Рецензия на фильм 1408 Стивен Кинг

Веселова Анастасия Алексеевна
Фильм "1408" вышедший в прокат в 2007 году, был снят на американской киностудии Di Bonaventura Pictures, Dimension Films  шведским режиссёром Микаэлем Хафстремом по одноимённому рассказу Стивена Кинга.

С первых минут фильма мы погружаемся в мир  прагматизма главного героя. Он путешествует с одной дорожной сумкой, ест фаст фуды, не верит в приметы, не верит молодым  людям, откровенно не признающим в нем знаменитости, равно как и не верит в душещипательные рассказы пожилых и уважаемых людей про приведения .

Прагматизм Майка Энслина - главного героя граничит с цинизмом, но этой тонкой грани режиссер не переходит, что позволяет зрителю если не полюбить главного героя, то принять - не отторгнуть.

Майк Энслин пишет свою очередную книгу разоблачений приведений и полтергейстов в отелях.

1408 это номер в отеле "Дельфин" куда писателю не рекомендует входить некий доброжелатель, отправивший ему рекламную открытку. Сразу при прочтении послания Майк Энслин делает несложные математические расчеты и при сложении всех цифр номера получает результат 13.

Линия "чертовой дюжины" Стивеном Кингом развита широко и многогранно. Так на ключе от номера выбиты цифры 6214, сам номер находится на 13 этаже, отель по адресу 2245 Лексингтон стрит, первая смерть в номере произошла в 1912 году.
Но на этом петля нумерологии не замыкается. Когда управляющий отелем отговаривает Майка Энслина вселиться в номер 1408, то говорит о 56 смертях и раскупоривает бутылку коньяка «Les Cinquante Sept Deces» (57 смертей).

Это явная нумерологическая линия в рассказе Стивена Кинга, но есть и параллельная - скрытая. Так, в начале фильма писатель-разоблачитель говорит фразу "Зло банально", принадлежащую Ханне Арендт - немецко-американскому философу еврейского происхождения, политическому теоретику и историку, основоположнице теории тоталитаризма.

После процесса над Адольфом Эйхманом - оберштурбманнфюрером СС непосредственно ответственного за массовое уничтожение евреев в годы второй мировой войны, она написала книгу "Банальность зла". В ней на примере Эйхмана доказывается, что в условиях «морального коллапса целой нации» виновниками и участниками массовых убийств оказываются не только «сверхзлодеи», но и самые обыкновенные, заурядные люди. Он был ужасно, невероятно нормальным человеком, а его действия, обернувшиеся гибелью миллионов людей, стали, по словам Арендт, следствием желания хорошо сделать свою работу.

И здесь надо сказать, что непосредственно выполнял задержание Эйхмана, сотрудник Массад - имевший цифровой ник «агент семь сорок».
Если не заметить эту авторскую аллегорию или не знать обо всем выше сказанном, то тогда фильм становится просто очередным ужастиком, где рассказывают страшные истории о вырезанных горничной  маникюрными ножницами у себя самой глазах, о висельниках, утопленниках возникающих на экране и повторяющих свои суитцидные действия уже в образе приведений.

Но Стивен Кинг не намерен оставить недогадливого читателя в неведении и уже открыто - словами главного героя говорит: "Картины на стенах напоминают о шестом круге ада", а после уже герой-олицетворение зла - управляющий отелем говорит измученному жаждой Майку Энслину - "Скольких ты лишил веры, Майк?", на что писатель-разоблачитель отвечает - "Это лишь мой хлеб, я делал свою работу". Основная идея произведения обнажена и её понимает даже тот, кто не знает о книге  "Банальность зла". Тот, кто знает легко проведет параллель с последними словами гестаповца Эйхмана: "Я был обязан выполнять правила войны и служил своему знамени".

Фильм "1408" мной просмотрен три раза.
Честно признаюсь, с первого раза я не смогла провести верно параллели, и созвучие фамилий реального эсосовца Эйхмана и литературного героя Энслина,  даже после того момента, как "мистер зло"- управляющий отелем раскрывает зрителю суть, мне не открылись. После просмотра у меня остались вопросы, я понимала, что не вижу чего-то главного и когда "1408" я обнаружила в телепрограмме, то с интересом пересмотрела второй раз. И каково же было мое удивление, когда в окончании фильма главный герой писатель-разоблачитель остается живым, ведь я уверена, что при первом просмотре я видела - он сгорает в номере, что соответствует и рассказу Стивена Кинга.

Дело в том, что фильм "1408" имеет три режиссерских варианта отличающиеся, как мелкими внутренними деталями,например - жена главного героя не слышала, как Майк прослушивал запись на диктофоне, а значит и не слышала голос их погибшей дочери, так и окончаниями где Майк погибает и становится призраком номера 1408, а его личные вещи остаются у управляющего отелем, или опять же Майк погибает, но его рукопись попадает к редактору издания где работал писатель-разоблачитель.
Я заинтересовалась фильмом. Прочла рецензии. Провела анализ произведения и два дня назад пересмотрела фильм в третий раз с огромным удовольствием и даже чувством человека отгадавшего суперкроссворд.

Фильм мне очень понравился, а произведениям Кинга я намерена уделить больше внимания.