Разведчик Конон Молодый

Анна Маякова
   Молодый – странная, непривычная фамилия.   На нашем курсе в институте училась девочка с такой фамилией - Молодая. Девочка как девочка, ничем особым среди студентов не выделяющаяся, но позже я узнала, что ее отец – герой войны, разведчик-нелегал, многие годы проработавший за границей. Его западное имя было Гордон Лонсдейл, успешный канадский бизнесмен, проживающий в Англии.  Незадолго до его ареста королева Великобритании, которая выступала истцом в процессе против него, пожаловала ему титул сэра - "за большие успехи в развитии бизнеса на благо Соединенного Королевства".

   Люди моего поколения, шестидесятники, несомненно, помнят нашумевший фильм Саввы Кулиша «Мертвый сезон», снятый по фактам жизни и профессиональной деятельности разведчика Молодого. Его роль незабываемо сыграл литовский актер Донатос Банионис, что сделало его знаменитым и узнаваемым. Особо впечатлила сцена обмена нашего разведчика на англичанина. На безлюдной дороге друг другу навстречу на большой скорости мчатся и, въехав на мост,  вдруг резко тормозят черные лимузины. Из них выходят разведчики, которых будут обменивать, и люди, сопровождающие их, все в светлых плащах.

   Разведчики, подлежащие обмену,  быстро идут по мосту, обмениваются настороженными взглядами (крупный план  Баниониса), минуют друг друга, и наш разведчик почти бегом бросается к своим. Он свободен, он у своих! Однако один факт, весьма важный, не нашел отражения  в фильме Кулиша – это 25 лет заключения, на которое Лонсдейл был осужден британским правосудием, из которых он мужественно отсидел три года и был обменен на британского разведчика.
 
   Мы, студенты, собравшиеся в актовом зале института, чтобы посмотреть новый фильм о разведчике (разумеется, у нас разведчики, у «них» - шпионы!), буквально замерли от волнения, когда перед фильмом на экране появился реальный разведчик полковник Абель, работавший с Молодым в США, и произнес о нем вступительное слово. Может, поэтому герой фильма всегда ассоциировался у меня именно с Абелем, а не с Молодым, которого я не знала и никогда не видела. Знала только его дочь Лизу.

   Фильм был замечательный! Он будил в наших молодых душах чувство патриотизма и гордость за нашу разведку. Мы, взволнованно обсуждая увиденное, группками покидали зал. Неудивительно, что фильм триумфально прошел по экранам нашей страны и, предположительно, по экранам других социалистических стран. А Донатос Банионис, сыгравший в кино множество ролей, остался для нас навсегда разведчиком Кононом Молодым.

   Несколько лет спустя Банионис летел в Японию рейсом скандинавской авиакомпании SAS, и мне, в то время молоденькой сотруднице, недавней выпускнице, выпало счастье сопровождать его как ВИП пассажира на борт лайнера. Он был точно такой же, как в фильме: человек в себе, загадочный и вместе с тем доступный, обыкновенный. Я не смогла не выразить ему свое восхищение по поводу его игры в «Мертвом сезоне». На что он с улыбкой ответил: «Такой славы и известности, как в России, мне в Литве никогда не видать. Нет пророков в своем отечестве. Спасибо вам, я ваш. Я люблю Россию».

   Но вернемся к судьбе Молодого. Однажды Лиза пришла в институт, одетая во все черное.  Лицо ее было осунувшимся и печальным, видимо она потеряла кого-то из родных. «У Лизы отец умер, разведчик» - шепнула мне в перерыве однокурсница. Мы с Лизой не были подругами, но все же, я подошла и, коснувшись ее руки, сказала: «Держись. Соболезную».

   Позже я узнала некоторые подробности из жизни знаменитого разведчика, добывшего для страны неоценимые материалы по испытаниям бактериологического и подводного оружия, проводимым Великобританией.   После обмена Молодого в 1964 году на английского шпиона, он какое-то время работал в Управлении разведки, читал лекции, выступал на фабриках,  заводах. Его смелое выступление перед рабочими столичного ЗИЛа стало последним, поскольку, переживая за родную страну и будучи в Англии успешным бизнесменом-миллионером, он выразился неоднозначно: «Какой же у вас, дорогие товарищи, бардак! Дайте мне ваш завод на один только год, я из него конфетку сделаю, наведу порядок и дисциплину. И рублем никого не обижу».

   Естественно, после такого выступления Молодый оказался в опале у властей и вскоре был отправлен на пенсию. Увольнение было для него грому подобно, он не мыслил своей жизни без разведки. В сентябре 1970 года, когда мы только приступили к занятиям на четвертом курсе, он, прогуливаясь в подмосковном лесу, нагнулся, чтобы сорвать гриб, и упал мертвым – раненое сердце остановилось.  Ему не было и пятидесяти.

   Имя Молодого, советского  разведчика, стало легендой. Он похоронен в Москве  на кладбище при Донском монастыре. Когда я там бываю,  всегда иду к его могиле поклониться, поскольку преклоняюсь перед его подвигом, его мужеством, особенно при отбывании наказания, и его удивительной судьбой. Интересно, как сложилась судьба Лизы Молодой? Может быть, она тоже стала разведчицей, продолжая дело отца? Если это так, то об этом никто не узнает – разведка тщательно хранит свои тайны.
 
   До поры.