День номер пятый Сигишоара

Любовь Кукова
10 oct 2014

Частенько на гербах румынских господарей встречается Луна, соседствующая с Солнцем. Утром этого дня, на вокзале в Брашове, мне стало понятно почему. К моему сожалению, технические возможности моего фотоаппарата не позволяли запечатлеть всей красоты зрелища, когда ночное светило будто бы зазевалось, продолжая сиять все так же ярко, а утреннее внезапно пришло на смену.
Подошел наш поезд. (Электричка, по-нашему).
Сидя в теплом вагоне, я старалась думать о Сигишоаре, о том, сколько интересного предстоит увидеть там, об этом солнечно-лунном утре, о пелене тумана, укрывающего долины, о людях, которые живут вон в тех домах, что проплывают мимо. В общем, о хорошем. И никак не о том, что грядет  завтрашний последний экскурсионный день, и не о том, что уже очень скоро закончится эта сказка, и я вернусь в Россию.
В дороге мы с Ириной молчали. Она просматривала свою электронную почту, а я снова неотрывно глядела в окошко, наслаждаясь видами и держа наготове фотоаппарат. Незаметно на меня навалилась тяжелая дремота, я поддалась ее власти и закрыла глаза. А когда открыла, мы уже были на сигишоарском вокзале. Мы прошли через него, и тогда Ира торжественно объявила:
- Сигишоара! Идем?..
Ну, конечно же, идем! Туда, по улице, через мост, нависший над речкой, к той исторической части города!..
-… Сигишоару еще называют именем одного из известных городов, как, например, Брашов - вторым Зальцбургом…
- Кто? Небось, гости из Западной Европы? Они такие, да, если что-то хорошее для себя найдут, то обязательно к чему-нибудь своему примажут. Вторая Вена, второй Зальцбург… Как послушать, так города-клоны прям! Ведь если приглядеться, общего не так много, так почему бы не сказать, вот он, город, он красивый, и он сам по себе. – Ирина улыбнулась моему замечанию.
Проходя по мосту, мы приметили неподалеку от него, на том берегу реки, рыбака. Вероятно, он находился на своем посту не первый час, но все же упрямо продолжал свое бдение над удочкой. Меня всегда поражал тот огромный запас терпения и оптимизма, каким обладают те, кто способен убивать время таким образом. Мы замедлили шаг. Я подошла к ограде и посмотрела с высоты моста на воду. Она была настолько чистой, что легко можно было определить рельеф дна, по которому скользили тени рыб, а река казалась вовсе неглубокой. Полюбовавшись немного той же картиной, Ира спросила:
- Как думаешь, может ему стоит крикнуть, что вся рыба здесь?
- Нет, это будет бесполезно. Похоже, он использует какую-то не ту приманку.
Миновав мост, мы оказались в так называемом Нижнем городе. Он выглядит несколько менее колоритно, но здесь меньше туристов и здесь можно приобрести некоторые вещи подешевле.
Меня всегда занимала легенда о Гамельнском крысолове, вдохновившая некогда братьев Гримм. Я ее прочла еще в детстве, но вопрос остался до сих пор. Ну, так куда же, в конце концов, делись те дети, которых музыкант, посредством мелодии своей волшебной флейты, увел из Гамельна, в наказание за то, что власти города отказались платить ему вознаграждение за избавление жителей от нашествия крыс? Легенда пересказывалась много раз и разными знаменитыми авторами. Каждый рассказчик привносил в повествование что-то свое, и не удивительно, что на сегодняшний день она имеет несколько вариантов окончания. Выходит даже не легенда, а страшилка: то нечистый, прикинувшийся крысоловом, уводит детей из города и топит их в реке, где до того утопил крыс, то просто уводит в неизвестном направлении, и дети затем бесследно исчезают, но итог плачевен – «где они и сгинули». В большинстве изложений так, кроме, пожалуй, одного, где музыкант из преисподней так и не посмел загубить невинные души малышей, а привел их сюда, в Трансильванию, где они в дальнейшем основали город веселья и радости - Сигишоару!.. Нет, автором этого варианта изложения вряд ли был румын. Легенда немецкая. А Сигиашоара изначально была Шоссбургом, одним из семи городов, основанных в Трансильвании саксонскими колонистами, и, естественно, жили в ней сначала преимущественно немцы. И – все может быть! - как раз те выросшие сто тридцать детей, пропавших из Гамельна и их потомки. Сегодняшнее название города впервые встречается в документе, изданном Владом Дракулой – отцом Влада Цепеша.
По пути к основной цели нашей сегодняшней прогулки, мы заглянули в ближайшее кафе-кондитерскую, где я приговорила вкуснейший терамису, запив его латте! Теперь я была готова увидеть сердце города – Цитадель. Собственно, здесь и сосредоточены основные достопримечательности Сигишоары. И наиболее известная из них – Часовая Башня, или по-другому, Башня Совета, сразу же бросается в глаза. Те четыре маленькие башенки, что венчают ее, символизируют судебную автономию Городского Совета, что ранее располагался в ней. Сейчас здесь находится исторический музей и одна из многочисленных сувенирных лавок, первая на пути. И отсюда же нам навстречу вырулила целая толпа счастливо улыбающихся туристов, состоявшая из англичан, немцев и, возможно еще, американцев… Но могу точно сказать, что русских среди них не было, потому как все они были преклонного возраста, а наши пенсионеры улыбаются редко, и, как известно, в основной своей массе не могут позволить себе роскошь путешествия дальше, чем на дачу, если она есть.
В Комнату пыток мы не зашли, подобное меня мало интересует. Зато привлекли пестрые лотки с магнитиками, фигурками, изделиями из керамики, кожи, с сережками, брошками, бусами, короче со всей той ерундой, за которую турист всегда готов с удовольствием отдать деньги. И все это вот оно, на площади, прямо за Часовой башней, сразу и слева, и справа. А когда денег столько, сколько было у меня тогда с собой, что делает турист? Прежде всего, лицо, с миной человека приобретающего себе что-то, что должно прослужить ему верой и правдой всю оставшуюся жизнь, а потом достаться не только детям, но и внукам. При этом критерии выбора более чем серьезны: сколько – 8 лей, – мне с этим некрасиво, а это – 15 лей, – вообще не то, а это – 3 лей, – ух-ты, классная вещица, беру. Мной же было решено приобрести вещиц «на память» пусть малое количество, но тех, которые бы особенно меня очаровали. Как это не удивительно, но на площади, среди всего многообразия, я таких не нашла. На мой взгляд, важно платить за эмоции, за впечатления, потому что это и есть основные сувениры, привозимые из далеких стран. Они не запылятся, не упадут с полки, не разобьются, не потеряются и всегда будут с вами.
Смотровая площадка. То место, откуда открывается самый выгодный вид на город, и тут же Церковь Доминиканского монастыря, и Мэрия, и еще один памятник, посвященный Владу Цепешу, и… У меня садится батарея в фотоаппарате. На ее последнем издыхании удается сделать снимок города со смотровой площадки, запечатлеть угол Мэрии, памятник Владу Цепешу, меня и памятник, потом еще что-то пейзажного плана. А дальше все красивое снималось уже с периодическим использованием уродующего снимки зума на гнусные пять мегапикселей камеры моего смартфона. На момент приобретения данного средства связи фотокамера в нем меня интересовала меньше всего. Вот и подкралась незаметно такая незадача! Но из всего уже совершенного путешествия это стало для меня единственной неприятностью. И я махнула на нее рукой.

*** Рекомендую попробовать ягодный ликер производства сигишоарского винодела Тео! Штука и вкусная, и полезная. Не пожалейте денег и прихватите с собой бутылочку, вам обязательно захочется еще.

Мы шли к Ученической лестнице, чтобы подняться на Школьный холм. Наши ноги еще помнили подъем к крепости Поэнарь, но что уже такое 175 ступеней против 1480? Сущий пустяк! Особенно, когда вот-вот войдешь в ту самую Церковь на холме, где кроме пятисотлетних фресок, согласно давней легенде хранится такая ведьмовская реликвия, как рука Великого грешника, но где именно, никто точно не знает. Однако, если ее найдут могущественные ведьма или колдун, то их черные магические способности станут тогда безграничными.
Я была в Церкви на холме (она не действующая, вход, разумеется, платный), спускалась в ее подвал, но руки Великого грешника так и не нашла, не то оттого, что я была не одна, с гидом, не то оттого, что до меня сюда уже заходила более удачливая ведьма.
На старом кладбище, расположенном за этой церковью, мы отдохнули на лавочке, немного погрелись в лучах послеобеденного солнца. Пришло время вернуться к безделушкам и еще раз подумать над их приобретением.
Весь город Сигишоара является с 1999 года памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почти на каждом доме имеется табличка с надписью «исторический монумент». Каждый год в Сигишоаре проводятся Средневековые фестивали, но и ценники в этот период подрастают.
Приятно гулять по ее разноцветным улочкам. Здесь много уголков, куда будет интересно заглянуть и помимо того знаменитого дома, где родился Дракула. (Такое охристое двухэтажное здание с маленькими окошками). Сейчас в нем ресторан, названный соответствующим образом,  оформленный в развлекательном стиле, и кишащий всякими вампирскими штучками. В «кровавом» меню можно выбрать довольно аппетитные по указанному составу кулинарные шедевры, но, по сравнению с ресторанами и кафе Нижнего города, цены кусаются. Мне хотелось отведать именно миччи – национальное блюдо, сочные колбаски из рубленого мяса, и желательно с картофелем фри. Мне вдруг стало очень голодно.
Мы покинули это заведение. Ира спросила: «Ну, как тебе оно?» Я поморщила нос. Никак. Понятно, что в массовом сознании образ Дракулы осел в том формате, в каком представил его Стокер, а потом подкрепил и Голливуд посредством всяких разных экранизаций и удачных, и не совсем, и местами откровенно провальных. И так уж сложилось, что именно этот образ более привлекателен и востребован, соответственно, больше эксплуатируется в коммерческих целях. Мне же Влад III, валашский воевода, виделся совсем иным.
Хозяином охристого домика был Влад Дракул – его отец, который жил в Сигишоаре в изгнании, дожидаясь возможности подобраться к престолу. А Цепеш в нем родился и провел первые четыре года своей жизни. Он возвращался в Сигишоару и потом, но это было уже незадолго до его убийства.
Миччи я попробовала в Нижнем городе. Жирные, сытные, с картофелем фри. Они были не до конца прожарены, о чем говорила розоватая сердцевина и некоторая жесткость мяса, но я их так сильно хотелось, что этот факт меня не огорчил, а даже добавил блюду в моем вкусовом восприятии некоторую пикантность.

***Напитки в заведениях общественного питания дороговаты. Тот, кто пожелает сэкономить сможет утолить жажду, приобретя бутылочку сока по более низкой цене в ближайшем продуктовом магазинчике.
***В Сигишоаре можно найти вполне приличные сувениры по приемлемой цене, те же чашки, брелоки, магниты, календари. Конечно, в более выгодных местах потратите больше. Не поленитесь пройтись по узким улочкам. Идите по наитию, оно вас не обманет.

Признаю, что во мне говорила легкая усталость, сумка с сувенирами оттягивала плечо, но возвращаться на вокзал не хотелось. Как же повезло тем, кто живет в этом маленьком цветном городе «веселья и радости», наблюдает каждый год Средневековые фестивали, множество туристов, улочки, домики!.. Как? Закончился еще один день? И остался только Бран? У меня осталось в запасе одно только завтра? Уже?..
Обратный поезд задержался на час. Может быть, так отреагировала Небесная Канцелярия на мой внутренний плач?
Уже стемнело, когда мы вернулись в Брашов. По приходе к себе в номер я не стала включать основной свет и зажгла декоративную свечу. Включила расслабляющую музыку. В воздухе пахло ванилью, сандалом, иланг-илангом и еще чем-то приятным. И снова я долго смотрела в окно.