День второй. Снагов

Любовь Кукова
07 oct 2014

На дворе был самый натуральный октябрь. Об этом напомнил с утра при пробуждении собачий холод, из-за которого миссия подъема с постели из-под теплого одеяла казалась совершенно невыполнимой.

*** Плата за энергию в Румынии достаточно высока, а потому местные жители подходят к этому вопросу со всей серьезностью, стараясь экономить, насколько это возможно. На отоплении в том числе.

Вот и в нашем случае хозяин «отеля» протопил с вечера, решив, что утром тепло нам с Ириной уже не понадобиться. С дрогой стороны, это было только на руку – ничто настолько не бодрит и не помогает так быстро собраться как резкая утренняя прохлада! Едва теплился рассвет, но солнце выходить из-за туч совершенно не собиралось и в дальнейшем. Накрапывал противный мелкий дождик. Погода меня не расстраивала. А предвкушение благоприятных впечатлений, которые сулила Комана перед нашим отъездом, немного даже согревало и позволяло не практически не обращать внимания на холодную морось. Дело в том, что еще вчера, когда мы впервые зашли в местную церковь, никакой службы там не велось. Ирина обратилась к батюшке с вопросом, мол, когда же мы с ней сможем стать свидетелями «шоу». И он пригласил нас на утреннюю литургию, которая должна была состояться в 7.00. Собственно, на нее мы и шли. Меня немного беспокоило то, что мы задержались минут на 10. Ирина меня успокоила – ничего страшного в этом, оказывается, нет. Мы даже могли не высиживать до конца всего действа.
Итак, мне удалось поприсутствовать на литургии, поставить пару свечей, сделать еще несколько фото.
На том мы вышли на дорогу. На удивление быстро нам подвернулся таксист, любезно предложивший подвезти нас до места пересадки по цене общественного транспорта! Удивительно и приятно.
Мы вернулись в Бухарест, оставили мой чемодан в удобном по местоположению отеле и уже налегке поехали в Снагов.
Похоже было, что погода решила испортиться окончательно. Ветром Ирине сломало зонт. Продолжал лить холодный дождь. Мне было то очень жарко до испарины, то тут же становилось холодно. Немного подташнивало от недосыпа. А если опустить такие подробности, то замечу следующее:

***Октябрь – не считается особо прибыльным месяцем в плане посещаемости туристами, а потому, при посещении этой прекрасной страны именно в это время, вы получаете ряд преимуществ, таких как более низкие цены на жилье, на питание, плюс – практически свободные от большого скопления народа туристические объекты, а также (для ценителей пейзажей золотой осени) одни из самых фантастически красивых, ярких фотографий!

Лично для меня лучше потерпеть такой вот дождик, чем изнуряющий летний зной, духоту, от которой почти нигде не скрыться, насекомых, толпы разношерстного народа, когда надо становиться в очередь за хорошим снимком или сувениром, и бесконечно зудящую мысль о том, чем можно утолить постоянную дикую жажду. Осенняя сырость придавала Бухаресту (да и вообще этому румынскому октябрю) совершенно особое очарование. Он представал передо мной романтичным, немного меланхоличным и мистическим. А еще, несмотря на погоду, теплым и даже домашним, уютным. Мы шлепали с Ириной по лужам в направлении подходящей нам остановки. Я то и дело оглядывалась по сторонам, как самый настоящий среднестатистический турист. Меня радовало все, что происходило вокруг. Если придется транспорт ждать долго, ну и что? Будет время сделать еще пару фоток!
Но подходящий нам микроавтобус подъехал быстро. Ура, я наконец-то воочию увижу легендарный Снагов!..
Нас высадили посреди поселения, по аккуратности и ухоженности похожего на то, что мы видели в Комане. «Нам сюда!», - сказала Ира. Я послушно последовала за ней.
Монастырь Снагов расположен на островке посреди озера и подбираются к нему обычно, преодолевая понтонный мост. И именно по этой причине наш вояж оказался под угрозой срыва! Ирина повела меня по улице имени героя всей нашей экскурсионной  программы (так и называется – страда, т.е. улица, монастыря Влада Цепеша) к той заветной переправе. Мы вдруг оказались возле дорожки, резко уходившей вниз, к озеру. На подходе к мосту нас встретила бригада рабочих. Я уже интуитивно заподозрила неладное. Пожав плечами, Ира по-румынски поздоровалась и объяснила присутствующим кто я и кто она и чего мы, собственно, хотим. А хотим мы по мосту перебраться на островок к монастырю. На что нам было отвечено, что на данный момент, это никак не возможно, поскольку над ремонтом нужного нам моста они как раз и трудятся, и он, мост, находится в таком состоянии, что по нему совсем не пройти.
До того, как Ира перевела результат переговоров, мне уже по одной жестикуляции рабочих стало понятно, что осмотр объекта, как говорят, нежно накрывается медным тазом. И я смирилась.
- Ну, что ж… - Я не успела закончить фразу. Рабочие вдруг стали что-то говорить моему гиду, указывая на табличку, прибитую к ближайшему столбу, с номером телефона и изображением лодочки.
То был номер телефона местного снаговского батюшки, позвонив по которому, мы с Ириной вполне могли обмануть Судьбу и попасть-таки на островок!
На самом деле мне даже повезло, ведь большинство туристов, приезжающих сюда действительно идут обычно по мосту, а я, вот, на лодочке самого батюшки!
Проезд туда-обратно и вход в святую обитель я оплатила сразу.

***
Что касается фото и видеосъемки. Насколько я успела обратить внимание, разрешение на фото турист получает также, после отдельной оплаты за это. Цена? Примерно такая же, как за вход, иногда может быть немного дороже. Т.е. за то, чтобы увидеть – плати, за то, чтобы оставить память об этом месте – тоже плати. Бизнес есть бизнес…

Главное – есть за что, друзья!
Атмосфера на островке, на который нам все же удалось прорваться, была просто потрясающей! Могу сказать, Снагов меня вполне даже впечатлил. Конечно, местами было заметна работа реставраторов, не всегда удачная (например, как в случае с вот тем готическим окном, я бы сказала, «в горошек», потому что украшено зачем-то круглыми прорезями и не подходит по стилю ко всему остальному), но общей благоприятной картины это мне не испортило. Все такое старинное,.. и маленькое. Можно предположить, что во времена господаря Влада это было самое удачное место для того, чтобы скрыться здесь от мирских забот, недоброжелателей и хотя бы ненадолго обрести покой в душе. А может быть и спрятать какие-нибудь сокровища. Вполне серьезно! Поговаривают, что где-то под монастырем, то ли в колодце, то ли в самом озере, Влад Цепеш сокрыл часть своих богатств. Но найти их, как всегда, непросто, потому что наложено на них заклятье, и все такое.
Жаль, но в тех условиях, в которых  мы с Ириной оказались на острове, обойти его целиком и поискать, где ж тот колодец или… В общем, не удалось.
Зато удалось увидеть старинные иконы, церковные книги, стенды с информацией  и фото о том, как выглядел монастырь до реставрации много лет тому назад, а также стенд, целиком посвященный Владу Дракуле, с информацией о тех моментах истории, которые связывают это место с ним, и просто с рисунками поклонников данной тематики. Среди всего прочего было отрадно увидеть уже знакомую мне работу – вышитую копию портрета князя. До сего момента я наблюдала ее только на фотографиях, выложенных на форуме, где я в свое время общалась с автором идеи. Ее зовут Светлана, и она настоящий мастер с золотыми руками!
Если в Комане над приобретением памятных сувениров я крутилась в долгих мучительных раздумьях, то здесь, в Снагове, я твердо решила что-нибудь взять на память. И выбрала узелковый браслет местного ручного производства, а батюшка внезапно решил подарить мне маленькую иконку с изображением Божьей Матери и маленький крестик. Неожиданно и приятно!
Хоть у меня еще не просохла пятая точка после прибытия сюда, но пора было уже убывать обратно, а это значило собрать волю в кулак и снова намочить в лодочке штаны.
Мы промокли и немного подмерзли, а дождик все капал и капал, так что было твердо решено по возвращении в Бухарест прихватить с собой в отель чего-нибудь согревающего, вроде ликера или травяного бальзама. Хоть чего-нибудь!
Дрожа и шмыгая носом, я сделала несколько памятных снимков. Сначала из лодки, затем с пирса.
Я видела ту «официальную» могилу Влада Цепеша-Дракулы. Интернет богат на фотографии с ее изображением, оно используется в большинстве статей до сих пор. Хотя уже внушительная масса источников заявляет о том, что даже ничего похожего на тело убиенного князя в ней не было найдено. Кто-то рассказывает о том, что в могиле вместо костей человека, находились кости крупного копытного животного, а кто-то вообще говорит о том, что могила была совершенно пуста! Как бы то ни было, но и факт захоронения Дракулы  в Снагове уже ставится под большой вопрос. В любом случае, туристы, интересующиеся жизнью такой неординарной личности, как князь Влад все равно будут приезжать сюда. Он же частенько при жизни бывал здесь, а иногда этого бывает вполне достаточно.
Ожидать прибытия нашего транспорта оставалось еще около часа. По нашим с Ирой меркам, времени – вагон! По пути мы зашли погреться в местный магазинчик, где к нашей радости можно было раздобыть горячий чай или кофе в автомате и немного обсохнуть.

***Кофе-автоматы весьма распространены в Румынии. В итоге, куда бы вас не занесло, стаканчик горячего капучино вам выпить удастся в любом случае. Вообще же румыны любят кофе. Чай в их понимании чаще травяной напиток с массой лечебных свойств. Более привычный для нас чай черный байховый, с недавних пор тоже постепенно входит в оборот, но все же не настолько.

Итак, мы вернулись в Бухарест. Он встречал нас таким же мокрым, как и провожал. И сумерки медленно, но верно подбирались к его улицам. По этим улицам мы шли гулять. Для меня это была последняя возможность рассмотреть столицу Румынии поближе, поскольку по плану моего дальнейшего путешествия, я должна буду ночевать уже в Брашове, и в Бухарест мы тогда уже не вернемся.
«Не вернемся» мне одновременно слышалось и в другом возможном ключе. Что значить «не вернемся»? Вернемся! Я хотела бы возвращаться сюда постоянно, всегда.
Если кто-нибудь когда-нибудь скажет вам, что в Румынии делать нечего, что это не туристическая страна или что-то в этом роде, отвечайте смело, что он заблуждается! Румыния для тех туристов, кому хоть немного близок восточно-европейский дух, кто ищет отдых не только для тела, но и для души, для тех, кто хочет открыть для себя что-то новое, познакомиться с новой культурой, архитектурой, историей, кухней, и просто для тех, кто ищет покоя и гармонии с миром, с природой. Если хотя бы что-то из перечисленного касается лично вас, вам – сюда, дамы и господа!

*** То, что в Румынии грязно и плохие дороги – расхожий миф, уплывающий в лету. Даже если раньше, лет эдак дцать тому назад, это было правдой, то с момента вступления в Евросоюз, Румыния получила средства для исправления этих досадных недочетов. И, хочу отметить, справляется успешно.

Что я видела в Бухаресте кроме дождя, луж и холода? Много чего интересного: как я уже упоминала, Дворец  Парламента, Национальную библиотеку, местные Елисейские поля, прекрасные здания различных архитектурных стилей… Триумфальная арка была в стадии реставрации, правда, ее мне разглядеть не удалось. Но Старый город меня буквально заворожил. Так! Если хочется Бухарест не только посмотреть, но и почувствовать, что ж в нем такого особенного, именно Старый город очень рекомендую. Он не слишком большой, но фото я сделала здесь многовато.
Старый двор Куртя-Веке видела, но лазить по руинам не стала. Это еще одно место, связанное с господарем Владом, и тут даже установлен его бюст.
Большинство зданий в старой части города отреставрированы, капитально отремонтированы. Преимущественно заняты бутиками, кафе и ресторанами.
Пока мы шествовали по одной из оживленных улочек, Ирина указала мне на здание, которое до того мне сразу бросилось в глаза из-за своего явно плачевного состояния. Конечно, оно контрастировало с ухоженным окружением.
- Это местный «дом с привидениями», - пояснила Ира. – За него никто не хочет браться, потому что со всеми, кто когда-то этим домом владел, всегда случалось что-то ужасное, истории с ним связаны всякие мистические, нехорошие. А румыны суеверны…

***
Румыны суеверны и богобоязненны. В их школах до последнего класса ведется предмет, что-то вроде православного слова. Так что все религиозные праздники, все традиции здесь соблюдаются.

В ходе нашей прогулки мы заглянули в женский монастырь, расположенный здесь же, в Старом городе. По словам гида, местные монахини превосходно поют. Однако, мы просидели там достаточно долго, как мне показалось, и, не дождавшись все же никакого шоу, покинули это святое место, взяв курс на отель. Ирина мне показала по пути еще и здание первого банка, выстроенного на французский манер, и… Мы наверно устали. Хотелось уже попасть в номер. Так что все прочее я мысленно оставила для себя с пометкой «вернуться сюда позже».
Надо было еще успеть до следующего утра высушить промокшую одежду и обувь, набраться сил. Завтра нас ждет Куртя де Арджешь, крепость Поэнарь – знаменитое «орлиное гнездо» князя Влада и Река Принцессы!