Шестой и последний экскурсионный день. Бран

Любовь Кукова
11 oct 2014

По расчетам у меня должно остаться еще целых полдня и я, если мне того захочется, могу погулять по Брашову.
Мы ехали в то местечко, которое уже показалось мне однажды по пути в Брашов. Теперь-то я его рассмотрю, как следует! Фотоаппарат заряжен под завязку и готов, как говорится, к труду и обороне. Приятно и то, что денежки остались, а это значит, что отсюда сувениры поедут в Россию в любом случае.
Бран!
На подходе к нему вас поглощает рынок с огромным множеством сувенирного добра и Комнатой Страха в торговом павильоне, которую засветил в телепередаче один из наших путешественников.
- Давай зайдем, если хочешь? – На предложение Иры я отрицательно мотнула головой. По ощущениям там было так же, как в сигишоарском Домике Дракулы. Вроде бы не для детей. Больше наверно для восторженных немного наивных туристов и молодых людей, получающих удовольствие от созерцания бутафорских изувеченных кукол, красной краски, искусственного тумана, грима, кривых зеркал и звуковых эффектов. У меня это с детства. Ненавижу клоунов – несчастье детского праздника, отдающее чем-то демоническим. Не понимаю, что смешного в собственном искаженном отражении, тем более зеркала способны серьезно влиять на психику, и только с исключительно художественным любопытством могу посмотреть на качество изготовления кукольных монстров в «комнате страха», а резкие звуки мне просто режут слух и не вызывают ничего, кроме головной боли.
- Давай лучше, потом вернемся к сувенирам, - с кислой миной ответила я.
Итак, замок Бран, что называется Замком Дракулы. Плати и заходи!
Очередь была длинной. Подозреваю, что во время разгара туристического сезона она бывает еще длинней. Самое раскрученное и посещаемое место. Конечно! Здесь все тот же Брэм Стокер поселил созданного креативным (если выразиться современным языком) воображением вампира. Здесь в одной из комнат замка Копполой был снят эпизод экранизации пресловутого романа. Для многих это весомые причины потолкаться на проходной в прилежащий к замку парк.
…Парк усеянный опавшей листвой, тихий, залитый мягким светом октябрьского солнца. Мы поднимались к замку. Сам Влад Дракула бывал в нем пару раз и не жил, а правильнее – гостил недолгое время, охотился в здешних лесах. Замок достался ему по наследству, как это бывает у знатных семей. Потом еще его, арестованного, содержали в этом замке в тесной маленькой темнице. (Я ее видела. Настоящий «каменный мешок»).
Что касается настоящих, долговременных обитателей замка, то получится что место гораздо больше связано с именем королевы Марии, чей призрак порой приходит осмотреть владения, некогда принадлежавшие ей. Кому-то из туристов удавалось даже запечатлеть ее туманный силуэт на фото! Она любила это место, свои покои, в этом замке она прожила счастливые минуты. В ее спальню туристам заходить нельзя, можно заглянуть с порога. Там до сих пор смотрители музея ставят в вазу белые лилии – любимые цветы королевы. Мария велела всегда зажигать исключительно медовые свечи. И запах цветов, смешиваясь с медовым ароматом, еще долго витал по комнатам замка, пропитывая все вокруг. Если прислушаться, то ощутить его можно и сейчас.
Повсюду в комнатах, где жили члены королевской семьи, на стенах висят их фотографии и портреты. Остановиться  и посмотреть их стоит. Сейчас вы редко встретите такие одухотворенные лица. Контраст делается более заметным, если посмотреть подряд несколько портретов этой семьи, а потом перевести взгляд на лица туристов, бродящих рядом. И там, и там люди. Но уже другие. Мы уже не мыслим, как они, и чувствуем иначе, и наша речь претерпела изменения, как они мы уже не говорим, и письма пишем совсем по-другому.
На большинстве моих фото, сделанных в Бране, пустые комнаты, где выставлены личные вещи королевских особ, их расчески, костюмы. Но за пределами кадра все иначе: вокруг меня толкаются люди, группы туристов одни приходят на смену другим, со всех сторон мелькают вспышки, как на какой-то пресс-конференции. В таких местах, как узкие коридоры и потайные ходы одновременное движение туда и обратно невозможно. Приходится ждать пока выйдут и зайдут те, что впереди.
Слава Богу, что здесь нет всяких видео и звуковых эффектов, инсталляций, тогда посещение замка превратилось бы для меня в настоящий кошмар!
А где-то в параллельной реальности они все еще здесь, королевская семья. И сама королева Мария, и ее супруг, король Фердинанд, ее дочь Елена. Они тихо беседуют о чем-то своем, пьют травяной чай, в обеденной зале, или сидя возле камина. А королева скрывает от всех свою главную тайну и никому не говорит о том, к кому стремится ее душа. В завещании она укажет свою последнюю волю, чтобы вынутое из ее груди сердце, упаковали в серебряную шкатулку, украшенную драгоценными камнями, и захоронили там, где встретила она настоящую любовь – в Балчике (Болгария). Поначалу все было сделано, как завещала королева. Но потом болгары отдали шкатулку с сердцем королевы румынам за некоторую денежную компенсацию. После шкатулка хранилась в Бране, а сейчас находится среди экспонатов Национального исторического музея в Бухаресте. Официально. Но говорят, что в ларчике сердца больше нет, что оно испортилось. Когда же оно хранилось в Бране, один из любопытных охранников решил заглянуть в ларец. Как только ему удалось открыть крышку, его взору предстало нетленное сердце королевы Марии, но тут же оно рассыпалось прахом – поступивший кислород мгновенно сгубил драгоценное содержимое. Так может призрак королевы потому и не находит покоя, что пытается вернуть все на круги своя?
По слухам, душа князя Дракулы тоже приходит сюда.
Однажды, вроде бы, в Бран приезжала группа американских ученых, исследующих паранормальную активность. Они попытались установить контакт со здешними призрачными обитателями, больше ожидая связаться с духом королевы. Но очень удивились, когда им ответил дух мужчины. Они спросили его имя, и дух ответил: «Дракула». Медиум спросил: «Что бы вы хотели нам пожелать?» «Уходите», - последовал ответ.
Об этом событии написали только однажды в местных газетах, больше нигде данный факт не всплывал.
Да, уходите. Усилия медиума, по сути, капля в море. Вы, те, кто больше верит сказкам Голливуда, зачем вам правда? Если она нужна, то лишь для того, чтобы вырвать из нее факты, снова переврать и явить миру новое шоу, взамен прежнего.
Что может сделать бестелесный дух против грязных языков? Только надеяться на то, что вам надоест копаться в грязи, и вы вдруг вспомните о других легендах, тех, где он герой, отважный могучий воин и блестящий стратег, сам отразивший натиск войск Османской империи, когда владыки соседних княжеств отказали ему в поддержке. Благодаря его участию Румыния сегодня - независимое государство. Он сыграл свою роль в истории. И не будь его в ней, все было бы иначе. Кровавый тиран? Давайте не будем лицемерить, и с поправкой на условия характерные для той эпохи вспомним ряд политических деятелей Европы помимо Дракулы, чьи руки по локоть в крови. Разве что спрятаны были ловко под кружевными рукавами. Информационная война – этот термин знаком сегодня очень многим, но это не новшество. Она велась и раньше. И кто сказал, что она не велась и тогда теми, кому мешали неординарные «выскочки» вроде Дракулы. Было уничтожено великое множество документальных свидетельств хоть как-то с ним связанных, не сохранилось ни одного прижизненного портрета, а тот, что тиражируется повсеместно сейчас, является восстановленной копией. От Дракулы так мало всего осталось, и, кажется тот, кто это задумал, преследовал цель поставить под сомнение сам факт его существования, стереть всякую память о нем, а если от нее и останется что-то, то только мерзкое, кровавое, грязное, о чем не захотят лишний раз вспоминать. Это ли не признаки самой настоящей информационной войны? Интриганы, ведущие грязную теневую политику, не могут иначе, понимая, что в лобовом столкновении, выйдя на свет, проиграют. Такие люди думают, что если они будут загребать жар чужими руками, искажать факты, переписывать историю, о них, настоящих, никто не узнает, они будут неуязвимы и победят. Что, если они победили и тогда? Они побеждают, к сожалению, и сегодня с помощью бестолковых невежд вроде того, который открыл ларец с сердцем королевы. Но побеждают они в сражениях, а войну им не выиграть. Никогда. До тех пор, пока остаются люди-«выскочки», похожие на тот отчаянный росток в стене крепости Поэнарь, до тех пор, пока они стремятся к свету.
А то, что настоящий румынский князь Дракула был еще и героем, из любви к своей стране принявшим свою прижизненную участь и страдания неприкаянной души после смерти, итак понятно. Достаточно внимательно оглядеться вокруг. Его имя каждый год приносит Румынии немалую прибыль с очередным туристическим потоком, ведь в большинстве стран эти земли напрямую ассоциируются с ним у людей, как наша Россия с медведями, неиссякаемой водкой, чуть ли не бьющей фонтаном из-под земли, и шапкой-ушанкой. Забавно, выходит, что в каком-то смысле он продолжает беречь и любить свою страну, и потому готов терпеть с немым негодованием все созданные на него карикатуры. Теперь можете говорить о нем все, что угодно. Только говорите!
Ну, все, снимков сделано достаточно. Их можно в папке так и называть: «ванная», «обеденная», «каминный зал», «спальня королевы», «спальня Фердинанда», «корона Габсбургов под стеклом». Корона Габсбургов хранится в Бране под стеклом вместе со скипетром. Эти предметы известное семейство как бы одолжило музею.
В Румынии относительно недавно был принят закон о возвращении состоятельным благородным фамилиям все то, что было отнято у них при прежних режимах власти. Вот Габсбургам Бран и вернули. Они предложили правительству Румынии выкупить у них замок обратно. Но к соглашению стороны пока не пришли.
Экскурсия по самому замку заканчивалась во дворе, где туристов ожидают Колодец Желаний и Страшные весы – еще одно «орудие правды» времен святой Инквизиции. Оптимальным весом, который, по мнению тогдашних священнослужителей, могла поднять метла, составлял 40 кг. На данных весах взвешивалась девушка или женщина, обвиняемая в колдовстве, и если ее вес был меньше указанной отметки, вердикт церковных судей был очевиден.
Я бросила монетку в Колодец Желаний, но не скажу, что загадала. Секрет.
Побродив по парку, возле романтичного пруда и Чайного домика, мы пошли к сувенирам. Цены в лавках, которые были в парке, меня приятно удивили. Но предпочитаю кроме безделушек приобретать и какие-нибудь вкусные съедобные сувениры. Так я, вернувшись на рыночек, что возле замка, приобрела трансильванский овечий сыр. Вещь необычайно вкусная! Да ко всему прочему может храниться до 6 месяцев даже без холодильника, а все потому, что упакован с использованием исключительно натуральных природных материалов. Говоря проще, искусно завернут в еловую кору.
В ресторане через дорогу, я снова заказала миччи с картофелем и латте. Уж очень мне на тот момент была приятна такая комбинация. Из окна открывался столь потрясающий вид на замок, что я снова потянулась за камерой. Еще пара фото…
- Все. Кушаем и едем обратно. У тебя еще будет время погулять в Брашове. Ты как? Хочешь? Если нет, я провожу тебя до номера, - говорила Ира.
Я хотела, но для того, чтобы успеть собраться и попасть завтра на самолет, мне нужно было встать даже не утром, а среди ночи. Выходило, что время как бы есть, и его как бы нет одновременно. Однозначно, в номер.