При жизни не воспет... часть 2. Глава 4

Петр Чванов
Глава 4. ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Смерть «подводника № 1» так и не ставшего при жизни Героем Советского Союза всколыхнула всю мировую общественность и всех патриотов нашей страны. Этому немало способствовало повторное обращение участников встречи ветеранов-подводников к руководству ВМФ и правительству, состоявшейся в Кронштадте в 1971 году, а также неоднократные напоминания об этом величайшем подвиге в телепередаче «Подвиг», которую вёл С.С.Смирнов. Вторым мощным толчком стала публикация повести А. Крона «Капитан дальнего плавания».
Война всё дальше уходила в глубину истории. Вместе с серьёзными учёными, изучавшими причины развязывания самой кровавой в истории войны, её развития и основных действующих лиц, появилось множество фальсификаторов. Серьёзные исследователи, касаясь подвига, совершённого А. И. Маринеско удивлялись, что человек, пустивший на дно Балтики самое большое по тоннажу количество военных кораблей и судов с огромным количеством живой силы противника, официально не является героем.

Фальсификаторы истории наоборот с радостью ухватились за этот фактор и начали раздувать огонь неприязни к деятельности советских подводных лодок и их экипажей в период Великой Отечественной войны. Вопреки очевидным фактам, которые свидетельствовали о том, что и пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов», и сухогруз «Генерал фон Штойбен» были переоборудованы в обычные военные корабли, буржуазные фальсификаторы истории пытались доказать, что А.И.Маринеско потопил пассажирские суда с гражданскими беженцами, хотя они были выкрашены в обычный для военных кораблей тёмно-серый цвет, оборудованы зенитной артиллерией, перевозили воинский контингент и шли под охраной отряда боевых кораблей.

Возможно, что в период поспешного бегства из Данцига на них вместе с немецкими подводниками, танкистами и высокопоставленными военными чинами третьего рейха и могли попасть гражданские люди, но это ровным счётом ничего не меняет. Вот как оценил «атаку века» немецкий историк из Киля Гейнц Шён: «Лайнер являлся для советской подводной лодки законной целью, так как был практически военным кораблём, шёл под военно-морским флагом, имел вооружение и перевозил на своём борту сотни специалистов-подводников».

Особенно неприятно мне писать о том, что в числе хулителей подвига А.И.Маринеско и всего экипажа подводной лодки С-13 оказались и флотские политработники довольно высокого ранга, и журналисты, и даже один из героев Великой Отечественной войны капитан 1 ранга А.Матиясевич, который прошёл всю войну в том же самом соединении, в котором воевал Александр Иванович.

Экипаж подводной лодки С-13 совершил величайший в истории войны на море подвиг.
Мне посчастливилось учиться в училище подводного плавания, где начальником учебной части был капитан 1 ранга П.Д.Грищенко, преподавателями различных дисциплин были Герои Советского Союза: А.Н.Кесаев, С. П. Лисин и М. А. Суханов. Именно от них мы впервые узнали об «Атаке века», и ни один из них ни одним словом не поставил под сомнение ценность этого подвига или его целесообразность.

 И вот, 44 года спустя, как утверждает дочь подводника № 1 Леонора, начальник политуправления ВМФ адмирал В. И. Панин, пытается доказать, что Маринеско утопил «мирный, не охраняемый конвоем, лайнер « Вильгельм Густлоф», на борту которого находились женщины, дети и раненые солдаты».

Более того, от имени и по поручению политуправления ВМФ журналист широко известной в кругу моряков газеты «Страж Балтики» капитан 3 ранга Вербицкий берёт на себя смелость утверждать, что атака века была не только бессмысленна в тактическом и стратегическом планах, но и не имела никакой ценности, как образец для подражания.

Я даже не берусь оспаривать этот бред. Такие выводы может делать только человек, никогда не слышавший свиста пуль и визга осколков, и не понимающий, чем для человека может обернуться даже один миг пребывания на войне, а 3500 солдат и офицеров фашистской Германии, уничтоженных за 2,5 месяца до окончания войны наверняка спасли не одну тысячу жизней наших (и не только наших) соотечественников.

Вышеуказанные выводы сановитых политработников и их послушных глашатаев в лице журналиста Вербицкого и иже с ним, не смогли не только загасить пламя борьбы за официальное признание подвига А. И. Маринеско, а только ещё более подлили масла в огонь. Не зря и физики, и философы утверждают, что «любое действие вызывает противодействие».

Огромный вклад в дело о реабилитации подвига, совершённого экипажем Краснознамённой подводной лодки С-13 под командованием А.И. Маринеско и пропаганды имен подводников и их вклада в победу над фашистами внесли одесситы, земляки А. И. Маринеско.

В 1979 году в одесской общеобразовательной школе № 105 была создана группа поиска «Память сердца», которая поставила своей целью принять все меры, чтобы добиться присвоения звания Героя Советского Союза командиру легендарной подводной лодки С-13, капитану 3 ранга А. И. Маринеско посмертно. В состав группы вошли: учитель английского языка Косогорова Галина Георгиевна и ученики 8-10 классов Коренко Лариса, Донченко Ольга, Соколовская Марина, Пашель Александр, Мартынова Светлана, Никифорова Татьяна, Подолян Юрий и Денисюк Николай. Почти одновременно с группой «Память сердца», созданной в одесской 105 школе, в Ленинграде была создана инициативная группа под руководством Е. П. Ждан, которая также выбрала своей задачей пропаганду подвига А. И. Маринеско. В Ленинградской школе № 189 был открыт музей средних подводных лодок дивизиона, в который входила «Краснознамённая С-13»..

Вскоре члены поисковой группы «Память сердца» получили новый источник информации о своём земляке. В феврале 1983 года вышел третий номер журнала «Новый мир», в котором была опубликована повесть известного советского писателя Александра Крона «Капитан дальнего плавания». Огромный тираж (более 2 млн. экз.) тепло и ненавязчиво познакомил всю страну с величайшим подвигом подводника-одессита, который не получил должной оценки руководством страны, с мнениями крупных флотских военачальников, касающихся этого подвига и с реакцией мировой общественности.

Эта повесть надолго захватила сердца и умы членов поисковой группы. Они проводили семинары, писали стихи, встречались с ветеранами армии и флота. Вот как оценил повесть А. Крона один из членов поисковой группы «Память сердца» Игорь Азимов:

Я слышал, как с разных сторон
То тихо, то громко и резко
Звучало: «Спасибо, что Крон
Для многих открыл Маринеско,
Что автор ни в чём не солгал
И горькие факты не спрятал,
Спасибо, что толстый журнал
Правдивый рассказ напечатал».

Выход в свет повести «Капитан дальнего плавания» совпал с другим замечательным событием: 30 января 1983 года в одесской школе № 105 открылся музей им. А. И. Маринеско. Главные инициаторы создания музея – учитель английского языка школы, в которой когда-то учился Саша Маринеско, Галина Георгиевна Косогорова, и директор школы Н. П. Пашель. Музей им.А.И. Маринеско буквально притягивал к себе все здоровые силы общества, которые по достоинству оценили подвиг подводной лодки С-13 и её боевого командира.

Вскоре между энтузиастами Одессы и Ленинграда установилась надёжная связь, которая поддерживалась и укреплялась ветеранскими организациями моряков– подводников.

Открытие музея назначили на воскресенье 30 января совсем не случайно. Это был день «Атаки века». Многие посетители музея смогли впервые в жизни увидеть силуэты подводной лодки С-13, лайнера «Вильгельм Густлов» и по достоинству оценить вклад подводника № 1 в победу над фашистской Германией.

На открытии музея присутствовали: сестра подводника Валентина Ивановна Маринеско, подводник, Герой Советского Союза В.Е.Соколов, совершивший одним из первых на атомной подводной лодке проход подо льдами Арктики и всплывший на самом близком расстоянии от географической точки Северного полюса нашей планеты, бывший командир Одесской военно-морской базы контр адмирал Дементьев и многие другие заслуженные ветераны службы в ВМФ.

Ярким примером поддержки энтузиастов Одессы и Ленинграда Г.Г.Косогоровой и Е. П. Ждан и их помощником явился шлюпочный поход, проведённый в 1985 году преподавателями и студентами Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного института. Этот шлюпочный переход из Ленинграда в Одессу связал единой, мощной цепью 4 города-героя: Ленинград, Смоленск, Киев и Одессу.

Перед выходом из Ленинграда все участники похода приняли решение осудить действия вице-адмирала Панина и его прихлебателей в лице капитана 3 ранга Вербицкого и им подобным, выступившим с позорными заявлениями в газете и решили ознакомить с этим решением жителей всех городов и весей, где будет очередная остановка регаты. Тысячи людей подписались под этим решением и призывом присвоить А.И.Маринеско звание Героя Советского Союза.

Волны протеста против несправедливой оценки подвига А.И.Маринеско поднимались всё выше и вскоре они стали давать осязаемые результаты. Одним из первых успехов группы «Память сердца» стало переименование в Одессе спуска Короленко, который был продолжением улицы Короленко, в спуск Маринеско.

Галине Георгиевне конечно пришлось постучаться не в одну дверь городских чиновников, но 7 сентября 1987 года исполнительный комитет Одесского городского Совета решение о переименовании части улицы Короленко в улицу Маринеско утвердил. Большую помощь Галине Георгиевне в решении вопроса о переименовании улицы оказал первый секретарь одесского городского комитета коммунистической партии Дацко Пётр Семёнович.