Весь маразм СОШ. Присмотримся к завучу

Алексей Ратушный
Настало время присмотреться к тому, а чем же был занят завуч советской общеобразовательной школы.
Завуч - значит Заведующий Учебной Частью.
Сокращенное наименование должности.
Именно это должностное лицо составляло расписание занятий в школе.
Завуч младших классов составлял расписание для начальной школы, завуч старших классов составлял расписание для старших классов.
Скромные властные полномочия завуча были вроде бы и невелики, незаметны постороннему взгляду.
Между тем во взаимоотношениях с конкретным педагогом обнаруживалась исполинская мощь этой организационно-управленческой фигуры.
Завуч мог составить индивидуальное расписание занятий для педагога таким образом, что тот ходил на работу строго с утра и проводил подряд свои четыре - пять уроков. Без "окон".
А что такое окно?
Представьте себе на мгновение, что вы преподаватель школы.
У вас, допустим, двадцать четыре урока в неделю.
Ваше личное расписание может быть таким:

Понедельник: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.
Вторник: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.
Среда: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.
Четверг: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.
Пятница: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.
Суббота: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уроки.

Вы приходите к 8-ми на работу и в 12 часов дня вы уже свободны, как птица.
Летите, куда хотите!
А может быть, к примеру, таким:

Понедельник: 2-й, 4-й, 6-й, 7-й уроки.
Вторник: 1-й, 4-й, 5-й, 8-й уроки.
Среда: 1-й, 3-й, 5-й, 7-й уроки.
Четверг: 2-й, 3-й, 5-й, 8-й уроки.
Пятница: 1-й, 5-й, 6-й, 7-й уроки.
Суббота: 2-й, 3-й, 5-й, 6-й уроки.

Приходите вы в основном к восьми, а вот уходите когда в два часа, когда в три часа дня.
"Окно" - это не занятый ничем урок в школе. Домой не пойдёшь - далеко. Толком не отдохнёшь - негде. Сидишь, как дурочка, в учительской, ковыряешься в своих поурочных планах и заметках.
Таким образом опытный завуч может легко изгадить настроение зависимому от него, а порой и неугодному, преподавателю. И не только настроение. Отнимается личное время личной индивидуальной неповторимой жизни педагога.
Но этим власть завуча не исчерпывается, а только-только начинается.
Завуч участвует в распределении учебной нагрузки в школе.
Ставка преподавателя - это восемнадцать уроков (академических часов в неделю).
Но если вы опытный и нужный школе человек, вам могут сделать нагрузку и в две ставки, то есть дадут тридцать шесть уроков в неделю. Думаете это "под завязку"? А вот и нет! В Качканаре я знал преподавателя, который вёл пятьдесят четыре урока в неделю. То есть с первого по девятый уроки каждый день. Человек был сильный, отменного здоровья и преподавал физическую культуру. Справлялся успешно.
Разумеется это - зверские режимы эксплуатации преподавателя. Как правило хорошей считается тридцатичасовая нагрузка - одна плюс две трети ставки. Это уже позволяет жить на зарплату учителя. Не роскошно, но...
Далеее завуч участвует в распределении нагрузки классного руководителя и заведования кабинетами. Вы можете быть просто учителем математики, можете быть одновременно учителем математики и классным руководителем - а это - надбавка к жалованью! - а можете еще оказаться и заведующим кабинетом математики. За заведование кабинетом тоже дается доплата. И возникают в школе разные преподаватели математики: один тешится двадцатью уроками в неделю без класса и без кабинета - а значит и ведет свои уроки где придётся, а другой имеет тридцать уроков, свой класс и свой кабинет. Кабинеты, кстати, тоже разные - есть с лабораторией - то есть маленьким преподавательским кабинетиком, где можно раздеться, оставить вещи, а порою и сполоснуть лицо и вскипятить чайник, а есть голые кабинеты где у преподавателя из имущества лишь стол, да и тот всегда под угрозой вторжения.
Вы ушли, а стол остался и полезть в него может кто угодно. Конечно это случаи редкие и вопиющие, но чувства защищенности - никакого.
Наконец завуч распределяет не просто нагрузку, а нагрузку по возрастам и степени послушания.
Напомню знавшим и расскажу незнакомым с предметом: в седьмом-восьмо-девятом классе ученики - переходный возраст - сходят с ума, съезжают с катушек, самоутверждаются и бесятся. Управляемость таких классов тяжелая. Работа в них требует очень большого расхода энергии и душевных сил педагога. Это последние классы, в которых учатся "трудные" дети микрорайона. Это классы, где резвятся второгодники, хулиганы, начинающие наркоманы и т.д. и т.п.
Поэтому распределение в такой класс можно считать "маленькой адской ссылкой"
Этих классов педагоги старательно и очень аккуратно избегают. Именно завуч решает, кто будет "порхаться" в таком классе.
А теперь представьте себе, что вы - начинающий преподаватель после вуза. Без опыта и без денег. Вам дали нагрузку (вы - математик) восемнадцать уроков в трёх классах: восьмом "а", восьмом "б" и девятом "б". (Классы "а" - это отборные, лучшие -по родителям и их статусу - дети, а вот "б" - уже не первой свежести. "В" - отборные но с другой стороны, "г" - нередко соответствуют литере... Разумеется не везде и не всегда, но в целом по Союзу...)
Расписание с "окнами" - первый - третий и шестой уроки каждодневно.
Приходите в школу к восьми. Отсиживаете по три пустых урока - проверяя  домашние задания - ежедневно, уходите домой в три, чукть живая, после тренинга, который вам устраивают "проверяющие" вас на всхожесть "переходники".
Какова вероятность того, что вы не выдержите и сбежите из школы?
Прикиньте сами.
Но и это еще не всё.
Завуч - это главный учебный инспектор школы.
Лицо проверяющее педагогов, отслеживающее их работу, контролирующее их действия.
Начинается этот контроль  с прихода на работу. Завуч встречает и учащихся и педагогов буквально в дверях школы.
Поскольку именно завуч начертает к самому началу уроков изменения в расписании занятий на сегодня.
И вот именно завучу несет преподаватель на проверку свои тетради с поурочными планами, раскладки по общему планированию учебного процесса, отчеты, справки и протчая, и протчая, и протчая.
Завуч в любой момент может явиться на урок преподавателя и с хронометром в руках отследить выполнение поурочного плана. И является. И отслеживает. И если хочет вас достать - достаёт! А еще и вместо отпуска зашлёт на курсы повышения квалификации в областной ИПК. Там и "отдохнёте"!
В конечном итоге фигура завуча становится для преподавателя основной. Директор школы - это уже заоблачные высоты. А вот завуч - это самый главный руководитель процесса. И преподаватель де-факто полностью зависит от воли этого должностного лица.
Разумеется, завучи советских школ широко и всесторонне пользовались своей властью над педагогическим контингентом, над преподавательской общественностью.
Мойры педагогических судеб страны.
А теперь присмотримся к этому положению дел с другой точки зрения - в другом - выражаясь словами Аристотеля из Стагиры - топе.
Какое отношение всё это имеет к реальным потребностям в образовании у учащихся?
Все эти распределения нагрузок, наличие или отсутствие окон в расписании у конкретного учителя, все эти передачи трудных и лёгких классов - никак - подчёркиваю это - никак не завязаны на ребенков. Ребёнкам всё это  широко параллельно и глубоко перпендикулярно. Ребёнки не в курсе всех этих моментов. Но страдают от такого подхода к делу именно они.
На стабильность расписания занятий все эти вещи влияют только отрицательно. А именно от стабильности расписания зависит состояние воспитывающего и образущего потенциала учебного заведения.
Маразматическое нестабильное расписание занятий - это нестабильный со срывами аритмичный пульс школьной жизни.