И. Перская. ТЯПА. Братья наши

Алекс Послушный
===========================================

Судьба предоставила мне возможность познакомиться (нередко только виртуально) с удивительными, талантливыми людьми, которым я помогал издавать книги. Книги были выпущены мизерными тиражами, и хотя многие можно найти в библиотеке Конгресса США, и в ряде центральных библиотек России, до БОЛЬШОГО читателя они не дошли.
Время безжалостно, многих из этих талантливых людей уже нет в живых, и я считаю своим долгом познакомить читателей с теми их произведениями, которые запали мне в душу.
(Право публикации материалов на Интеренете было оговорено заранее)



Иветта Перская

Памяти моей матери
Анны Савельевны Перской
и моего отца
Юрия Исааковича Каплинского

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ


=============================================

ТЯПА

Представьте себе. Теплый июньский день. Свежая зелень начала лета. Цветочная клумба. Рядом - телефон-автомат. У автомата - тощий, грязно-серый пес щенячьего возраста с большими печальными глазами. В глазах тоска и немой призыв: "S.O.S.", спасите! И тут же лоток с пирожками, и кто-то со смаком жует.
Я шла мимо. Сердце откликнулось болью. Кинулась к лотку, купила пирожок. Разломила на кусочки, поднесла на ладони к щенячьей морде. Деликатно, мягкими губами, песик взял немного. Больше не мог. (Долгий голод сузил желудок).
Я не выдержала. Подняв почти невесомого зверька, положила на зеленый газон.
-- Лежи, - сказала я, глядя в печальные песьи глаза. - Схожу купить поводок и ошейник. Дождешься - возьму насовсем.
Магазин рядом. Купила и тут же обратно.
Серый комочек на месте. Одела ошейник с поводком. Повела. Прошли несколько шагов. Щенок остановился - идти боится. В глазах - сомнение и страх. Ласковыми словами уговаривала поверить. Гладила мохнатую морду. С частыми остановками все-таки шли к дому. Я - видом благополучная дама. Песик - горькая бедолага. Мелькнуло имя ему - "Тяпа". "Он" был "девочкой".

Контрастность наших обликов вызывала реплики прохожих.
- Себя-то раскормила, а собака голодная!
- Какова хозяйка - такова и собака!
- Во, собака! - воскликнул веселый парень, сопровождая оценку особым движением пальцев.

Наконец, мы пришли.
Прежде всего Тяпе нужна была ванна - смыть грязь бродячих троп. Из коммунальной кухни принесла в комнату старое корыто и, призвав на помощь соседскую девочку, выкупала свою собачку. Ванна принесла ей великое облегчение. Она блаженно вытянулась на коврике, постеленном под письменным столом.
Наступил вечер. Надо было прогулять собачку на ночь. Я прицепила поводок и, вдруг, вижу - в глазах ужас: "Опять гонят!". И две крупные слезинки скатились по мордочке. В первый раз видела у собаки слезы. Сама чуть не расплакалась. Схватила, прижала к себе худенькое тельце:
- Не бойся, мы только на минутку. Справишь свои дела - и домой.

Сошли вниз. Оправившись, Тяпа быстро побежала к подъезду и вверх по лестнице в квартиру.
На следующий день было воскресенье. Мы с подругой направились за город. Тяпу взяли с собой. На вокзале, вручив поводок подруге, побежала к кассе. Вдруг слышу - отчаянный вопль. Это Тяпа решила, что ее опять бросили. Не думая, сунула деньги без очереди, схватила билеты и бегом к ней.

Постепенно песик привык, что есть у него дом и я. Понял - не бросят. Выяснилась и прошлая тяпина жизнь. И вот как. Однажды в нашем дворе подошли к ней дети:
- Ой, это ж Белка! Ее Зойке купили на собачьем рынке. А она непородистая оказалась, и ее выгнали!
В другой раз Тяпу на улице узнал хозяин другой собаки.
- Слава Богу, взяли! А то она, бедная, все у пельменной сидела - жалкая такая!
- Ну и что ж, давали?
- Кто давал, а кто и пинал. Люди - разные.
Так появился у меня в доме друг, благодарный, любящий, преданный.
Я уходила на работу. Тяпа охраняла наш дом. Ворюга-сосед, давно подобравший ключ к моей комнате, теперь и близко не подходил к нашей двери.
Мой приход с работы Тяпа встречала радостным визгом и лаем. Увидев, как я надеваю тапочки, придя с улицы, Тяпа сама стала их приносить. А на прогулках всегда была готова защитить меня. И, видя возможного на ее взгляд обидчика, грозно рычала, скаля острые зубки.

* * *

Она вообще не могла выносить, если кого-нибудь обижали.
Гуляя как-то московскими переулками, мы увидели команду ражих юнцов, ногами бивших худенького юношу. Сорвавшись с поводка, Тяпа кинулась на его защиту. Результат был мгновенный. Храбрые со слабым, испугались  бесстрашной собачонки и бросились врассыпную. К счастью, юноша не успел сильно пострадать.
В другой раз, возвращаясь с прогулки, мы столкнулись с жуликом-профессионалом. Он выходил из подъезда, неся свернутый рулоном ковер, и сразу не понравился Тяпе. Она ринулась в атаку, стала рвать его брюки, пытаясь докусаться до самого. Случившиеся тут же зрители с интересом наблюдали за поединком. Из подъезда выбежала юркая старушка. Она закричала, что ковер только что утащен у ее соседей и что вора совершенно правильно кусают. Покусанный и разоблаченный, он удрал, бросив ковер. Любопытствующие ограничились виденным спектаклем и комплиментами в адрес Тяпы. Кто-то даже бросил ей сосиску в награду.

* * *

Но Тяпе удалось спасти и меня от самой смерти.
Зимой мы катались на лыжах. Каталась, конечно, я. Тяпа бежала рядом. Надо было перейти железнодорожную насыпь с линиями для встречных поездов. Сняв лыжи, я оказалась между двух линий и увидела мчавшиеся с двух сторон составы. В голове пронеслось: "Надо лечь меж рельс, а то затянет". И я легла, потеряв сознание. Очнувшись, увидела: лежу на тулупе; незнакомый мужчина держит мою голову; другой вливает водку мне в рот (панацея от всех российских зол). Это были лесники тех мест. Они рассказали, что, идя мимо, заметили собаку - она пыталась стащить меня с рельс. Они бросились ей на помощь.
- Если бы не пес, мы бы вас не заметили. Собачка у вас, что надо, хоть ростом не велика. Ей - спасибо.

Наделена была Тяпа удивительным даром сочувствия чужой беде. Как-то летом приехала к нам моя кузина из Ленинграда. Мы с Тяпой жили тогда в деревне и повели ее показывать наши любимые места.. Но у ней была астма и на обратном пути ей стало не по себе. Она села на пенек и попросила меня сходить за лекарством. Тяпа кинулась было за мной, но, вдруг, вернулась обратно и села подле больной. Она не могла оставить ее одну и была с ней, пока я не вернулась.

* * *

Тяпа была дворнягой, слегка похожей на фокстерьера. Пришло время подумать о ее будущих детях. Я принялась искать ей супруга среди представителей этой породы. И, вопреки законам генетики, надеялась, что малыши пойдут в папу и можно будет рассчитывать на приличное для них будущее. Шансы пристроить дворняг почти равнялись нулю.
Первый жених, роскошной расцветки и курчавости, при виде невесты забился почему-то под диван, наотрез отказавшись иметь с нею дело. Извлеченный оттуда с помощью сачка для ловли бабочек, он удалился домой, не сделав предложения. Второй претендент повел себя слишком решительно и был искусан невестой. Пришлось вести его к собачьему доктору залечивать раны. После его отбытия Тяпа долго лаяла, пытаясь объяснить, что у собак тоже бывает любовь и одним сексом не обойдешься. Однако, неудачи с женихами никак не отразились на ее материнских чувствах.

* * *

Мы приехали к моей дочери. Я оставалась с маленьким внуком на время ее отпуска. Поспели как раз вовремя. Дочкина кошка Мурка только что разрешилась от бремени. Лежа в ящике на мягкой подстилке, она вылизывала двух своих малышей. Завороженная стояла Тяпа, глядя на слепые комочки и поскуливая. Ей хотелось самой участвовать в нежном материнском действе. Как ни странно, Мурка понимала ее и не пыталась прогнать. Когда котята открыли глазки, она, устав от материнских забот, вылезала из ящика и, с комфортом растянувшись на телевизоре, разрешала Тяпе на время занять ее место. Дети уютно зарывались в ее мохнатую шерсть, а она усердно работала язычком, подчищая их шкурки. Она делила с Муркой заботы мамы. Малыши подросли, стали вылезать из ящика, расползаться по квартире. Тяпа мягко брала зубами котячьи загривки и относила детей на место.
Иногда Мурка их за что-то наказывала и, покусывая, била лапами. Тяпа не могла этого вынести. Ощерившись, она грозно рычала, требуя прекратить избиение младенцев.
Так они вдвоем растили малюток. И котята выросли. Пришло время их отдавать. Одного пристроили в том же доме, где жила дочка. Его унесли. Прошел час. Новый хозяин принес котишку обратно, попросив подержать его до возвращения с работы. К моему удивлению Мурка не узнала котенка или не признала уже своим. Она сердито шипела и фыркала, не разрешая ему приблизиться. Тогда он пошел к Тяпе, и она, радостно виляя хвостом, принялась, как обычно, нежно его вылизывать.
Второго котенка взялась пристраивать я. Его привезли к нам домой. Тяпа обрадовалась, приняла его как родного, и он спал вместе с ней на ее коврике.
На следующий день мы повезли его на новое место. По дороге заглянули на рынок. Поставив корзинку с котенком на землю, я прохаживалась вдоль рыночных рядов. Услышав какой-то шум за спиной и обернувшись, увидела Тяпу. Она несла в зубах нашего котенка. Он вылез из сумки, решив ползти куда-то самостоятельно. Тяпа несла его ко мне. А вокруг уже стояли любители цирковых зрелищ. Они громко выражали одобрение тяпиной находчивости.
Котенок был водворен на место, и мы удалились, сопровождаемые аплодисментами зрителей.

* * *

Семь лет жили мы с Тяпой в большой дружбе.
Но случилось неожиданное. В воскресенье мы гуляли в нашей деревне. Шли вдоль широкой лесной дороги по разным ее сторонам. Я собирала лесные гвоздики. Тяпа искала полезные травки.
Поднимая облако пыли, с диким ревом мчался на нас сумасшедший мотоциклист. Наперерез к нему бросилась ко мне Тяпа. Секунду спустя она лежала уже в дорожной пыли с разорванной шкурой. Мотоциклиста как не бывало.
Что делать? Только в Москве есть лечебница, работающая ежедневно и круглые сутки. А мы - далеко, и машин ни у кого нет. О такси и говорить не приходится. Звонить в Москву? Просить сестру там взять такси и пригнать к нам? Но ведь это стоит целое состояние! И я решила найти местного ветеринара, жившего в одной из окружных деревень.
Со слезами понесла Тяпу домой. Неумело оказала ей первую помощь. Извлекла из сарая старую детскую коляску. Положила туда бутылку водки для расплаты и покатила в ней свою собачку к доктору в дальнюю деревню. До нее было километров 10. Часа через три мы были на месте.
Нашли дом. Постучались. Дверь открыла супруга ветеринара. Она сообщила, что "самого" нет дома, он в отпуску и никого не принимает.
- Надоели! - сердито заключила она, захлопнув дверь перед са-мым носом.
Я стала искать "самого" по деревне.  Другого ведь нет. Нашла. Сидел за столом в чьем-то саду в приятной компании. "Забивал козла" (так в просторечье зовут игру в домино). Поначалу принимать нас отказался - в отпуске, лечебница закрыта, дома нельзя (жена не пустит). А как посмотрел на Тяпу, что-то в нем стронулось. К тому же и водка, этот золотой российский фонд и мощный побудитель к действию, сыграла некоторую роль. Он согласился и тут же осмотрел Тяпу.
- К счастью, внутренние органы не задеты, только шкура прорвана. Зашьем. Поехали на лужайку к сараю. У меня там весь инвентарь хранится, - сказал он и добавил: "Придется прямо на траве зашивать. Анестезии нет. Собачку сами держать будете."
И я держала.
Боль была нестерпимая, настоящая пытка. Я прямо ощущала ее. Зашивал он почти сапожной иглой по живому. Но Тяпа не рвалась, только тихо стонала.
- Собачка будет в порядке, - заключил он, закончив операцию и заливая рану пенициллином, - поставьте-ка ее на ноги, посмотрим, как она стоять будет.
  Я поставила. И произошло непредвиденное. Собрав последние силы, бросилась Тяпа бежать, бежать без оглядки, прочь от своих мучителей.
А я бежала за ней, кричала, звала обратно. Но она набира-ла скорость и скрылась в лесной чаще.
До темноты бродила я по лесу, опять звала, искала ее. Но ее не было. Не вернулась она и позже домой, как я надеялась. Месяц спустя знакомый охотник увидел ее в лесу, окликнул, но она тут же исчезла.
Я сама встретила ее осенью, зайдя далеко вглубь леса. Обрадовалась, кинулась к ней навстречу. Но она отвернулась и бросилась прочь. Больше я ее не видела.
Ходили про нее разные слухи. Одни говорили, что живет она в дальнем бору у лесника. Другие, что примкнула к волчьей стае, и видели ее, будто, грибники с волчатами.
Где правда - не знаю. Но мне представляются так мотивы ее поступков. Она бежала от предательства в моем лице.
"Как могла я, единственная, кому она верила и кого любила, обречь ее на пытки, помогать мучителю, не оставляя возможности сопротивляться. Мир рушился. Прочь от человека. Назад к древним законам стаи!"
Вероятно, так ощущала она происшедшее. И дала мне хороший урок: "Ничего не жалей для друга! Подумаешь, твое "целое состояние".


=====================================

На фотографии та самая Тяпа