Четвертый день пребывания. Трансильванские горы. Б

Любовь Кукова
09 oct 2014

Как ни грустно было покидать этот тихий уголок, но пришлось, ведь впереди у нас была еще половина экскурсионной программы. Впереди был Брашов. И часа четыре езды на автобусе по горной трассе. Ира сказала, что это вроде долго и далековато, мол, морально приготовься. Я не расстроилась. Меня все устраивало более чем.
Посещение Поэнари потрясло меня еще больше, чем то, что я видела до… Мне необходимо было снова обрести внутреннее равновесие. И ничто так не могло мне в этом помочь как созерцание трансильванских Карпат. Да так, чтобы в среднем часа три-четыре, не меньше. В итоге, все, что было потом, пришлось весьма кстати.
Утром нас вышли провожать все те же собаки и все так же тихо. Они кружили возле нас, терлись о наши ноги, о чемодан, который я с обреченным видом волочила за собой. И так до того перекрестка, где мы чуть не опоздали на микроавтобус, следующий до автостанции. Мы даже небольшую утреннюю пробежку совершили!
Портрет Дракулы на стенде одного из пансионатов сообщил нам температуру воздуха, точное время и пожелал доброго утра.

Вообще, я больше люблю те фотографии, сделанные с наиболее выгодным ракурсом, красивые, как в журнале и так, чтобы на них не было меня. Сама я фотографируюсь крайне редко. По большей части случайно. В основном я против того, чтобы портить своим присутствием в кадре пейзажи, достойные кисти известного художника. (Ирине все-таки удалось уговорить меня на пару фото, где я на фоне чего-то, ну, куда уж деваться, туристическая поездка, как-никак, а я главный и единственный турист). Но в автобусе, что вез нас в Брашов, я фотографировала через окно, естественно, в движении, и, естественно, получались кадры пятьдесят на пятьдесят. Думаю, любой, кто задастся целью повторить мой маршрут, меня поймет, даже такого качества кадры пропускать не стоит. И я стала находить в этом процессе особую прелесть. А потом вообще отказалась удалять и вовсе неудачные снимки. Пусть будут.
В очередной момент я убрала фотоаппарат, решила просто полюбоваться, а потом достала снова, и снова… И так до самого Брашова! Солнечные лучи и тени облаков, скользящие по полям, по низинам и вершинам, эти крошечные одиночные деревца, густые вековые леса, домики, дома, домишки, стога сена, пасущиеся стада пушистых овец… Все-все мне хотелось запечатлеть на память.
Как бы я ни старалась, но мне так и не удалось сфотографировать садовое оформление, типичное для здешних мест.

***Румыны любят украшать свои дома и прилежащую к ним садовую  территорию. Поэтому почти во всех домах на окнах со стороны улицы есть ухоженные горшочки с цветами, в основном с геранью, либо с другими растениями. А в большинстве садов «живут» гномы и прочие декоративные фигурки. К предстоящим праздникам начинают подготовку рано – за три-две недели.

Когда мы уже достаточно приблизились к цели нашего сегодняшнего путешествия, издали, в окошко я уже приметила цель путешествия будущего – частично показался Бран. Его я еще увижу.
В Брашове, как сказала Ира, эпопея «Я и чемодан» благополучно закончилась тем, что он был заброшен в забронированную для меня комнату. А мы отправились гулять.
В этом городе тоже есть свои «фишки», которые, конечно же, должен увидеть каждый турист! Пожалуй, самая заметная его точка – гора Тымпа. Именно на ней красуется название города в том же стиле, что и знаменитая надпись «HOLLYWOOD», и на ее большие белые буквы можно залезть, сделать фото в разных позах, покричать. (Шучу. Я не стала этого делать. Мне было достаточно созерцания. И потом, все крупные объекты лучше смотрятся в кадре всегда издали). И здесь же находится исторический центр города, с его узкими улочками, невысокими разноцветными домиками в два-три этажа с большими черепичными крышами и маленькими окошками, с геранью на подоконниках, и руины стен того Брашова, каким он был в далекие средние века. Это здесь здание городской ратуши, Черная Церковь и сторожевые башни! Это здесь самая узкая улица в Европе, ширина которой составляет в среднем около 1,3 м! Это здесь самая длинная улица (Strada Lunga)! Это здесь живет основная масса городских легенд!

***Старинные дома – ЖИЛЫЕ! И все в отличном состоянии.

Где-то среди этих узеньких улочек притаились два домика. В одном, по слухам, жил Влад Дракула, а в другом Катарина – последняя его отрада на закате недолгой жизни. (Естественно, они перестраивались и со временем утратили свой первоначальный облик, и все же…) А поджидал он ее как раз в той же самой узкой улочке. Прохожие попадались не часто. Солнце медленно опускалось к горизонту. В сопровождении рассказов Иры это придавало моим впечатлениям о городе особую остроту и глубину. Временами мне казалось, что они все еще там, что я вот-вот увижу, как Катарина выходит из своего домика, услышу неровное дыхание взволнованного влюбленного в нее мужчины, и они оба материализуются вдруг в объятиях друг друга.
Мы подошли к Черной Церкви (самая большая готическая церковь на территории между Веной и Стамбулом – 90 м в длину и около 40 м в высоту). Была построена саксонцами в 1380 году, и звалась изначально церковью Святой Марии, а получила прозвище «Черной» поле пожара в 1689, после которого ее стены надолго покрылись копотью. Я не удержалась и прикоснулась к ее стене с остатками следов страшного пожара, пережитого ей, с глубокими насечками - следами мечей и копий, которые освящали защитники города посредством ударов о ее камни и выступы. А с крыши Черной Церкви на прохожих смотрит каменная фигура юного каменщика. Легенда, связанная с ним, служит напоминанием о том, как губителен такой грех, как зависть…
Проследовав за Ириной на площадь к Городской Ратуше, я сразу же приметила палатки с сувенирами, куда мы, конечно, заглянули и обошли их все как минимум дважды, в поисках того, что можно привезти из Румынии, кроме приевшихся магнитиков на холодильник. Лично меня заинтересовали самоцветы, изделия из кожи, женские одежды с элементами национального костюма, эксклюзивная посуда производства местных мастеров, но количество средств, на тот момент водившихся у меня в кошельке, никак не позволяли сметать с полок все, что приглянулось. А в остальном - все то же, что и у нас – изделия и украшения ручного производства, выполненные посредством тех же художественных техник. Не говорю, что эти сувениры следует немедленно «забраковать». Зачем же? Они вполне придутся по душе людям, для которых не важно, какая именно вещь, а важно, откуда она.
На этой площади так же в период туристического сезона и на городские праздники проводятся интересные представления. Тут можно повстречать, к примеру, стражей города в средневековых одеждах и при желании сфотографироваться с ними.
На выбор сувениров я потратила больше времени, чем рассчитывала изначально. И потому вышло так, что из сторожевых башен Черную ту, что со стеклянной крышей, я увидела лишь издалека, а подняться мы успели только на Белую. С нее тоже открывался шикарный вид на город в лучах заходящего солнца, и ясно заметен контраст между историческим и новым районами города. Здесь мне Ирина поведала легенду о драконе, и я нащелкала еще немного интересных кадров. В саму башню мы не заходили. Не было смысла. Я любовалась городом и отдыхала душой. Я думала о том, как давно мечтала о такой поездке и вот, теперь я здесь, в Брашове, посреди окутанной мифами Трансильвании, вдыхаю ее воздух, мысленно парю над ее горами.

***В тот период, когда я находилась в Румынии, с трудом угадывала с выбором одежды. Утром на улицах стоял туман, было сыро, довольно прохладно. В течение дня, по мере того, как солнце входило в зенит, все теплое, во что я одевалась с утра, постепенно мной  снималось. А вечером одевалось обратно в той же последовательности, поскольку перепад температуры мог составлять около 15 C.
***Обувь – немаловажный момент. Девочки, забудьте о туфлях и даже о такой модной сейчас танкетке! Только кроссовки или что-то с подобной подошвой. Вполне серьезно.

- Ну, что ж, наша программа на сегодня окончена. – Голос Ирины донесся до меня будто бы издалека. – И у тебя еще будет возможность погулять по Брашову. Ночевать ты будешь в этом городе вот эту и последующие две ночи. Идем?
Идем. Мы сели в автобус, который отвез нас в новую часть города. Конечно, новый Брашов уже больше походит на любой другой наш город, выстроенный примерно в 70х-80х годах; скверы, банки, торговые центры, киоски, рекламные плакаты, баннеры над дорогами.

*** «Зайцем» в автобусе не прокатишься! В каждом всегда присутствует контролер, билеты проверяются у всех. Штрафы очень высоки, так что не стоит даже пробовать эксперимента ради. И обязательно проверяйте, пропуская через компостер, чтобы на билете была отметка. Ее отсутствие тоже чревато штрафом.

По сути, в новой части города туристам делать нечего. Все кварталы похожи один на другой, достойных внимания объектов уже не встретить.
…Перед тем, как уснуть, я долго смотрела в окно. Стемнело совсем, зажглись уличные фонари.
Завтра – Сигишоара…

***Во время экскурсии по городу, мне довелось попробовать чорбу – блюдо национальной румынской кухни. Это что-то похожее на наш суп, может быть приготовлено из любого мяса, с добавлением овощей, специй и сливок, густое по консистенции. Очень вкусно!

*** Горожане в Брашове находятся круглосуточно в непосредственной близости не только к памятникам истории и архитектуры, но еще и к самому настоящему лесу, окружающему населенный пункт. Романтические прогулки в позднее вечернее время и предрассветные часы здесь сопряжены с определенной долей риска повстречать дикого лесного обитателя, со всеми вытекающими последствиями. Например, медведя. В город их влечет легкая добыча в виде пищевых отходов. В природе – это грозные могучие хищники. Изначально человек не представляет для этих зверей гастрономического интереса, однако, поведение животного может быть непредсказуемым, и тогда он уже не покажется таким же милым, как его плюшевые копии на полке в магазине игрушек! Если столкновение произошло, то убегать практически  бессмысленно – велика вероятность, что догонит. Без особого труда лазает по деревьям, так что и там убежища можно не искать.
Во избежание несчастных случаев, властями города было принято решение установить на каждого мишку сигнальный маячок, теперь передвижения косолапых можно отслеживать на навигаторах и попросту их обходить. Зимой, как известно, они спят, так что особых неудобств не доставляют никому.
В лесу живут не одни только медведи, об этом следует помнить и соблюдать осторожность.