Читая про Буратино

Екатерина Щетинина
У многих из нас одной из любимейших детских книжек является "Буратино". Часто первой, как было у меня. Захватила сразу, с первых страниц, и прижала я ее к сердцу и не расставалась до подростковых лет. И сейчас что-то екает от образа ее героев, обложки, рисунков...

Но отчего так завораживает эта история ум и душу ребенка? Практически любого... Отчего мы никак не можем оставаться к ней равнодушными?

Такое отношение к произведениям бывает, если оно носит глубинный эзотерический характер - то есть, говорит о таких "вещих" вещах, которые заложены в наши клетки, наши ДНК.

Иными словами, носит божественный отпечаток и повествует об истине. Попадает в архетип - как ключик в замочек...

Вспомним и присмотримся: папа Карло (Отец) создаёт человечка по своему внешнему подобию. Создает из говорящего полена - как из особой материи, изначально способной к развитию, подражанию, коммуникациям.

И Человечек попадает в несовершенный мир. Поначалу он еще помнит доброту папы Карло, но быстро забывает о ней. У него вообще короткая память. И то, что вчера он еще был поленом, тоже скоро становится забытым (какое еще дерево!?) прошлым.

Что видит деревянный Человечек перед собой (а он пока шире не способен)?
Холст с очагом и пищей.
И принимает его за правду. Но это оказывается всего лишь иллюзией (как и многое другое), длинный нос (наше любопытство) утыкается в такое же дерево, как и он сам. Большое разочарование! Но необходимое.

Дальше больше. Человечек слышит (пока еще!) голос древней и мудрой природы - в лице сверчка. Однако он смеется над ней (ним) и не принимает её советов. Он самоуверен.

Он бежит на улицу, движимый любопытством и заложенным в нем стремлением к социализации. Но тут он осознает, что гол (ему в этом помогают) и возвращается к отцу. Тот решает возникшую проблему, давая своему  творению одежду - за счет себя самого (жертва). Но оценивает ли это Человечек? Пока нет...
Отец также дает ему азбуку - как главное средство развития, знаний. Их, как известно, в пустой голове человечка практически нет.

И Человечек по указанию Отца идет в школу.

Но... тут-то на его правильном пути встречается масса соблазнов.

Во-первых, театр!!! Символ развлечений и удовольствий.
А во-вторых, деньги! Их, как помните, даёт (просто так даёт) Карабас - символ эксплуататора чужой энергии, носителя и выразителя сугубо денежно-материальных интересов и ценностей. Олицетворение сатанинских сил, которые вначале всегда дают что-то просто так (якобы). Вспомним хотя бы Мастера у Булгакова. Или рекламу чего-то "бесплатного".

С получением денег и начинается череда проблем и бедствий Человечка.
Сразу же возникают мутные фигуры Лисы-Алисы и Кота Базилио, "берущих" человечка голыми руками на доверчивость. И на жадность, уже пробуждающуюся в юном существе.
В итоге он оказывается в темном и страшном чулане... И так далее.
Можно тут говорить и о Мальвине как символе любви и возвышения над своей натурой (ее уроки). Можно о Пьеро, требующем сострадания. О многом можно... Для этого нужно заново перечитать сказку новыми глазами.

Но главное - КЛЮЧИК! Свой - золотой и волшебный... Ключик к самому себе. Свой собственный КОД...
Как получить и применить его - это квинтэссенция повествования. Упасть в болото и подняться? Услышать всё же голос Премудрости-Природы? Пройти проверку на прочность? На доброту? Вспомнить Отца? И перестать быть только деревом?

Но как потом найти эту заветную дверь? Понять, что она ВСЕГДА была рядом с тобой?
И тогда за иллюзиями нарисованного очага встает прекрасная реальность.
Да, она тоже лишь очередная оболочка Сути, ступень на Пути.
Да, это тоже театр, но собственный, где Человечек заслужил право быть режиссером, а не деревянной пешкой. И друзья рядом, и любовь. И Отец радуется, в новой куртке, полученной (возвращенной с прибытком) от сына.
Чудесно!

Если, если, если...