «Дорога в рай» - вещь коварная. Если нет достойного Короля, то и браться за нее не стоит. Потому что главный герой должен очень хорошо понимать, что такое физическое страдание и уметь передать это со сцены. Задача тяжелейшая. Запросто можно перегнуть палку, переиграть, сделать образ надуманным, по-плохому смешным.
Почесывая в затылке, стала я приглядываться к нашей компании, выискивая жертву… И тут – о чудо! Стоило мне заикнуться о «Дороге» и о Короле, как  несколько людей из нашей группы, в один голос и не сговариваясь, указали мне на Диму Парахина. Это знаменательно, подумала я. И предложила Диме главную роль. А он, бедняга, взял…. и согласился! Не хуже Короля. Не понял, видимо, несчастный, на что подписался.

А знаете, когда я убедилась, что выбор сделан правильный? Когда пришло время Королю падать на сцене. На репетициях Дима ТАК ПАДАЛ… Загляденье. Любуясь на то, как он гукается со стула, валится на колени, как его вообще реально плющит и таращит, я начинала подозревать, что ему и впрямь плохо. На мои горестные вопли: «Забинтуй коленки!» доблестный Дима отвечал, что это ни к чему, что так лучше. Эй, поклонники «Дороги в рай!» Знайте, что коленки нашего Короля весь репетиционный процесс покрывали реальные синяки. Но это еще не все.

Начало второго акта. Песня Болезни на дороге и дальнейшая ее сцена с Королем. Вот где был кошмар. Юля Сокол, исполнявшая на премьере роль Болячки, добрейшей души человек, милая наша Юля, когда дошли мы до этой сцены, немного растерялась. Она терзалась сомнениями и спрашивала меня: «Как я буду его мучить? Мне его жалко!» Пришлось уговаривать Юлю, что, мол, ничего страшного и, может быть, ей в дальнейшем даже понравится… Но как показать, что Болячка вытворяет с Королем? Нам пришла идея, что она будет держать Короля на невидимых ниточках боли, только дернет – и он реагирует. Идея была хороша. Помог своим опытом Андрей Нецветаев, много хорошего подсказал, направил ребят, за что большое ему спасибо.
И знаете что? Нашей Болячке и правда понравилось мучить Короля!
На премьере, слава богам, он таки уступил и забинтовал свои многострадальные колени.

Если же отвлечься от страданий, то Дима очень верно понял образ своего героя. И, что радует, он сейчас еще развил и углубил этот образ. Только крайне легкомысленный, не ведающий забот, не знающий реальной жизни человек мог так легко согласиться подписать с Колдуньей договор, обрекающий его на муки и смерть.
И Дима сделал своего Короля именно таким. Легкомысленным человеком, не слышащим свою совесть, порхающим с цветка на цветок мотыльком… Но, когда дело доходит до серьезного, в этом человеке обнаруживается такая сила духа, что остается только позавидовать.

                От Феанора до Совести

По душе ли вам эти сказки-рассказки?
Если да, то слушайте и внимайте! Ибо ныне я поведаю вам о том, как из короля эльфов можно плавно и закономерно превратиться в Совесть Короля.
Рамазана Селимова привел ко мне Змей. То есть Сергей Корякин. А Змей плохого не приведет и не посоветует.
Мы тогда только-только начали собирать людей на предмет постановки «Мелькора». Если бы мне тогда, 4 года назад, сказали, чем эта задумка обернется и сколько впереди «трудов и сладостных мук» - я бы точно бросила все. Хорошо, что человек не знает, что ему предстоит!
Ну, так вот. Услышала я, как Рамазан поет, и думаю, может, ему роль Менестеля предложить? Показала ему менестрелевы песни – они никакого впечатления на него не произвели. Потом показала песни Феанора. А было их тогда всего две: ария «Создание Сильмариллов» и «Мы покидаем Валинор». Смотрю, глаз у него загорелся. И сказал Рамазан категорически: я буду Феанором.
И стал. Стал, да таким, что черт возьми просто.
Рамазан человек вдумчивый, к делу подходит серьезно и ответственно. Поэтому спустя недолгое время тот бледный образ Феанора, которого я задумывала, как эпизодический персонаж, исчез под напором исполнителя. Несмотря на то, что Феанор в спектакле появляется только в середине 2-го акта, я точно знаю, что все в зале ждали этого момента. Потому что тут начинался совсем другой «Мелькор». Рамазан сумел сочетать в образе Феанора бешеную страсть, эгоизм, ненависть, пламенное вдохновение гениального изобретателя с хрупкостью и беззащитностью.
С дуэтом «Я больше не увижу Валинор» вообще было странно. Уже репетировали «Мелькора» вовсю, пели, все вроде бы ничего… И тут являются ко мне Назар Сахратов (исполнитель роли Мелькора) и Рамазан. И говорят: «Вера, а почему мы нигде вместе не поем? Мы хотим дуэт».
Упс. М-да.
По слабости душевной я пообещала им дуэт, и эти провокаторы ушли довольные собой и миром. А я осталась наедине со своим опрометчивым обещанием. Потому что – люди! уже весь «Мелькор» был давно написан! Я уже давно выпала из состояния сочинения к нему, всё! И тут на тебе. Дуэт им подавай… В ужасе, что не справлюсь, я пошла под душ, и там ко мне пришли припевы к «Валинору». Ура! Но нужен был еще и запев, перебранка между Мелькором и Феанором…. На сочинение перебранки ушло 3 дня. И появился таки дуэт, который стал лучшим номером в «Мелькоре». Спасибо провокаторам.
Но вернемся к нашему герою.
В мюзикле «Дорога в рай» присутствует образ Молодого Человека. Этот персонаж -  олицетворенная совесть короля Рене 16-го. Что такое совесть? И как можно сыграть ее, чтобы зрители в зале не начали зевать? Вопрос! Люди парадоксально устроены. Видеть на сцене однозначно положительный персонаж им тоскливо. И когда актер, изображающий совесть, говорит прописные истины – согласитесь, это мрак. Не пей, не кури, не балуйся с женщинами, не дерись, по газонам не ходи… Сплошные «не»! Как говорит наша Колдунья – убиться веником.
Ну, и как прикажете играть такого зануду?
Я попросила Рамазана сыграть и спеть в «Дороге» Совесть короля. Это было счастливое решение. В скором времени на репетициях начались такие интересные вещи, что только держись. Откровения для изумленного автора. Оказывается, Совесть – это фарсовый, почти комедийный персонаж! Кто бы мог подумать. Никаких завываний, трагизма, пафоса и морали – сплошной стеб. Что творилось на репетициях – уму непостижимо. Я хохотала до слез над придумками Рамазана.  Он в этой роли чуть не колесом по сцене ходит и заодно издевается над несчастным Королем так, что уж и непонятно, кто безжалостней: Болячка или Совесть. Оба хороши…
Но! Но, говорю я и снова повторю – но! Наступает миг, когда становится ясно: Совести очень больно за Короля. Он реально страдает, так же, как и главный герой. Боль Рене – его боль. И Рамазан отлично сумел это передать в дуэте «Молитва» и своем сольном номере «Наказание мое и мучение».  И, когда это действительно необходимо – Совесть защищает Короля изо всех сил. Но главная его задача – не дать Королю нарушить договор с Колдуньей, провести главного героя до конца, до последней минуты, жестко, иногда безжалостно и в то же время бережно и нежно, не допустить победы Болезни над Королем, не позволить ему сломаться.
И начинаешь понимать, что действует Совесть, как хирург в военном госпитале: тот, не обращая внимания на вой раненого, спасает ему жизнь, а Совесть, не обращая внимания на жалобы Рене, спасает его душу.
Совесть – воин. Все эти приколы, пируэты, кренделя – все наносное.  Он (она, оно?)  постоянно бьется за Короля. И одному Богу известно, сколько битв уже было проиграно к моменту начала «Дороги в рай», иначе с чего бы бедная Совесть поседела?

Продолжение следует.