Шаг по земле

Любовь Нейманд
Во время моей тяжелой болезни, дети, желая приободрить меня, через некоторое время приглашали в Москву, на выставку замечательного итальянского художника Микельанджело Караваджо. Невозможность побывать на этой выставке напомнила мне очень давнюю историю, которая и стала вдохновителем моих исканий в искусстве. После войны в Германии, в разгромленном Цвингере наши солдаты и искусствоведы подняли из подвалов огромное количество картин величайших мастеров, затопленных немцами в подземном шурфе.
--------------------------------------------------------
В ходе войны, 13 и 14 февраля 1945 года Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке английской и американской авиации, в результате чего город был полностью разрушен. Число жертв составило от 25 до 40 тысяч человек. Все музеи были уничтожены. В Дрездене Цвингеровский  дворец, бывший картинной галереей мирового значения,  был разрушен практически до основания. Коллекция картин Цвингера составляла более 3000 шедевров. В огне тогда сгорело более 300 картин.

Но в 1942 году основная часть коллекции, представляющая самых знаменитых старых мастеров  и составляющая более 1500 картин, была заблаговременно спрятана в специально оборудованном укрытии. В туннель, где они находились, были проведены электричество, отопление и вентиляция. В конце войны гитлеровцы готовы были взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но не успели.

По приказу советского командования солдаты  Первого  Украинского фронта два месяца вели поиск картин. По случайно обнаруженной «слепой» карте начали поиски схронов.
Когда хранилище было обнаружено Советской армией, налаженная система электричества, отопления и вентиляции не работала, в укрытие поступала вода, большинство картин находились в аварийном состоянии. 
Одним из организаторов и ведущих участников поиска Дрезденской галереи был Леонид Наумович Рабинович - искусствовед, театральный художник из Киева.  Его путь к Победе был долог и труден: он попал в плен, чудом удалось избежать гибели при расстреле в сентябре 1941 г., бежал, вернулся в строй, дошёл до Германии, и в апреле 1945 года в чине лейтенанта оказался в Дрездене. Леонид Рабинович в составе трофейной команды из пяти солдат разыскал место захоронения картин, принял непосредственное участие в спасении Дрезденской картинной галереи. Позже, в 1958 г. под псевдонимом Леонид Волынский об увиденном и пережитом в те дни были написаны повести "Семь дней" и «Сквозь ночь». Эти книги были тогда большим откровением не только для меня, 10-ти-летнего ребенка, а и для взрослых, впервые прикоснувшихся к великому и спасенному искусству.

В подземных шахтах затопленных немцами, наши солдаты и искусствоведы подняли из подвалов огромное количество картин величайших мастеров. Это была колоссальная картинная галерея, не уступающая Эрмитажным ценностям. К сожалению, найденные картины составляли только половину коллекции галереи. Полотна были в ужасающем состоянии. Они просто стояли и лежали в воде долгое время.

И вот, солдаты увидели ящик, лежащий над водой на рамах других картин. Его не решились открыть в темном сыром подвале. Они не могли даже представить -  что может быть в нем. Ведь такие шедевры как картины Тициана, Дюрера, Мурильо, Гольбейна, Джорджоне, Рембрандта, Рубенса, Хосе Рибера, Леонардо да Винчи, Брейгеля, Веласкеса и др. находились в воде. Когда вынесли ящик на поверхность и вскрыли, в нем оказалась картина кисти Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Один из участников поиска Иван Долгополов вспоминает:
«Пирна. Каменоломня. Открытый карьер. Машины долго спускались на дно. Перед нами зияла зловещая черная дыра туннеля. Гулко звучали наши шаги по шпалам железнодорожного пути. Вдали мерцал свет. Мы брели в сумраке. То, что мы увидели в конце тоннеля, не поддается описанию. В вагоне сваленные у стен полотна. Поблескивали золотые рамы. Было людно. Перед нами трехметровый деревянный ящик. Осторожно вскрываем тройную раздвижную крышку . . .
„Сикстинская мадонна"! Величавая, простая, шагнула к нам с холста. Вместе с ней в зал вошла Тишина…».

Но это была лишь часть спрятанного. Поиски продолжились. Все новые и новые шедевры стекались в Пильниц. Наконец было собрано почти все.

По указанию советского правительства, все найденное было привезено в СССР. На реставрацию ушло более 10 лет. Трудно поддающиеся реставрации картины оставались, но с годами, также отреставрированные, были отосланы в Германию. Всего было возвращено более 1200 картин. Но перед возвращением в Германию большей части картинной галереи, в 1955-1956  гг. в Москве устроили выставку спасенных шедевров. Среди них в отдельном зале с несколькими вооруженными охранниками висел холст великого Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Мама поехала с Москву. А меня не взяла с собой, т.к. до 16 не пускали на выставку.  Думаю из нравственных соображений - как не пускали во взрослое кино. Сегодня это покажется дикостью. Так мама увидела дрезденское собрание. Картина «Сикстинская мадонна»  была помещена в отдельный зал, и висела довольно высоко. Мама рассказывала, что Мадонна шла сверху прямо к вам, и было желание дождаться, пока она спустится, и доверительно заглянуть ей в глаза. Но вооруженные солдаты, охранявшие картину,  торопили проходящих. Все хотели дождаться её первого шага по земле.

Апрель 2011 г.