Неизвестная красавица

Эльвира Гусева
В  1883 году  сообщество  художников Петербурга было потрясено новым творением  Ивана  Крамского, картина называлась  «Портрет неизвестной». Молодая  дама, изображённая  на портрете, вызвала множество споров: кто она?

Одни пытались найти  в  ней сходство  со знаменитыми актрисами, другие  считали, что художник изобразил  богатую  даму  на условиях не разглашать её имя, а третьи  ссылались на то, что этот   образ -  всего лишь  плод фантазии художника.

Кто же она на самом деле, не знает никто, тайна осталась нераскрытой, даже в рукописях  и набросках  автора  её имени нет. Для современников  и всех последующих поколений зрителей  она стала  неизвестной. Однако, эта  тайна вовсе не умаляет  художественной ценности портрета.

Присмотритесь к ней, как будто видите её впервые, и это поможет  узнать  много интересного. Утренний  Петербург окутан лёгкой  сизой дымкой,   заснеженные дома  и  широкая  полоса  морозного  воздуха, чуть розовеющего  в лучах восходящего  солнца – тот  фон, на  котором  запечатлена  молодая  дама. Использованный художником приём позволяет  предстать ей непосредственно перед  зрителем, оставив  улицу Петербурга позади  себя.
 
Мастеру  удалось  подсмотреть  и  выхватить  один  лишь момент из её жизни, но при этом  рассказать о ней достаточно  много.  Гордая, своенравная, избалованная  и капризная  красавица  смотрит на мир с долей  превосходства:  сверху вниз. 

Таинственный бархатный  взгляд   красивых  глаз, наполовину прикрытых  роскошными ресницами,  создаёт впечатление лёгкой грусти. К тому же, несколько смягчает  её восточный темперамент, который легко улавливается  во  внешности: широкий нос, сочные  алые губы  и смуглые  щёки, слегка  выбеленные  северным  морозцем.

Дама  действительно красива  и  автор тщательно выписывает каждую деталь её портрета: от  горделивой осанки до одежды.

Она одета по последнему слову моды  и  безукоризненна во всём: тёмно – синяя  шубка, отороченная серым мехом, в цвет ей  и атласные ленты, меховая муфта  и тонкие  перчатки  смотрятся    исключительно элегантно. Словно смакуя, художник открывает зрителю   тонкую ручку красавицы с тяжёлым золотым  браслетом на запястье.

Завершает  эту красоту  изящный берет  с  жемчужинами  и лёгкими  белыми перьями, создающими эффект  маленького облачка над её головой.  Увлечённый  работой, художник  с  любовью относится  к  портрету  дамы, тщательно вырисовывает  каждую, пусть даже самую малую, деталь: фоновый  пейзаж  спокоен, почти не привлекает внимания. Именно поэтому  появляется возможность  бесконечно рассматривать   красоту, которая в открытой коляске выставлена напоказ, вот уже почти полтора века.

Современный  зритель, легко может отнести  её  к  женщинам  высшего света, и будет неправ.  Истинные аристократки  не  могли  позволить  себе  одежду, едва  вошедшую в моду, считая это дурным  тоном. Остаётся  предполагать, что  неизвестная красавица была,  скорее всего,  дамой полусвета, лишь её  окружению разрешалось одеваться так.

Закончив  работу  над портретом  неизвестной, художник  предполагал, что  ею заинтересуется   Павел  Михайлович Третьяков,  и приобретёт  её  для  своей  коллекции картин.  Третьяков  присутствовал  на выставке,  долго рассматривал  «Неизвестную»,  но  купить её даже не попытался, чем  весьма озадачил  присутствующих  и автора  в том числе. Позже   появилось множество самых разных слухов  по  этому поводу…

Картина была куплена  другим  коллекционером,  но,  пройдя  достаточно долгий путь по  России, побывав за рубежом, лишь в 1925 году   оказалась  среди  картин  великого коллекционера, в Государственной  Третьяковской  галерее, где  хранится и по сей день.

Гордая  и  дерзкая  красота  неизвестной  молодой  дамы  завораживает, заставляя задерживаться у портрета совсем юных  девушек  и  женщин бальзаковского  возраста.  Задержалась здесь когда-то и я.