День третий. Куртя де Арджешь, крепость Поэнарь

Любовь Кукова
08 oct 2014

Местечко Куртя де Арджешь – милый маленький городок, где жизнь идет своим медленным тихим ходом. И местной достопримечательностью является крепость легендарного Влада III Дракулы, уютно примостившаяся на вершине одной из чуть ли не самых высоких карпатских гор, а также река Арджешь, или Река Принцессы, прозванная так в честь супруги воеводы и проявленного ею необычайного мужества.
Как-то быстро мы добрались сюда. На частном поезде. Как мне пояснила Ира, слово «частный» скорее синоним слова «чистый». В нем никогда не клянчат попрошайки, в вагонах тепло и даже есть розетки, если вдруг понадобится в дороге зарядить мобильное устройство.
В прочем существенных отличий от нашего российского общественного транспорта, (вокзалов, автостанций) нет. Разве что только в городском румынском транспорте есть чудо беспроводного Интернета. У нас такое новшество еще пока не распространено.
Мы немного подождали на местном автовокзале. Мы – Ирина, я и долбаный чемодан. Он снова со мной.
Дождя уже не было. А через серое покрывало туч силилось пробиться солнце.
Тут я, не в первый раз уже, благословила создателя этих чудо-аппаратов, за очередную порцию горячего кофе, согревшей меня, взбодрившей и вернувшей мне веру в себя и состояние полной туристической готовности к преодолению 1500 ступенек.
Мы ехали по извилистой дороге, проходящей через поселок один,.. второй. Сколько же красивейших мест в этой Румынии! За фотоаппаратом порой даже не хотелось лезть. В смысле, он всегда был под рукой, но, понимая, что ни одно пусть и более или менее качественное фото не передаст всей полноты великолепия, окружавшего меня, я отказывалась смотреть на мир через  объектив. Мне не хотелось пропустить ни одной детали, ни одного движения, чтобы запомнить все в большей степени, проникнуться, прочувствовать…
Местный микроавтобус остановился не вдалеке от моста через Арджеш, по которому и далее нам предстояло прошествовать пешком. Расстояние было сравнительно небольшим, погода вела себя значительно лучше, чем вчера, так что такая коротенькая прогулка до отеля (примерно 20 минут), где Ира уже забронировала нам номер, мне была весьма приятна. По дороге, несмотря на тарахтящий по ухабам чемодан, что мне приходилось тащить за собой, я решила все же пофотографировать.
У каждого места, где нам довелось побывать, была своя совершенно неповторимая атмосфера. Так и на подходе к крепости, чем ближе мы к ней подбирались, тем явственнее ощущалось, что мы находимся во владениях доблестного воеводы Дракулы. Об этом говорили и вывески пансионатов, и рекламные плакаты с изображением его портрета и мистическая звенящая тишина, царящая здесь повсюду. В пути к нам примкнуло несколько собак. До самого отеля они моросили вслед за нами, вели себя скромно, дружелюбно махали хвостами, словно встречали хозяев после долгого отсутствия. Все в купе создавало странное впечатление какого-то легкого парения и грез наяву.
На входе в отель (он так и называется «La Cetate» - означает «Крепость» по-румынски) в молчаливом приветствии встречала всех его гостей железная статуя князя Влада… выкрашенная почему-то в синий цвет. Ну да ладно, оставим в покое креативное видение художника.
Дальше. Номер нам достался на верхнем, втором этаже, с уютным балкончиком, где стоял деревянный столик, пара раскладных стульчиков и горшочки с геранью, и откуда открывался, наверное, самый шикарный вид на крепость.

***Друзья! Чтобы не попасть впросак при бронировании номеров! Этажность в Румынии считается иначе, чем у нас в России: наш «русский» первый этаж у них полностью называется «партер» (!), наш второй этаж для них, стало быть, считается первым, третий для нас – вторым и так далее.

Мы прихватили с собой остатки тех продуктов, что приобретались нами вчера в Бухаресте в каком-то супермаркете. В основном пища у нас с Ирой была духовной, и на волне эмоций нас не преследовал остервенелый голод, так что мы легко обходились маленькими перекусами. Немного подзаправившись паштетом, ванильным пудингом местного производства (кстати, жирный и сытный, похожий на заварной крем!) и булочкой, мы спустились в ресторан, чтобы раздобыть хороший кофе.

***В Румынии рассчитывать на шустрое обслуживание вы можете только в кафе быстрого питания. Здесь считается, что если человек приходит в ресторан, то он уже не спешит в принципе. Сначала всегда приносят напитки кофе, сок и т.д., а уж потом, минут через 15-20 заказанное вами основное блюдо. Пока вы наслаждаетесь пищей, расслабьтесь, отдыхайте. Тут так принято: когда я ем, я от всех забот свободен.
***Чаевые оставлять НУЖНО обязательно! Хотя бы 10% от общей суммы заказа, чтобы не показаться скрягой. Это нехорошо.
***Все, что вы заказываете из блюд, желательно доедать. Оставлять что-то в тарелках – невежливо.
***Так что не спешите заказывать сразу несколько блюд, будьте готовы к тому, что порции достаточно большие. Из румынского ресторана голодным вы не уйдете точно!

Чемодан остался ждать нас в номере. Выпив по чашечке отличного кофе, мы направились к крепости. По пути нам попадались рекламные плакаты, повествующие о часах, когда крепость готова принимать любопытных туристов, и о точном количестве ступеней на пути к ней (их 1480 штук на самом деле).
Ну, с Богом!..
Мы весело шутили, решили считать ступени и далее делать фото на каждой пройденной сотне. В начале лестницы это казалось забавным. Но чем выше мы поднимались, тем реже мы обменивались фразами, говорили тише, хоть и не теряли позитива. Нам встретились несколько спускавшихся путников, и все они приветствовали нас.
- Лесные братья, - улыбнулась Ирина. – Это нормально. Вежливо…
Конечно, мы останавливались, отдыхали. За раз с непривычки совершить такой подъем довольно сложно. На каждой остановке я делала по одной фотографии. Ступени мы уже не считали. Установленные по пути специальные таблички итак рассказывали, сколько нам еще пройти, а какое их количество уже осталось позади.
Нас встретил улыбчивый смотритель, я заплатила за вход. Все сувениры были распроданы, но для меня главным и дорогим сувениром было само пребывание здесь, на вершине горы, в этой крепости, среди природного великолепия. Над нашими головами парили серые осенние облака, внизу клубился призрачный невесомый туман, то скрывая, то обнажая под собой смешанный лес, спускающийся с гор к грустно и нежно шумящему Арджешу, раскрашенный этим временем года всеми оттенками зеленого и рыжего.
В расчете на туристов, в чьем представлении Дракула был кровавым тираном, превратившемся в вампира, о котором написал потом Брэм Стокер, у входа в крепость выставлены бутафорская гильотина и манекены, вымазанные красной краской и нанизанные на деревянные колья. Мной это воспринималось так же грубо, как если бы стену жемчужины коллекции ЮНЕСКО осквернили граффити.
На минуту мы остановились и с покоренной головокружительной высоты посмотрели вниз – наш отель казался таким крошечным…
Прогулки по руинам могут показаться кому-то скучными, спорить не буду. Но не тогда, когда знаешь, по каким обломкам истории ходишь сейчас, о чем помнят все эти камни, что лежат у тебя под ногами. Особенно, когда можешь чувствовать и слышать их, то, что пережито ими, одновременно с тем, что рассказывает гид…
Вероятно, краем уха, большинство слышало легенду, связанную с крепостью Поэнарь и знает, почему Арджешь зовут рекой Принцессы. Однако, я повторюсь. Говорят, когда неприятель подобрался совсем близко и окружил крепость, а князь Влад не мог дать отпор, ему оставалось только бежать. Он жил здесь со своей супругой. Оставлять ее не хотел, а вдвоем им бежать было очень сложно. Тогда женщина решилась на отчаянный шаг, чтобы спасти жизнь любимого мужчины - покончила с собой, прыгнув вниз. Тело ее попало в ту самую реку, которую так и прозвали потом. Князь успешно бежал тогда, с помощью местных кузнецов, которые перековали лошадей господаря таким образом, чтобы сбить турок со следа. И благодарный воевода подарил им эти земли.
 Ну вот, а некоторые скажут, что это просто камни.
- Ира! Смотри, у нее есть душа! У крепости есть душа!.. Она живет. – В восторге восклицала я, показывая пальцем на хрупкий зеленый росток, упрямо пробивающийся к свету промеж камней остатков стены донжона, словно символ непоколебимой веры в лучшее, несмотря ни на что. После моих слов, вдруг прилетела стайка птиц. Они стали наперебой весело щебетать, нарушая гробовую тишину, что царила тут до них. Подул легкий прохладный ветерок, и даже моему гиду тогда почудилось, что крепость дышит тихо, спокойно, как спящее дитя. Напоследок выглянуло солнце.
 Нужно было возвращаться.
После спуска, у нас обеих дрожали колени. Мы снова стали шутить и смеяться. Вот так сразу идти в отель не хотелось. Потому что это значило оказаться почти уже в завтрашнем дне. А здесь хотелось хоть немного еще задержаться, хоть чуточку…
Мы гуляли на берегу Арджеша, собирали сверкающие речные камешки и говорили о жизни, о людях. Как это ни грустно, рядом с хорошим живет и плохое. У свинства нет лица и национальности. Оно, свинство, такое, само по себе, ни от чего не зависящее, и оно, к огромному сожалению, есть. Увы. И встретить его можно где угодно. Даже в этом чудесном уголке! Нам с Ирой приходилось местами идти по берегу дальше, в поисках чистых участков, где  бы не было, брошенных как попало, пищевых отходов, использованной одноразовой посуды, грязных разодранных пакетов. Ужасно и до боли стыдно было встретить следы пребывания, в том числе, и своих соотечественников в виде глупых надписей, с варварским усердием выцарапанных на стенах легендарной крепости Поэнарь, при этом предательски спрятанных в таком уголке, где сей «творческий» процесс остался бы незамеченным смотрителем. Обращаясь к тем, кто творит такое, или помышляет о подобном, хочу сказать, что вы обманываете и позорите прежде всего самих себя! Так, может, хватит уже прикрываться громкими лозунгами, модными статусами в социальных сетях, искать причины, левых крайних. И признать, наконец, что в низком уровне того, что называется нашей внутренней культурой, духовностью, не виноваты западные страны, президент, политика, никто, а только мы сами. И не тыкать пальцем в кого-то еще, а всегда начинать с себя, научиться брать на себя ответственность за каждый совершаемый поступок, не путать помутнения разума с голосом сердца, всегда задавая самим себе главный вопрос «зачем» и отвечать на него прежде, чем начинать действовать!
Еще немного побродив, мы поплелись обратно, в отель.
Мы тогда долгое время продолжали наш разговор в номере, пока нас капитально не начало клонить в сон.
Я все порывалась сфотографировать на память руины Поэнари ночью, подсвеченные галогеновыми лампами. Но пока мы с Ириной вели увлекательную беседу, их укрыло облако. И это значило без сомнения, что за памятным фото нужно будет вернуться. Обязательно!