Встреча в пути

Алекс Послушный
Судьба предоставила мне возможность познакомиться (нередко только виртуально) с удивительными, талантливыми людьми, которым я помогал издавать книги. Книги были выпущены мизерными тиражами, и хотя многие можно найти в библиотеке Конгресса США, и в ряде центральных библиотек России, до БОЛЬШОГО читателя они не дошли.
Время безжалостно, многих из этих талантливых людей уже нет в живых, и я считаю своим долгом познакомить читателей с теми их произведениями, которые запали мне в душу.
(Право публикации материалов на Интеренете было оговорено заранее)

======================================
И.ПЕРСКАЯ

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
===========================================

ВСТРЕЧА В ПУТИ
(Потерянная душа)   

Это было давно. Я работала в Республике Коми (на севере России).
Как-то, приехав с лекцией в один из ее районов, я ждала поезда. Был холодный серый день поздней осени, моросил мелкий дождь вперемешку со снегом.
Деваться было некуда. Крыши здесь не было. Я ходила по платформе - туда и обратно, туда и обратно, как вдруг оказалась свидетелем необычайной картины.
Чуть в стороне от платформы, на земле, был расстелен плащ. Когда-то он был красив и придавал, вероятно, элегантность владельцу. А на плаще сидел огромный пес, серебристой масти, похожий на волка. Пес был настороже - ждал хозяина. Собаки - мои самые любимые животные. И я остановилась полюбоваться. Мимо прошел директор филармонии. Мы работали с ним в одном городе.
- Какой прекрасный пес, - сказала я, окликнув его и указывая на пса.
- Это - собака-математик. Она умеет считать. Ее хозяин выступал с ней у нас в филармонии. Это очень талантливый артист, дрессировщик животных. К несчастью, он сильно пьет. Я вынужден был расторгнуть с ним контракт.
И он продолжал свой путь.
Я стояла, глядя на чудесного пса.
Появился хозяин, невысокого роста, темноволосый, с тревожным, тоскливым взглядом темных глаз. Трудно было сказать, сколько ему лет - сорок, пятьдесят, около шестидесяти? Бег лет стал невидим в какой-то момент. Он был одет в костюм хорошего кроя, но сильно потертый. Руки были украшены перстнями, а плащ служил подстилкой собаке.
Бутылка водки выглядывала из кармана его пиджака. Он нес котелок с едой и поставил его перед псом. Но пес с рычаньем и лаем бросился на хозяина. Острыми клыками, схватив бутылку, он вытянул ее из кармана и швырнул на землю. Бутылка разбилась. Пес принялся за еду.
Заметив меня, хозяин смутился. Я отошла, чувствуя неловкость, и продолжала ходить по платформе. Минут десять спустя я увидела их опять. Они тоже гуляли и подошли ко мне.
- Вы были свидетельницей того, что случилось, - смущенно сказал хозяин собаки. - Не знаю, зачем, но я хочу объяснить вам, что это было. Хочется кому-то открыть душу, а к вам я чувствую доверие. А потом каждый из нас уедет в свою сторону, и я никогда вас не встречу.
И он рассказал мне о себе.
- Я рано остался сиротой. Жил с дальними родственниками на Украине, в маленьком городке. Были они небогаты, но кормили и одевали меня. Не обижали. Но и ласки от них я не видел. Рос, как трава в поле.
В городе стоял цирк. Больше всего на свете я хотел попасть на его представления. Однажды оттуда удрала мартышка. Я поймал ее и принес хозяину. Он был доволен. А увидев, как я обращаюсь с беглянкой, предложил помогать ему с животными - кормить, чистить их клетки. А за это бывать, когда хочу, в цирке. Я был счастлив, и цирк стал для меня домом. Хозяин был одинок. Он учил меня дрессировке зверей. В конце концов, я стал помогать ему во время спектаклей.  А когда цирк покидал город, я ушел вместе с ним и стал настоящим артистом.  Несколько лет путешествовали мы по городам и весям России.         Хозяин относился ко мне как к сыну: сделал меня своим наследником. И я стал после его смерти владельцем цирка и всего, что с ним связано.
Прошло несколько лет. Грянула Октябрьская революция. Образовался Советский Союз. Все изменилось. Я не мог уже быть хозяином своего дела и вынужден был продать большую часть животных. Но я продолжал путешествовать по стране с тем, что осталось, заключая контракты с концертными бюро и местными филармониями. Однако, зарабатывал хорошо и был успешен.
Как-то давали мы представления в Сибири. Снял я квартиру. У хозяйки была дочь, молодая, смазливая девчонка. Я пригласил обеих бывать на моих спектаклях и, в конце концов, отчаянно влюбился в девушку. Мы поженились, и она стала помогать мне во время представлений. Это она особенно любила. Нравилось появляться перед публикой в богатом платье, украшенном блестками. Родился сын. С тех пор нельзя было жить всем на колесах. Я купил хорошую квартиру и поселил в ней жену, сына и тещу. Сам же я вынужден был продолжать отлучки. Тогда и начались перемены в нашей жизни. Жена и ее мать стали требовать от меня все больше и больше денег. Только денег они и ждали. И я понял - меня не любят. Привлекают рубли да наряды, что дарил им обеим. Однажды, приехав неожиданно, я застал жену с незнакомым мужчиной. Он был ее любовником. Я покинул дом и больше никогда их не видел. Посылал только сыну деньги. Но случившееся стало для меня катастрофой, разрушившей всю мою жизнь. Я продолжал любить жену и сына, но душа нестерпимо болела. Я стал заливать свою тоску русской водкой. И не мог остановиться - превратился в горького пьяницу. Растрачивал все свои деньги. В конце концов, пришлось продавать животных. Вот и осталась одна эта собака. Она понимает и чувствует все и ненавидит спиртное. Как увидит бутылку - выхватывает и разбивает. Сами видели.
История была закончена. Пришел его поезд. С собакой он поднялся в вагон. Поезд тронулся. Я видела, как он стоит у окна, провожая меня взглядом. И поезд исчезнул вдали.