Одной лишь думы власть... Очерк жизни и творчества

Александр Приймак
"Одной лишь думы власть..." (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе.
 
Тема:         «Одной лишь думы власть…»
(очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова)
Цель:         - дать более полное представление о личности поэта;
- показать закономерность его трагической судьбы в царской России;
- добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.
Тип урока:  урок-лекция с элементами беседы.
Оборудование:    - портрет М. Лермонтова;
                - музыка (классическая);
                - эпиграф урока.
Представить себе нельзя,
до какой высоты этот человек
                поднялся бы, если бы не
                погиб двадцати семи  лет.
И. Бунин
… поэт русский в душе - в нём живёт
    прошлое и настоящее русской жизни.
В.Г. Белинский
Ход урока
I.                Оргмомент.
II.               Вступительное слово учителя (на фоне музыки).
Преподаватель:
Звёздная ночь… Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая  привычным  предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.
     В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет  в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.
;Чтение стихотворения « Выхожу один я на дорогу…»
26 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 26 лет земной жизни - и                тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.   
II. Сообщение  темы, целей  урока.
III. Изложение  нового  материала.
Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.
 – Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).
1.Преемник Пушкина
       Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят  рядом с  именем Пушкина, называя его учеником,  продолжателем  великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.
Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором  каждый  атом  души становится  поэзией. Он открыл в русской словесности  множество новых  возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.
Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту.

Роду Лермонтовых – девять с половиной веков. Его корни - во временах, описанных Шекспиром в «Макбете». Повергший тирана шотландский король Малькольм щедро одарил детей своих павших сторонников, повелев им впредь прозываться по названиям полученных владений. Фамилия прижилась и щедро родила людей незаурядных: мэров городов, путешественников, ученых, священников, поэтов, но большей частью – солдат. Спустя шесть столетий на ветвях генеалогического древа появился русский побег. Сегодня его собственная история – это девять метров страниц компьютерной распечатки, в которой прибавляются все новые и новые имена.
Лермонтовы обосновались в России относительно поздно, в 1613-м году, когда шотландец на службе у Речи Посполитой Джордж Лермонт, попал в плен к русским войскам, перешел в православие и присягнул царю Михаилу Федоровичу. Лермонтов к европейским предкам относился с большим пиететом:

На запад, на запад помчался бы я,
 Где цветут моих предков поля,
 Где в замке пустом, на туманных горах,
 Их забвенный покоится прах.

 На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.
 Я стал бы летать над мечом и щитом,
 И смахнул бы я пыль с них крылом;

 И арфы шотландской струну бы задел,
 И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробужден,
Как раздался, так смолкнул бы он.
Язык его текстов – язык НАШЕГО современника!..
   Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав сполна насладиться этим даром.
 
2. Детство    
    А начиналось всё обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича ЛермАнтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, родился сын Михаил.
  Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши - Тарханы .
 Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в  прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц  прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы .
 ;Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки, урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: «Папенька! Где мой папенька?» ...
 В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?
В неоконченной юношеской «Повести» описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. ;Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние будущего поэта требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом.
;… «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»…
;Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение «К Гению». Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
 В 15 лет он написал:
 
          ;Чтение стихотворения «Жалобы турка»
 
 Стихотворение называется «Жалобы турка». Но о чём идёт речь?
                (юный поэт имеет в виду царскую Россию)
 Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском
восстании, сюда приезжал отдохнуть душой, навестить любимую
бабушку.
     Сюда, в Тарханы, привезли и гроб с телом поэта. Здесь, в маленькой
часовне, в семейном склепе, освященный  жёлтыми язычками  пламени
двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.
; Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с ;начинкой из опилок. Сушкова, много лет спустя после события, изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое ;Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной, его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём В то же лето 1830 года внимание Лермонтова ;сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. Вряд ли, ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей, то есть Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).
;К 1830 году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ива;новой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть Ираклию Андроникову. Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта. женщиной.

3.Учеба в Москве и Петербурге.
 
   Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь   Лермонтова, удивляешься, как многое он сумел   разглядеть и осмыслить в российской  действительности. Он хорошо знал крепостную деревню, учился в Московском  университетском  пансионе (с 1828 г. по 1830), где и начал писать («марать стихи»).
В Московском университете (вместе с Герценым) – в 1831-1832 гг.
Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них ;участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.
;1830 год- год «открытия» Байрона (родственные связи) – шотландская ветвь древнего рода Лермонтов.

Замок Дерси, древняя резиденция могущественных и   воинственных родов, был живописно и удобно расположен на вершине крутого склона в глубокой излучине реки Иден. Здесь решались государственные дела, проводились политические диспуты, и даже заседал Парламент Шотландии в 1335 году.
Лермонты появились в Дерси в середине XV века. Вполне вероятно, что род получил имение через церковь из-за своего политического влияния. На протяжении длительного времени они были мэрами Сент-Эндрюса. На гербе этого города тот же девиз, что и на гербе Лермонтов Ливингстонов - одной из более поздних ветвей рода Лермонтов: "Dum spiro spero" ("Пока дышу - надеюсь").
В пятнадцати милях к юго-востоку от замка Дерси расположен замок Балькоми, принадлежавший другой ветви Лермонтов, известной в основном своей судебной и ;юридической деятельностью. В XVI веке здесь жил предок Джорджа Ноэла Гордона Байрона, королевский адвокат Гордон, женой которого была Маргарет Лермонт. Таким образом, Лермонтовы оказываются связанными родственными узами с родом ;Байрона. К сожалению, сам Лермонтов не знал, что является дальним родственником своего кумира Байрона.
Фантазия юного  Лермонтова колебалась между  чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой - о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию "своей", считает себя "последним потомком отважных бойцов", но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma.
;Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой авторские иллюстрации к ней.
Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник ;придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическим каноном, - потаенная, сдерживаемая усилием воли:
 Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г.
Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 г. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»).[18]

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало, и он, под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки.
Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто- Юнкерский разгул и забиячество доставили ему теперь самую удобную среду для развития каких угодно «несовершенств». Лермонтов ни в чём не отставал от товарищей, являлся первым участником во всех похождениях — но и здесь избранная натура сказывалась немедленно после самого, по-видимому, безотчётного веселья. Как в московском обществе, так и в юнкерских пирушках Лермонтов умел сберечь свою «лучшую часть», свои творческие силы; в его письмах слышится иногда горькое сожаление о былых мечтаниях, жестокое самобичевание за потребность «чувственного наслаждения». Всем, кто верил в дарование поэта, становилось страшно за его будущее. Верещагин[уточнить], неизменный друг Лермонтова, во имя его таланта заклинал его «твёрдо держаться своей дороги». Лермонтов описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти юношеские стихи, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу.литературного содержания».

       ;Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон»
 
4. Начало  творчества
 В 1832 г. Всё определилось: Лермонтов ощущает в себе   силы необъятные и потребность действовать.
С 1832года -  в Петербурге, но, не будучи принятым в Петербургский университет, поступает для продолжения образования в двухгодичную школу юнкеров.
1834 год, декабрь - произведён в корнеты. Бабушка заказала портрет внука ( о портретах Лермонтова и автопортрете).
Служба в гусарском полку в Царском Селе.
Любовь к Варваре Александровне Лопухиной ( в замужестве Бахметовой).
1836 год-  драма «Маскарад» (страсть к театру наследственная от матери).
 
5. Внезапная  слава
Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет к своему другу Марии Лопухиной, но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его гамлетовских настроений.
 
Люди, близко знающие его, вроде Верещагиной, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце»; но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» — «светом». Напротив, он хочет показаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном женских сердец. Тогда-то пришло время расплаты для Сушковой.
 
 Екатерина Сушкова

Лермонтову-гусару, наследнику крупного состояния, ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить её брак с Лопухиным. Потом началось отступление: Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой — и он написал на её имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвёл «гром и молнию».

Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумлённого, огорчённого рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил. Всё это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причём он видит лишь «весёлую сторону истории». Единственный раз Лермонтов позволит себе не сочинить роман, а «прожить его» в реальной жизни, разыграв историю по нотам, как это будет в недалёком будущем делать его Печорин.

Совершенно равнодушный к службе, неистощимый в проказах, Лермонтов пишет застольные песни самого непринуждённого жанра — и в то же время такие произведения, как «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»…

До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены.
    Но вот грянул январь 1837 г. И в городе на  Неве, застывшем от горя, от сознания  невосполнимой утраты, которой стала смерть Пушкина,прозвучали  гневные строки Лермонтова.
 
Чтение стихотворения «Смерть поэта» (отрывок)
 
Через 7 дней - дополнение (последние 16 строк).
-  Почему эти строки вызвали недовольство царя?
                (ответы учащихся)
В результате - ссылка на Кавказ, лето 1837г- февраль 1838.
 
6. Кавказ в  жизни поэта. 
Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки[23] он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана (Шуша (Нуха?), Куба, Шемаха)[24]. Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова[24].

Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы.

Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».
    Первая дуэль
 
 М. Ю. Лермонтов в 1840 году

Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.[27]
Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».
Лермонтов – воин, проявивший талант стратега и тактика во многих военных операциях, за что неоднократно представлялся к наградам, но всякий раз его фамилия вычеркивалась из наградных списков в  Петербурге.
1838 г. – первые главы романа «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», поэма  «Демон».
Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.

Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про… купца Калашникова».
Июнь 1838г. – последняя встреча с Варварой  Лопухиной - Бахметовой    в Царском Селе ( под впечатлением от этой встречи поэт написал перевод Гейне «Они любили друг друга»).
 
Чтение стихотворения
« Они любили друг друга».
 
1839г.- поэма «Мцыри».
 
7. 1839 год- время триумфа.
 Вообще 39 год – год триумфа Лермонтова: « Дума», «Поэт», «Русалка», « Три пальмы», главы «Героя нашего времени».Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя «Мцыри»).
 1840 год - «Тамань» (последняя из глав).
Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии  Щербатовой), что по-служило поводом для очередной ссылки на Кавказ.
 
8. Вторая ссылка 
 Ссылка на Кавказ- 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).
 Пятигорск. Вторая дуэль
 Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями[28] — сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.

Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
     Чтение  стихотворения «Тучи»
 
- Что роднит тучи и поэта?
 -   А что отличает?
 
Участие в военных действиях (стихотворение «Валерик»).
Последний  отпуск  на 3 месяца – весна 1841 года.Поэт подает
прошение об  отставке, но получает отказ и вынужден возвра-
щаться в полк.
13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лер-
монтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе.
( Мартынов  служил в одном полку с Дантесом, убийцей А.Пушкина).
 
9. Дуэль и смерть
       15 июля -  дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук.
Как писал в своих «Записках декабриста» Н. И. Лорер:

Мартынов служил в кавалергардах, перешёл на Кавказ, в линейный казачий полк и только что оставил службу. Он был очень хорош собой и с блестящим светским образованием. Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит.

Из показаний Н. С. Мартынова, данных 17 июля 1841 г. на следствии по делу о дуэли (орфография оригинала сохранена)[29]:

С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуели, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку чтобы он шёл рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: — что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей ни когда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь». В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего Секунданта, — и возвратился к себе. Раздеваясь, я велел человеку, попросить ко мне Глебова, когда он приедет домой. Через четверть часа вошёл ко мне в комнату Глебов я объяснил ему в чём дело; просил его быть моим Секундантом и по получении от него согласия, сказал ему чтобы он на другой же день с рассветом, отправился к Лермонтову. Глебов, попробовал было меня уговаривать, но я решительно объявил ему, что он из слов самого же Лермонтова увидит, что в сущности, не я вызываю, но меня вызывают, — и что потому, мне не возможно сделать первому, шаг к примирению.
 
Место дуэли Лермонтова

Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия)[30], Мартынов — прямо в грудь поэту.

Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий присутствовавший на дуэли в качестве секунданта[31], рассказал историю дуэли.

Основная мысль автора:

в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.
 
 Портрет Лермонтова в гробу.

Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит»[32].
 
 Первое захоронение

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить: полковник С. Д. Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка, Н. И. Лорер — от Тенгинского пехотного, Александр Францевич Тиран — от Лейб-гусарского и А. И. Арнольди — от Гродненского гусарского[33].
Когда-то в юности Лермонтов писал:
Кровавая меня могила ждёт,
Могила без молитв и без креста.
     И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорс-
ком кладбище  без песнопения).
   В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы.
(на фоне музыки)
Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4  года- жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение- отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.
 
Чтение стихотворения Якова Козловского.
 
III.           Итоги  урока.
- Какая черта Лермонтова, по- вашему, главная? Каким вы представляете  себе поэта?
               (ответы учащихся)
      VI.Домашнее задание.
  Конспект урока, прочитать роман  «Герой нашего времени», взять на урок сборник лирики Лермонтова.