Место встречи... Легендарному фильму 35 лет

Константин Семынин
               
                Побудьте день вы в милицейской шкуре -
                Вам жизнь покажется наоборот.
                Давайте выпьем за тех, кто в МУРе! -
                За тех, кто в МУРе, никто не пьёт.
                Владимир Высоцкий


       В ноябре 1979 года советские милиционеры получили к своему профессиональному празднику, пожалуй, самый лучший подарок за всё время существования правоохранительных органов. Воскресным вечером 11 ноября, в 19:50 по 1-й программе ЦТ, стартовал премьерный показ многосерийного телефильма «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ». О том, что вор должен сидеть в тюрьме, и наказания без вины не бывает, мы узнали ровно 35 лет назад от капитана милиции Глеба Жеглова, в виртуозном исполнении ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.

       Думаю, не стоит удивляться, что за прошедшие годы история создания легендарного фильма обросла таким неимоверным количеством всевозможных «подробностей» и фантазий журналистов «на заданную тему», что порой становится безумно трудно отделить правду от вымысла, а быль от актёрской байки... Трудно, но всё-таки возможно!


            Эра места встречи
 
       Как известно, роман Аркадия и Георгия Вайнеров, лёгший в основу сценария популярного сериала о буднях  Московского уголовного розыска (МУРа), называется «Эра милосердия». Откуда же тогда взялось такое необычное название фильма? Историю его появления молва накрепко связала с именем режиссёра «Места встречи...» Станиславом Говорухин. Однако, как выяснилось, постановщику сериала по душе было совершенно иное название картины – «Чёрная кошка». Станислав Говорухин: «Если бы фильм делали сейчас – уверен, что именно так его бы и назвали. А по тем временам это было уж чересчур мистически – «инстанции» наверняка не пропустили бы».(*1)

       «Это уже в книжном варианте появилась «Эра...», – рассказал незадолго до своей кончины автор сценария Аркадий Вайнер.– А самая первая публикация нашего с Георгием романа – в журнале «Смена» (в №№ 15-23 за 1975 год. – К.С.) – шла как раз под таким названием: «Место встречи изменить нельзя». Придумал его литературный редактор «Смены» Кирилл Замошкин, после того как в ЦК ВЛКСМ забраковали наш заголовок (мол, «Эра милосердия» – это «поповские слова»)... Вариант, предложенный Замошкиным, очень подходил и для детективного сериала: ярко, интригующе... Поэтому его использовали с первых же дней работы».(*2)


            Совсем другое кино

       Пожалуй, только против кандидатуры исполнителя роли Глеба Жеглова у создателей фильма не было принципиальных разногласий: и Вайнеры, и Говорухин видели его в воплощении Владимира Высоцкого. Однако это обстоятельство не избавило актёра от участия, пусть и в формальном, конкурсе на роль Жеглова. Известно, что в нём приняли участие актёры Юрий Кузьменков,  Леонид Яновский, Анатолий Поползухин и Евгений Стежко, которые, собственно, не особо и выкладывались во время проб, так как знали, что роль предназначена Высоцкому, и конечный итог известен заранее.

       А вот с трактовкой образа Шарапова всё оказалось гораздо сложнее. Станислав Говорухин: «Я предлагал сначала позвать Губенко. И тут Высоцкий заспорил: куда, мы с ним будем мазать одной краской... Действительно, это был Шарапов под стать Жеглову, сам с некоторой приблатнённостью и хитростью. А нужен был интеллигент».(*3) Так, к большому неудовольствию Вайнеров, на съёмочной площадке появился Владимир Конкин. По мнению сценаристов, он совершенно не тянул свою роль рядом с Высоцким и, вообще, терялся под его неистовым напором. Из-за этого отношения между авторами сценария и режиссёром дали серьёзную трещину: «Мы разругались ещё до начала съёмок. – вспоминал Говорухин. – Они были не согласны с некоторыми изменениями в сценарии, а то, что я настаивал на кандидатуре Конкина, просто вывело их из себя. Они даже попросили убрать свою фамилию из титров, первоначально там был указан некий Станислав Константинов (очевидно, намёк на Станиславского). Только потом, когда фильм имел такой успех, мы встретились, и Вайнеры согласились фамилию вернуть».(*4) По настоянию сценаристов, режиссёр всё же сделал дополнительные пробы «на Шарапова» ещё с десятком претендентов, среди которых были Виктор Фокин, Андрей Ярославцев, Сергей Никоненко, Александр Курепов, Юрий Шлыков, и представил их на суд маститым авторам. После этого Вайнеры, по их образному выражению, «упали на пол и зарыдали», ибо те вообще не годились на роль супермена – в прошлом фронтового разведчика, в настоящем – сыщика оперативника, и они согласились на вариант – Шарапов-Конкин. Однако сомнения в правильности сделанного выбора периодически возникали даже у Станислава Говорухина: «Конечно, Конкин сыграл хорошо, кто спорит, но я-то видел другого Шарапова. И только когда уже полкартины отсняли, я вспомнил про [Леонида] Филатова. Они бы с Высоцким отлично работали – и это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала. Не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годиться только сильный».(*5)

       Пробы исполнителей на роли второго плана тоже не были лишены драматизма, но – интересный факт – многие из актёров, кандидатуры которых забраковал  худсовет, всё же остались в проекте, сыграв других персонажей. Так Андрей Градов, ранее претендовавший на роль Васи Векшина, появился в фильме в образе оперативника Коли Тараскина. Несостоявшаяся Манька-Облигация – Наталья Ченчик – сыграла лже-Аню, которая приходит на первую встречу с Шараповым. Валерий Бассэль, примерявший на себя роль труса и предателя Петюни Соловьёва, сыграл в «Месте встречи...» милиционера, составляющего протокол на  вора-карманника Кирпича, а упоминавшийся  выше Евгений Стежко (неудачная проба на роль Жеглова) – раненого в засаде в Марьиной Роще оперативника Топоркова. А вот начинающая, в то время, актриса Лариса Удовиченко сама отказалась от приглашения режиссёра сыграть Варю Синичкину и попросилась на роль Маньки-Облигации. Результат этих кинопроб сейчас всем хорошо известен!


            Игра в четыре руки

       Известный факт, что съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя» начались 10 мая 1978 года с эпизодов в бильярдной, где Жеглов «в сухую» обыгрывает зарвавшегося уголовника Копчёного. Интерьеры кинематографисты обживали в старинной одесской бильярдной, в знаменитом парке Шевченко. И хотя большая часть «Места встречи...» всё-таки снималась в Москве, этот эпизод группа решили сделать именно здесь, а не в студийных декорациях. Почему я так подробно останавливаюсь на этом факте? С незапамятных времён по передачам и газетным публикациям кочует байка про то, что Высоцкий не умел играть в бильярд, и все шары за него забивал исполнитель роли Копчёного Леонид Куравлёв. Однако очевидцы о подробностях этих съёмок вспоминают иначе. Станислав Говорухин: «Наши артисты – Высоцкий и Куравлёв – на бильярде не играли. Пришлось их учить хотя бы тому, как держать кий, как его мелить, как правильно ставить руку на сукно... Володя был очень спортивный человек и быстро всё усвоил. Сами же удары за Жеглова и Копчёного выполнял один из местных мастеров».(*6) Зовут этого, уважаемого в Одессе, человека Владимир Львович Иванов. Исполнитель роли Кирпича Станислав Садальский: «Только один удар Высоцкий сделал сам, – «абриколь». Это когда шар ударяется о борт и падает в лузу. Иванов показал своему тезке, как бить, и удар Жеглова сняли удачно с первого дубля».(*7) Кстати, эпизод в бильярдной начинается именно с появления в кадре Владимира Иванова, где он в строгом костюме и в чёрной шляпе, надвинутой на глаза, небрежно загоняет в лузу шары.


            Башку разобьёте!..

       Какой самый сложный эпизод в телефильме «Место встречи изменить нельзя»? Станислав Говорухин всегда не задумываясь отвечает на этот вопрос: «Погоня муровцев за Фоксом. Мы занимались ею в течение месяца, а потом ещё пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма. Обе машины – и «Фердинанд», и «Студебеккер» – оказались в очень плачевном состоянии, едва могли двигаться... Большинство кадров погони снято на набережных Яузы, а один какой-то планчик мы снимали даже в Одессе».(*8)

       Падение машины в реку снимали в середине сентября 1978 года на набережной Яузы между мостом Казанской железной дороги и Электрозаводским мостом. Художник-постановщик фильма Валентин Гидулянов: «Мы нашли совершенно «убитый» «Студебеккер». Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В кабину сели два наших лучших каскадёра – Володя Жариков и Олег Федулов...»(*9)

       Владимир Жариков: «Режиссёр Говорухин заранее просил меня обдумать: возможно ли это сделать? Мы с Олегом Федуловым решили: можно! Но всё же Говорухин пригласил для консультации двух известных автогонщиков. Те приехали, посмотрели наш план: «Нет, ребята, вам это не сделать. Башку разобьёте!» А мы уже «загорелись» этим трюком, вымучили разрешение у режиссёра, даже подписку дали: «За наши жизнь и здоровье киногруппа ответственность не несёт».(*10)

       Главный оператор фильма Леонид Бурлака: «Предстояло сделать лишь один дубль, причём в условиях «режимной съёмки», за считанные минуты, когда сгущаются сумерки. Вроде всё подготовили, отрепетировали – нужно начинать. Вдруг выясняется, что у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит – ещё чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль всё же завёлся, разогнал «Студебеккер», тот покатился к реке, сбил решётку...»(*11)

       Валентин Гидулянов: «Больше всего опасались, что бы машина в полёте не перевернулась вверх колёсами. Но именно это и случилось. Грузовик воткнулся в воду радиатором, задние колёса задрало... В результате кабина с каскадёрами полностью ушла в воду. Вот уже 20 секунд прошло... минута... – каскадёров не видно. Наконец вынырнули. Сперва Жариков, потом – Федулов. Оба какой-то чёрной дрянью облеплены. Из-за спешки перед началом съёмок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина «Студебеккера», так что Олегу с Володей было очень непросто выбраться наружу».(*12)

       Владимир Жариков: «Переодевшись, мы с Олегом поймали такси и поехали в гостиницу. Шофёр сообщил нам, что только что на Электрозаводском мосту автобус с людьми пробил ограждение и упал в воду. Мы расхохотались. Шофёр остановил машину, обернулся и очень строго сказал: «Ребята, так нельзя! Такими вещами не шутят, там люди погибли...»(*13) Но главный «сюрприз» ждал каскадёров впереди: одна из трёх кинокамер, та, что должна была снимать трюкачей в кабине крупным планом, в момент падения не сработала!.. Правда, когда каскадёры об этом узнали, им было совсем не до смеха.


            Чёрная кошка в тёмной комнате

       В одной из серий «Места встречи...» Илья Сергеевич Груздев, блестяще сыгранный Сергеем Юрским, цитирует Шарапову изречение древнекитайского философа Конфуция о том, что трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет. Эта восточная мудрость очень хорошо иллюстрирует суть вопроса, с якобы существующими неизвестными плёнками (целых двух серий!!!) фильма, которые «безжалостная советская цензура» вырезала из сериала перед его телепремьерой. Ныне покойные братья Вайнеры с завидным постоянством обещали предъявить эти материалы взорам общественности, но в самый последний момент плёнки всегда куда-то таинственным образом исчезали. Возможно, что кто-то из поклонников телефильма в глубине души всё ещё надеется на то, что они когда-нибудь отыщутся, но... Станислав Говорухин: «Со всей ответственностью вам заявляю, что таких кадров нет. <...> Все разговоры про эти кадры – опять же придумка».(*14) Достоверно известно, что из фильма были выброшены в корзину только эпизоды с военным прошлым Шарапова и Левченко, которые не очень хорошо состыковались с основной частью фильма, но зато, благодаря их отсутствию, сцена в бандитской малине получилась более драматичной и непредсказуемой. Но это уже, как говориться, совсем другая история!..



          На фото:

     1. Первая публикация романа братьев Вайнеров "Место встречи изменить нельзя" ("Эра милосердия") в журнале "Смена" (Москва) за 1975 год. На снимке с. 28 пятнадцатого номера журнала с первой главой романа.
     2. Фотопроба Владимира Высоцкого на роль Глеба Жеглова.
     3. Эпизод из пролога телесериала с военным прошлым Шарапова (В. Конкин) и Левченко (В. Павлов), который в окончательный вариант фильма не вошёл.


            Литература и другие источники:

     *1. Еж. «МК» - Урал» (Челябинск), 2004, № 24 (363), 16-23.06, с. 26: А. Добровольский «Главное «Место...» страны».
     *2. Там же.
     *3. Еж. «Собеседник» (Москва), 2006, № 33 (1131), 30.08.-05.09, с. 12-13: С. Говорухин: «В пару сильному годится только сильный». Интервью Д. Быкову.
     *4. «Областная газета» (Екатеринбург), 2004, 18.11, с. 21: С. Говорухин: «Высоцкий хотел отказаться от роли Жеглова». Интервью О. Леонову.
     *5. Еж. «Собеседник» (Москва), 2006, № 33 (1131), 30.08.-05.09, с. 13: С. Говорухин: «В пару сильному годится только сильный». Интервью Д. Быкову.
     *6. Еж. «МК» - Урал» (Челябинск), 2004, № 24 (363), 16-23.06, с. 27: А. Добровольский «Главное «Место...» страны».
     *7. См: http://sadalskij.livejournal.com/1262541.html .
     *8. Еж. «МК» - Урал» (Челябинск), 2004, № 24 (363), 16-23.06, с. 27: А. Добровольский «Главное «Место...» страны».
     *9. Там же.
     *10. Еж. «Конкретная газета» (Озёрск Челябинской обл.), 2002, № 24 [24], 28.11, с. 5: К. Семынин «Уникальные трюки российского кинематографа. Глава II. Философия трюка Владимира Жарикова».
     *11. Еж. «МК» - Урал» (Челябинск), 2004, № 24 (363), 16-23.06, с. 27: А. Добровольский «Главное «Место...» страны».
     *12. Там же.
     *13. Еж. «Конкретная газета» (Озёрск Челябинской обл.), 2002, № 24 [24], 28.11, с. 5: К. Семынин «Уникальные трюки российского кинематографа. Глава II. Философия трюка Владимира Жарикова».
     *14. Еж. «МК» - Урал» (Челябинск), 2005, № 35 (426), 31.08-7.09, с. 6: С. Говорухин «Место встречи...» доснимать нельзя». Ответы на вопросы читателей подготовили Е. Ардабацкая, А. Тумаркин.