Весь маразм СОШ. Предусмотреть замену!

Алексей Ратушный
А что всё-таки должна делать школа, если учитель на урок не прибыл?
Первого июня 1969 года в Свердловске на улице Московской на крутом повороте перевернулся битком набитый трамвай и втёр стоявших за поворотом на остановке людей в асфальт. В том трамвае ехал и педагог из нашей второй английской школы. Во время этой чудовищной катастрофы ему повредило шейные позвонки и вместо школы, где шли выпускные экзамены педагог попал в больницу. Поэтому мы обязаны без обиняков спросить, что должна делать школа, если учитель внезапно не вышел на работу?
Дело в том, что все остальные ситуации проще этой. Если учитель за полчаса предупредил по телефону, что у него острое заболевание, еще можно что-то успеть. Но что успевать, когда о неявке стало известно за минуту до урока или вообще ничего не известно, а педагога на работе нет?
Секрет успеха в том, чтобы рассматривать эту ситуацию, как штатную, и готовиться к ней заранее. Заранее знать слова, которые будут произнесены в этом случае руководством школы, и известно, какие именно действия будут предприняты педагогическим коллективом школы при такой штатной ситуации. Это должно быть нечто эквивалентное приказу "Рота! Подъём!" и с этого момента уже в автоматическом режиме должны совершаться вполне определённые действия, которые педагогический коллектив обязан репетировать задолго до возникновения такой ситуации. В "мирное", так сказать, "время"!
В момент, когда до урока остаётся три минуты, а педагога на месте нет, завуч твёрдо и решительно сообщает коллективу школы, что в восьмом "а" на уроке физики ЗАМЕНА!
Учитель физики, не явившийся на урок, обязан знать, что при неявке на урок за три минуты он будет безусловно и беспощадно заменён. Урок состоится при любой погоде. Потому что двадцати двум живым людям он был гарантирован при поступлении в этот странноприимный дом. У педагога не должно быть ни малейшего сомнения в том, что его в этом случае заменят. Более того, если он заболел, он не должен волноваться и переживать. Его дело - собственное здоровье и его поправка. Организационная структура сама справится с ситуацией.
Более того, сам же педагог заранее обязан побеспокоиться о такой ситуации и оставить школе увесистый том поурочных планов на весь учебный цикл (четверть, семестр, год), чтобы пришедший на замену педагог взял этот самый талмуд, обнаружил проходимую тему и пояснения к оной. То есть вся работа по предотвращению тяжелейших последствий неявки педагога на урок проводится заранее, задолго до, тщательно планируется и оттачивается. Заменяющий учителя педагог знакомится со всем курсом также ДО и имеет возможность общаться на эту тему с тем, кого возможно придётся заменять. Им обоим не до шуток. В тот момент, когда прозвучит сигнал к замене, обсуждать уже будет нечего и не с кем. И если этот - заменяющий педагог не в состоянии выйти на замену, незамедлительно вызывается третий по списку дублер.
Болен и он? Четвёртый! Не в состоянии? Пятый!!! Сильно занят? Резервный универсал. Уже в другом месте? Еще один резервный универсал. Отвлекли? Дежурный завуч. Не имеет сил и времени? Первый старший помощник педагога. Заболел и он? Второй... Школа способна организовать до двадцати технических замен. С помощью резерва на замены от районо - значительно больше.
За первую четверть в школе №4 города Урая в 1988 учебном году сорвалось 702 урока. За вторую четверть - только 2 и по обоим случаям были проведены самые суровые разборы "пролётов". Вторая четверть была посвящена как раз технологии стабильного расписания занятий. Великий педагог Иван Васильевич Звягин утверждал, что "Стабильное расписание занятий существует исключительно в учебниках по педагогике, и там же отлично действует школьное самоуправление". Эксперимент в Урае показал, что при правильной организации дела расписание в школе может быть реально стабильным.