Пацифизм Джилленхол

Евгений Садков
 Просматривая вчера запрещенный китайской цензурой видеоролик с Пэн Лиюань, ещё раз подумал о сложности гендерных отношений. Вроде бы естественный жест, а такая гамма чувств, потаенный смысл внешне простых действий. Реально: не свой монастырь, где твой каждый шаг может быть расценен иначе, чем ты рассчитываешь.

 Да что там сложный по церемониям древний и загадочный Китай? Викторианская Британия дает пример слома казалось бы устоявшихся веками отношений между женщиной и мужчиной. Думаю, фраза про курицу-не птицу имеет (или имел) аналог и на берегах туманного Альбиона. Интересно, что социальные изменения усиливают подобные противоречия. Они же заставляют женщин ломать стереотип поведения. Не случайно же, что параллельно с Америкой именно в чопорной Великобритании стремительно зародилось движение суфражисток. Явно, что англичанки боролись не только за свои избирательные права. Более глубокая подоплека, некие первичные инстинкты руководили и блистательными леди, и простыми прачками.

 В это же время мировую медицину крайне интересует явление истерии. Сомневаюсь, что на стыке прошлых веков этот медицинский термин применялся к мужчинам. Описываемые симптомы со времен Платона и Гиппократа связывали с невозможностью зачатия. А древнеегипетские папирусы донесли до нас истории лечения женщин, которым "нравиться быть в постели". Тогда заболевание лечили крайне варварскими методами. Научный прогресс начала прошлого века коренным образом изменил ситуацию. Солидную базу для прорыва борьбы с женской истерией подготовили известнейшие светила Жан Мартен Шарко и Зигмунд Фрейд. Актом гражданского мужества можно считать утверждение первого, что Святая Тереза сама страдала истерией, так характерной для простых женщин. Шарко же первым разрушает стереотип о связи заболевания с женским полом. По его мнению симптоматика истерии наблюдалась и у другого святого-Франциска Ассизского.

 Очевидная сейчас связь между психикой и физиологией человека для того времени была довольно революционной. Именно это открытие Шарко так поразило его способного ученика Зигмунда Фрейда. Благодаря смелым выводам своего учителя будущий психоаналитик определяет и свою стезю. Исследования женской истерии вывели Фрейда на психоанализ. Трудно представить, как сложилась бы его научная деятельность, попадись на его пути только удовлетворенные женщины. О, сколько нам открытий чудных готовит и сейчас эта сторона жизни наших подруг.

 И если на материке ученые трогали тему в большей степени психологическими упражнениями и гипнозом, то "островитяне" включили на всю мощь прогресс. А почему, подумали чопорные британцы, потаенных мест можно касаться только душем Шарко? А давайте используем силу пара, преобразованную в электричество. И вот, почти параллельно со знаменитым душем, недуг начинают лечить электромеханическим инструментом.

 Первопроходцем на этом пути становится британец Джозеф Мортимер Грэнвилл. Именно он считается изобретателем так нужного для снятия женской истерии медицинского инструмента. Примечательно, должно было пройти более века, чтобы судьба пионера этой отрасли отразилась в кино. Три года назад появился довольно своеобразный фильм Hysteria. Российские прокатчики изменили название на более привлекательное "Без истерики!". Характерно, что в создании фильма, словно отдавая дань уважения теме, приняли участие кинематографисты не только Великобритании, но и Франции с Германией. Типа запоздалого привета великим ученым.

 И все же главное в фильме, кроме, конечно, самой темы, это чисто английский юмор. С непроницаемым выражением лица творить подобное могут только чопорные британцы. Это вам не накидку на плечи китайской принцессы накинуть. Здесь самые глубины женского бытия, бесцеремонно расталкиваемые последними достижениями паровой машины. Удивительно, но судя по кадрам, и леди, и простым шлюхам нравилось. А что удивляться, проблемы-то и у тех, и у других одинаковы.

 На фоне лечения как-то незаметно проходит ещё одна, думаю, не менее важная линия. Её в фильме Hysteria воплощает замечательная артистка Мэгги Джилленхол. Не знаю, был ли реальный прообраз, но в картине  Шарлотта Далримпл выглядит очень правдоподобно. Она разрезает лондонские узкие улочки на винтажном велосипеде, ведет себя на равных с чопорными джентльменами. Это женщина нового поколения. Все свои женские комплексы Шарлотта "лечит" социальной активностью. Ярая суфражистка, она на свои средства содержит приют для обездоленных женщин, обучает их детей. И естественно, что изобретатель ценного медицинского прибора влюбляется в неистовую фурию. Как некая, вполне естественная антитеза нужным, но механическим штучкам-дрючкам.

 Думаю, не случайно на роль борца за равноправие создатели фильма выбрали очаровательную Джилленхол. В кинематографических кругах Мэгги менее заметна, чем её брат Джейк. Но вот в общественной жизни даст фору знаменитому родственнику.  Мэгги активная участница американского союза защиты гражданских свобод. Артистка публично осудила президента Буша за войну в Ираке (привет нашим патриотам), назвав главные причины агрессии. Мэгги участвует в антивоенных демонстрациях, является активистом движения "Объединённые артисты за победу без войны" (привет Пореченкову). Органичность конкретной яркой личности совпала с судьбой героини картины. Приятно отметить, что родословные корешки Джилленхол тянутся из России. Так не хватает сейчас здесь таких людей. Все больше женская истерия, связанная, думаю, и с некой неудовлетворенностью. Сомневаюсь, что душ Шарко и святая Тереза, нацепи ей даже депутатский значок, помогут избавиться от вечного российского недуга. А может накидка поможет?

 Как заметил Шарко, истерия присуща не только слабой половине человечества. Но если в его время вспоминали святого Франциска, то сейчас впору привести пример российского шоубиза. Ряд наших видных деятелей (включая даже одного престарелого политика) активно эксплуатируют эту ниву. Но наиболее яркий пример, думаю, крикнувший истерически "Адвокат!!!" Короткое слово тут же прославило на всю Россию Илью Солнцева, ставшего потом Гогеном. Думаю, крикни он просто "Язь!", эффект был бы подобный. Здесь главное-эмоции, прорвавшаяся энергия. А в обществе, где эмоции уравнены единым патриотическим духом и гегемоном одного, согласитесь, запоминается яркое и призывное "Адвокат!!!". Так и становятся звездами.

 Но думаю, далеко ещё Гогену с его показушной истерией до истинного таланта Мэгги Джилленхол. Здесь нужна гражданская позиция борца за мир. Это вам не из пулемета в аэропорту пострелять.

 Автор выражает субъективное оценочное мнение тупого обывателя. Фото из интернета.