Об общине и кооперации

Андрей Козлов Кослоп
В каком-то смысле это одно и то же.
Коллектив - это не какое-то изобретение большевиков или соборного русского крестьянства.
Недавно на Семинаре Му один докладчик, говоря об общине, всё свёл к кибуцам, причем сам признался, что к сожалению очень мало сведений на тему кибуцев.
Между тем, всё гораздо проще. Человек (гомо сапиенс сапиенс с подмешавшимися в его генетику неандертальцами и хомо архаичными) изначально был коллективом и до сих пор остаётся колхозником-коллективистом.
Коллектив и рабочая бригада, и труппа актеров, кабинет министров, и отдельное министерство, и партячейка, и школьный класс, и община мормонов, и контора "Рога и копыта"... И кибуцы, - всё коллектив.
Никакого неколлектива в человеческом обществе быть не может за исключением очень откровенной психопатологии.
Община  ("кибуц", к примеру), которая дискутировалась ещё народниками-полумарксистами  - это , конечно, не всякая социальная группа, не всякая общность-социальность, а именно непосредственно сообщающаяся, офф-лайновая "первичковая" социальная группа, базовый трудовой (или инфраструктурный, административный, научный, хобби-развлекательно-обучающийся) коллектив.
Развитие общества связано с развитием таких общин-коллективов.
Сначала общину образует институт языка.
Потом институт мифологи, сиречь, традиции, повтора того, что кажется наиболее ярким и является естественно зафиксированным, памятным. .
Потом  на заре государственности община обретает ритуалы, обряды, танцы-хороводы, волынки, трубки мира, реверансы, рукопожатия, поклоны, потому что необходимо образовывать структуры не только внутри рода-племени, но и соседями, образуя союзы племен, предгосударства и первогосударства.  Здесь акромя традиции с её силой и простым копированием, появляются музыка ритмов и выразительность.  Побеждает более симпатичный, более героичный и богатырский. Традиция остается традицией, но в ней появляется селекция и отбор, появляется чемпион, который получает венец и садится на трон с короной на голове. Цэ уже ж типа государство (по-умному, делёз-и-гватарному: Urstaat).
То есть, община получает крепёж институтом лидера и его свиты.
Христианская община сосредотачивает внимание на этику, на метафизику объясняющую этику-мораль, на новую  религию, которая переносит акцент с традиции на любовь к ближнему, на универсальность (все равны и одинаковы, так что эллин или иудей, - всё это сдвигается на периферию, то есть, традиция в своей этнической основе радикально реформируется.
Далее появляются кружки петрашевцев, друзей мистера Пиквика, алхимики, коперники, любители ямбов, хореев,  то есть, общину начинает возглавлять институт Дидро и Вольтера  с их энциклопедиями, словарями, геометриями и  лобачевскими.  То есть,  у общины появились скубенты в очках, которые сделали общину пассионарной, мобильной, развивающейся,знающей, так как знание расширяется и развивается, а религия склонна к догматической консервации и устойчивой вековой  славянофильской пасторали (в сопровождении классического симфонического оркестра).
В век технологических бумов (как инструментальных, так и институциональных), когда появляются достижения, позволяющие нечто такое, что полста лет назад мы даже фантазировать себе не позволяли. Когда  мы даже, будучи скубентами в очках, не поймем ни как устроен этот компьютер, ни зачем все эти кнопки и  айконс  на экране.  Комп для очень многих больше, чем церковь или мечеть для средневекового показательного воцерковленного.
Комп и все рядом с ним лежащие СМИ с примыкающим к ним Госдепом, ЦРУ, МВФ, ВТО, супербанками, всё, как в голливудских триди, заполонил, так что мы все служим любовно и предано Трансформерам. А если и воюем с ними , то для лишь кинопотехи великих  Терминаторов.   
На этом фоне, возможно, уже и возникала ранее, но уже теоретически ждет своего тотально массового часа община, где её члены будут просто развитые личности, продолжающие развиваться,  и главное, принципиально игноряющие все параперсоналистские принципы и парадигмы, которые (как мы тут перечислили) структурировали общины.  Такие общины бывали и ранее, но, наверное, сейчас  бытие и долженствование такого типа общины стало острее.
Если говорить  от такой внепарадигмальной или "нелинейной" общине, то раньше мы прочитывали эту идею в "новом научном мышлении" Фритьофа Капры, в синэрегетике Ильи Пригожина. Но умный и благоразумный Капра (тако же и Пригожин)  кое в чем не прав. Он замкнулся на научном и рыскал в своих искренних и благородных поисках в рамках научного.
Дискурс (точнее принцип консолидации общины) , в котором всё параперсоналистское сдвигается на периферию, а главным оказывается интересах каждого и всех, с учетом, что общинникам удается увернутся от власти всех парадигм, которые склонные подавить их интересы. Такая община склонна интегрироваться и сотрудничать с другими общинами смежными, верхними и нижними на подобных же взаимонеразрушающих принципах.
Такой внепарадигмальный  "принцип" похож на поэзию (наше мнение, что он и есть поэзия-худлит).  То есть, не наука, не технология, а худлит, образно-катарсическое очищение, сброс горизонтальных парадигм, разноуровневых догм  (от языка  до технологических) стандартов во имя поисковой активности личности-поэта, во имя образно-ментального мира. 
Художественно-литературное (лирика, эпос, драматургия, фольклор, комиксы, манга, концептуальный и жанровый арт, песенное, КВН, прикольная с "разговорчиками" реклама и пр.)  обслуживает личностно-межличностный тусняк-оффлайн (сиречь, общину). 
Худлит-поэтическое не учит, не предписывает, не строит инструменты или ордена меченосцев с сетками сетевого маркетинга.  Оно созидает субъекта, который ведет себя субъектно.
Субъектность субъекта - это condition sina qua non для позитивных социальных перспектив.  Ubi,ubi. Если у нас нет субъектности, то есть, позиции брать на себя ответственность и проверять корректность-адекватность информационных потоков самому, и не конформироваться с тем, что не является правдой, ни под каким предлогом, то мы окажемся хомячковым объектом воздействия зловредных, гибельных и маразматических влияний (хорошие влияния постараются в нас возбудить субъектное, личностное).
Пишите романы. Но пишите оксюморонами, а не графоманьте: два Ивана ковали железо, шёл дождь, Россия колыхалась пылью трав  среди тропинок, былинок и дубов-колдунов. Пишите в охотку. За себя пишите... Да как хотите, так и пишите, в конце концов.  Только не надо детективов и прочей порнографии.