Дорога длиною в жизнь

Илья Еловиков
Дорога - удивительное дело! Её могущество
непреодолимо, успокоительно и целительно.
Отрывая вдруг человека от окружающей его
среды, все равно любезной ему или неприятной,
дорога сосредотачивает его мысли и чувства
в тесный мир дорожного экипажа, устремляет
его внимание сначала на самого себя, потом на
воспоминании прошедшего и наконец на мечты и
надежды в будущем; и все это делается с ясностью
и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
С. Аксаков

  Ночь, чашка горячего чая. Тусклый свет ноутбука. Пальцы ловко бегают по клавишам, набирая историю одного путешествия.

  Тольятти, Москва, автобус и шестнадцать совершенно разных людей. Если смешать это, то мы получим тридцать шесть незабываемых часов дороги, изматывающей, безжалостной, не прощающей ошибок. Чуть задумался, закрыл глаза на мгновение, и лобовой удар обеспечит тебе место в утренней хронике. Это время похоже на маленькую жизнь, оно даже больше времени жизни некоторых насекомых. Задумайтесь только, если перевести время из относительной величины в абсолютную, получится 21 день человеческой жизни, а это уже серьезно.

  Дорога каждому дает свое: кто-то беспробудно пьет, кто-то беседует, кто-то играет в слова. Одним она дарует сон, другим же бессонницу. Первый, глядя в окно, проматывает километры пройденной жизни, второй, наоборот, строит планы на будущее. Кто-то снимает видеоматериал, кто-то играет на гитаре, а кто-то ему подпевает. Кто-то постоянно хочет курить и просит остановить автобус. Возможно, кто-то даже увидит музу на соседнем кресле. В дороге возможно все. Это другой мир, отличный от того, в котором мы проживаем обычно. Дорога это сообщество, диктующее свои правила, которым каждый должен починяться, если желает добраться до пункта назначения. Водитель здесь проводник, кому в жизнь, а кому в смерть. Он  с легкостью может стать Хароном, который увезет ваши души через Стикс в царство Аида, если вы не уделили ему должного внимания.

  Ночная дорога особенно опасна, она позволяет человеку показать все, на что он способен!  Водитель, как страж покоя своих пассажиров самоотверженно держит курс. Штурманы сменяют друг друга, не в силах выдержать всю протяженность пути. Возможно, кто-то даже задержится в штурманском кресле дольше других, стараясь продлить безмятежный покой попутчиков, но он все равно останется лишь тенью на фоне того, кто провел путников сквозь все опасности и преграды дороги.

  В дороге можно увидеть очень много: бескрайние просторы полей, сменяющиеся протяженными лесополосами, деревушки, села, крупные города. Можно увидеть километры придорожных забегаловок, где каждого путника готовы принять, как дорогого гостя. Даже, кажущаяся бесконечной, череда лавок народного творчества может встретиться на пути. Кофе с хорошей рекламой и плохим вкусом в придорожном кафе, так же попадется вам на пути. Однако картина не всегда может быть красивой и безмятежной. Груда искореженного металла, проблесковые маячки машины автоинспекции и тело, накрытое белой простыней, способны оставить глубокий отпечаток в вашей памяти. После этого даже едешь по-другому, меняются мысли, восприятие, и ты благодаришь бога, что это не твой автобус валяется в кювете. Дорога – суровая штука!

  Утро в дороге – самое тяжелое время. Казалось, путь почти уже пройден, и осталось еще совсем чуть-чуть, однако последние метры даются труднее всего. Словно марафонец, которому осталось пробежать сто девяносто пять самых сложных метров, водитель должен преодолеть дистанцию, доставив свой самый ценный груз к финишу.
После двенадцати часов пути становится сложно контролировать себя: устает тело, глаза, хочется спать. В этот момент, перед глазами обязательно должно быть что-то яркое, например габаритные огни впереди идущего грузовика, это позволяет сфокусироваться, заострить внимание. Мозг начинает обрабатывать образы, и не так сильно хочется спать. Когда взгляду открывается пустота, бесконечная лента дороги, веки самопроизвольно закрываются, и тут уж становится не до шуток. Хорошо, когда есть возможность сделать паузу, остановить авто и поспать. Но если ты жестко ограничен временем, а сменного водителя нет, то приходится работать по полной, выжимая из себя все соки. В такие моменты важную роль играет наличие хорошего собеседника. Пока длится разговор, дорога бежит незаметно. Удивительно, как много тем для разговора могут найти два совершенно не знакомых человека, которых разделяют не только годы жизни, но и положение в обществе, и интересы. Точек соприкосновения, казалось бы, гораздо меньше, чем разногласий. Однако. Кто говорит о семье, об обществе, рассказывает о фейерверке чувств, испытанных при знакомстве со своим новорожденном сыном. Кто ведет разговор об автомобилях, о работе, учебе и новых технологиях. Некоторые даже умудряются выпить водки и уснуть в штурманском кресле. Хорошо, хоть, не водитель! В общем, штурман второй человек на трассе, выбирайте надежного человека, и спокойствие вам гарантировано.

  Утренний кофе на заправке, звучит как-то дико для человека из глубинки, немого приободряет, даже, несмотря на то, что «это был нескафе». Пассажиры уже отходят от недолгого сна. Дымка застилает низины, и в воздухе чувствуется сильная влажность. Солнце, едва оторвавшись от земли, начинает пронизывать густой туман, рождая потрясающие зрительные картины на своем пути. Все это как-то успокаивает, наступает чувство благоговения и внутренней красоты. – «Осталось немного…»
Продираясь по московским утренним пробкам, невольно думаешь: – «Как они могут здесь жить?» Это же сплошная борьба за место под солнце, растраченные впустую нервы и время. Зачем им, вообще, дороги?

  Восемьдесят пятый километр МКАД, десять часов утра. Вы на месте! Несказанное чувство радости и восторга захватывает путников. За спиною сотни километров пути, и словно глоток чистейшей воды, твердая почва под ногами. Больше не нужно никуда ехать, по крайней мере, сутки, сутки чтобы отдохнуть и собраться с новыми силами в обратный путь, домой.

  Сутки пролетают незаметно, и вы снова в пути. Вчерашняя радость сменилась легкой тоской. Снова листать километры пройденных дней, снова лететь навстречу неизвестности, снова жить другой жизнью. Однако теперь это воспринимается совсем по-другому, ведь вы едите домой. Дорога к дому всегда легче, она словно выстлана ковром из лепестков роз, и даже ветер кажется попутным. Словно фрегат, гонимый по зеленым волнам, автобус мчит вас домой, где кто-то родной и близкий ждет вашего возвращения, будь то хоть кролик или хомяк. Даже время летит незаметно. Будто ускоряя свой ход, стрелки часов неумолимо приближают к окончанию путешествия.
Водитель, как пилот самолета, вывозящего из-под обстрела свой экипаж, напряжен и сосредоточен, он тоже хочет домой, его тоже там ждут. Напряжение возрастает, все замерли в ожидании кульминации, и только маленькая девушка на третьем сиденье продолжает мирно спать, лишь иногда просыпаясь от неожиданной тряски. Сто километров, пятьдесят, и вот уже огни большого города, родного города. Теперь уж никто не спит.

  Вот и первый десант, в автобусе стало на одного человека меньше. Затем еще один и еще. Словно теряя друзей, расстаешься с каждым из них, тем, кто был так близок тебе, жил в одном маленьком мире с тобой, чтобы завтра вновь встретить, но уже в совершенно ином амплуа.

  Ты следующий. Какая-то странная тревога начинает биться в груди. – «Путь завершен, настал мой черед!», – звучит голове, как приговор. Неизбежность происходящего, последние метры и тебя больше нет в том маленьком тесном мирке, где ты еще час назад листал километрами страницы собственной жизни. Остановка. Взяв вещи, идешь по ступеням. Печальные глаза тех, кто остался, провожают тебя. Прощальное спасибо тому, кто провел всех вас сквозь пространство и время, подарил новую жизнь и оставил старую. А внизу уже ждут те, кто сошел вместе с тобой, веселые и радостные тому, что, наконец, оказались дома, и уже не оборачиваясь, ты делаешь последний шаг.

  Глядя в след уходящему автобусу, понимаешь: – «Сойдут все, на их места придут другие, а на их третьи, и лишь один останется неизменным, тот, кто призван вести путников сквозь бесконечность времени по дороге длиною в жизнь».

Осенней листвой застилает прощальный ковер своим сыновьям жаркое лето.