Ялта-Киев-Москва

Герман Смирнов
               

       Прежде чем продолжить производственную деятельность в институте, почувствовал
необходимость вернуться к событиям, которые произошли в нашей молодой семье и  немаловажные.
    Придя немного в себя,  после наших жилищно-семейных катаклизмов и решив основные, на тот момент задачи – жену прописал, встал на очередь для получения жилья.
Пришлось изрядно потрепать нервишки и отстоять не один день и час в предкабинетных коридорах чиновников. Справки, справки и ещё раз справки! Обо всём! Не хватало только справки - имел я право появиться на этой Земле?  Но как уже писал, что я не имел право встать на очередь, т.к. не имел стажа проживания в Ленинграде, а значит и права вставания на очередь. Но я и здесь обошёл все эти советские драконовские «постановления», на очередь поставил сестру, как главного квартиросъёмщика и ордер на комнату предварительно сделали на неё ( всё мною было продумано заранее).
А когда одна из паспортисток сделала опечатку и вместо Папырина (фам.сестры) напечатала – Папыркина, а другая и уже в другом месте и кабинете её обнаружила, пришлось опять отстоять заново в двух многочасовых очередях, но это был уже последний мною взятый бастион! И Ура!- мы в очереди под номером 12820(никогда не забуду эту цифру),  по Смольнинскому району. Надежда тоже устроилась на работу в детский садик и ребятишки под её музыку танцевали свои незатейливые пляски.
    Появились какие-то деньги, а отпуск мой по графику намечался на один из летних месяцев. Мы решили подкопить и устроить наше запоздавшее свадебное путешествие, да я ещё продал один из собранных телевизоров.
   Маршрут был выбран – Ялта!
1963 год! Это было незабываемое наше путешествие, которое собираюсь описать по памяти, хотя прошло уже более 50-ти лет!
   Едем «дикарями» без путёвок, без адреса, без знакомых там. Кто-то посоветовал нам взять с собой картошки, которая там в то время была дорогая, а помидоры дешёвые.
Был у нас старенький фибровый , замызганный чемоданчик, в него мы и положили 3-5 кг. картофеля, и действительно, не пожалели, очень даже кстати она пригодилась.
 Сели в поезд и поехали! Очень люблю ездить в поездах, в купейных вагонах , конечно.
Стоишь у окна и видишь бескрайние просторы России, по которым летит ваш поезд!
Как-то поезд остановился прямо на побережье Азовского моря и долго стоял.
   Перед нами открылась удивительная панорама. Весь берег был белый, эта белизна берега уходила под воду моря. Все выскочили и побежали к воде по чудесному белому берегу. А это оказался белый и мелкий ракушечник. Мне очень хотелось окунуться и поплавать в Азовском море. Но не окунуться, не поплавать не удалось, я уже далеко убежал от берега , а вода была только по колено. Бежать и искать глубину не рискнул, ограничился тем, что лёг на спину и чуток полежал в чистейшей воде Азова.
Впереди нас ждало не менее интересное зрелище - переправка на пароме нашего железнодорожного состава через Керченский пролив.
Наш состав разделили на три части и закатили на паром. Не помню, сколько это заняло времени, но искупаться в Керченском проливе мне удалось, я был беспредельно счастлив, как в детстве.
  В Симферополе сели в троллейбус, который следовал в Ялту.
В Ялте на вокзальной площади нас уже ждали хозяева сдающих комнаты для желающих. 
К нам подошёл пожилой мужчина,  спросил - откуда мы? Из Ленинграда – ответили мы дружно! Лицо мужчины озарилось улыбкой. Люблю я ленинградцев сказал мужчина, и жестом пригасил нас следовать за ним. Не переживайте с ценой, я вас не обижу, а мы и не сомневались, ощутив такую приветливость крымчанина.
   Василий Иванович Бовкун – наш арендодатель работал прорабом по строительству на Ялтинской киностудии, оказался разговорчивым и коммуникабельным собеседником.
Домик его  стоял не на самом берегу, а чуть дальше метров 500 от берега и на взгорье. Насколько помню ул. Кольцевая д.21. С разговорами мы дошли до его домика и нам предоставили уютную комнатку, не раздумывая поселились в ней, а на сколько ещё не знали, решили по обстоятельствам. Прошло уже более 50-и лет, поэтому и не очень  полны мои описания.
  Однако, на следующее утро уже активно включились в отдых. Позавтракав дома, шли загорать на пляж, потом обедали в кафе, а после обеда устраивали экскурс на катере по побережью. На каждый день выбирали маршрут, а позагорав и, накупавшись возвращались в Ялту.
    Таким образом,  мы сплавали в Алупку, Гурзуф,  Ливадию, где посетили дворец графа Воронцова и оставшиеся полдня проводили в этих местах.
Особенно мне запомнился Мисхор и прибрежное дно этого местечка. На дне не было гальки, как в других местах, а там были коралловые наросты,  вокруг которых плавали красивые рыбки разных видов, а вода была прозрачная. Я надевал подводные очки и плавал, наслаждаясь этим подводным миром.
   Посетили и Никитский ботанический сад, съездили в Севастопаль , посмотрели знаменитую сферическую Панораму Обороны Севастополя в 1854-1855 годах.
Вечером возвращались домой, устраивали ужин из привезённой картошки и купленных помидор, которые стоили очень дёшево, чаёвничали. Всё было прекрасно и мы наслаждались своим запоздалым свадебным путешествием, но, не помню, как долго было это наслаждение, может неделю или две, но принимаем решение - на обратном пути заехать в Киев и в Москву. В Киеве были у  Надежды родственники мужа её сводной сестры – Стемпковские,  мы решили воспользоваться  этим «родством».
   Распрощались с Василием Ивановичем и его женой, Василию Ивановичу сказал, что в следующий раз приеду в Ялту на «Яве», которой ещё не было, но о мотоцикле уже мечтал. Через шесть лет осуществил свою мечту и, действительно, приехал в Ялту на мотоцикле, но это в последующих описаниях.
   Стемпковские встретили нас приветливо,  хотя  мы и увидели их  в первый раз, как и Киев. У них была коммуналка с одной соседкой, но нас расположили в комнате и мы были опять счастливы.
    Начались экскурсы по столице Украины. Киев мне очень понравился и особенно правобережная его часть. Мы гуляли по Крещатику, заходили в кафэ,  пили кофе или чай с пирожными. Был составлен план посещений Соборов. Начали мы с Софийского  Собора и Киевско - Печерской Лавры, посетили и подземелье где лежат мощи святых.
  В то время я продолжал заниматься фотографией и кинолюбительством. Ходил по Киеву обвешанный оптикой, в тёмных очках, белых брюках, в белой шляпе, как иностранец. Оптика была отечественной – «ФЭД-2» и кинокамера «Спорт-2» производства ЛОМО. Когда зашли во Владимирский собор,  я стал рассматривать  иконостас, но не фотографировать, на меня зашикали молящиеся старушки. Чтобы не дразнить верующих бабушек поспешил удалиться из Собора, но свечки за наше здравие успел купить и поставить.
  Конечно, съездили на левый берег, на пляж, , искупался в Днепре, в четвёртом водоёме за это путешествие. Произвела впечатление «Аскольдова могила», плачущие ивы, высаженные вокруг , всё фотографировал, фотографии до сих пор хранятся, но чёрно-белые, цветные в то время ещё не были освоены .
 Насладившись Киевом, продвинулись в Москву. Ещё в Геленджике я обменялся телефонами с некоторыми офицерами, отдыхающих в «звёздочке». Позвонил, попросился на пару ночек,  нас  пригласили. За давностью лет уже не помню имён своих знакомых, но они отнеслись к нам с вниманием и мы ночевали две или три ночи. Конечно, в то время не было ни сотовой связи, ни Интернета со скайпом,  и знакомство быстро заглохло, как и все другие, а жаль.
  У нас в плане было посетить Мавзолей, Третьяковку, Кремль.
В первое утро в Мавзолей мы не успели, хотя приехали на первых поездах Метро. Народ уже был запущен в Александровский Сад (отстойник) и ворота закрыты.
Но на второе утро мы всё-таки успели и дождались, когда двери мавзолея открылись. В то время Сталин ещё не был перезахоронен, и мы прошли в скорбном массовом молчании, не сводя глаз с наших вождей усопших, как и любой простолюдин.
  Мой приятель сделал нам неожиданный подарок - вручил нам два пропуска в Оружейную палату, в которую простым людям попасть было трудно или просто невозможно! Но приятель всё-таки не просто офицер, а офицер КГБ, т.е. мы из одной системы, не зря же встретились в Геленджике и в д/о «Звездочка» принадлежащего в этому ведомству. Погуляв ещё по Кремлю, сделали автобусный экскурс по Москве, решили возвращаться в Ленинград, на Третьяковку уже время не оставалось, да и честь надо знать и не утомлять  знакомых своим ночлегом. Но я и сегодня выражаю им благодарность и признательность за приют и участие. Сталина в скором времени из Мавзолея вынесли, но мы успели.
   Уже в Ленинграде, как-то мы, подходя к своему дому - на Полтавской, Надежда заявила, что пора нам бы и ребёночка завести, и что ей уже 30-й год пошёл. Этому аргументу, даже и возражать не подумал, Надежда была права, да и крыша какая-то над нами уже была, большего пока ничего не ожидалась.
 В январе1964-го Надежда забеременела. Продолжение следует).http://www.proza.ru/2014/11/28/1213