Орда? Казаки? Татары?

Саша Корпанюк
Казаки, татары ,орда! Сплошные загадки истории.
Для начала ! Затравочка....
Германский историк Рихтер (1763-1825) написал такое себе произведение "Иохим", Записки о Монголии. Вот цитата:
"Наиболее значительная  " казачья орда" жила в верховьях Енисея.... В китайских хрониках орда эта называлась  "хакассы" , что по исследованию ученых Европы равнозначно слову "казак".....хакассы или казаки принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и светловолосы; высокие ростом, с зелёно-голубыми глазами; храбры, горды, и в ушах носили кольца."  Вспомним Чингиз-хана. Очень много гипотез о его происхождении! И одна  , что он  выходец с Енисея......
Крупный историк прошлого века Костомаров - "Богдан Хмельницкий". В этом произведении казаки воюют  вместе с татарами  как одно войско. Более того и в польской армии воюют казаки и татары как одно воинское соеденение....

 В текстах договоров 17 -го века , приводимых Костомаровым слово татары отсутствует, однако всё  время присутствует слово  "орда". Вот  " Белоцерковский трактат" (договор между поляками и  казаками), процитированный Костомаровым. В тексте много раз приводится слово  "орда" и ни разу слово татары.
Кстати ни в одной из книг Костомарова не говорится о переводчиках, толмачах. Такое впечатление что казаки и татары говорят на одном языке.

Князь Оболенский (отчёт о посольстве царя Бориса в Англию (1601-1602 г.г)  пишет о "казацких и колматских (калмыцких) ордах".  Так же посол, говоря о Крымском ханстве, ни разу не употребил слово "татары". Употребляет выражение  "Крымская орда".

"Казачий  словарь-справочник" 1966 год, статья "запорожские казаки" : -запорожские и днепровские казаки до 16 века назывались ордынскими казаками. " Запорожский низ считался юртом Крымских казаков" .   Юрта-юрт  в значении - становище, жилище постоянно употреблялся в казачьем обиходе. " Запорожские казаки не уступали туркам свой прежний юрт на Днепровско-Бужском клину...  не считал разрыв служебных отношений со своими ордынскими казаками как повод лишения их прежнего юрта".
" История государства  Российского" Карамзин.  Упоминаются казаки " малоросские, днепровские, донские, запорожские...... касимовские, ординские, ногайские..."
Венгерский король писал папе римскому о составе войск Батыя : " племена неверных, именно: русские, бродники,  болгары (волгари, люди с Волги) и другими еретиками с юга"!   Еретиками католики называли православных.....

Карамзин пишет : "Одним из следствий татарского господства... было возвышение православного духовенства, размножение монахов и церковных имений... Владения церковные освобождены от ордынских княжеских налогов и благоденствуют".
А.А Гордеев в " Истории Казаков" (1992 год), пишет: " В ставке хана с первых дней образования Орды был построен православный храм.  С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться храмы, налаживаться церковная иерархия...."

Странно всё это! Но вот самое загадочное:
   "Православный Успенский монастырь в Крыму, после захвата турками Крыма в 1475 г.стал резиденцией митрополита, центром православия в Крыму".(Путеводитель по Бахчисараю).
".... хан крымский Ачи-Гирей воююще против супостат своих  просил помощи пресвятые богородицы в Успенском монастыре". А это уже историк  17 -го века А.Лызлов.
И что же стало с Успенским монастырем после завоевания Крыма Екатериной Второй? Расцвел? Стал центром православия? Да нет! В 1778 году монастырь переселили в Россию. Руководил переселением 31 386 человек А.В.Суворов! А? Так не Сталин первым начал..... А вернулся монастырь в 1850 году. Ни одного прежнего обитателя не было , книги и документы были уничтожены. Что хотели скрыть власти?
 Вот такие загадки в нашей истории казаков и татар... А есть ещё и крестьяне! Это вообще главный куплет песни... А крестьяне и казаки?  Казаки , происшедшие от крестьян ?!
Открываем любой энциклопедический словарь, например, «Большую Советскую Энциклопедию» (БСЭ) и читаем статью на слово «казачество»: «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства. Казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. Казаки сражались с врагами русского государства… За оборону границ государства, казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов…».
Или «Словарь русского языка» (СРЯ) на слове «казак»: «В Русском государстве 15–17 веков: вольный человек из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов, городской бедноты». И тут же пунктом 2: «Представитель военного сословия, которое складывалось из этих вольных людей…». Практически также и теми же формулировками обозначает казачество Военный Энциклопедический Словарь (ВЭС). Каково? 

Беглые крестьяне освобождаются от налогов! Как это понимать? Т. е. раньше кто-то допускал мысль, что беглые крестьяне будут платить налоги. Что их потайные поселения и спрятанные в степях хутора будет объезжать налоговый полицейский, собирать дань, а потом решили этого не делать? Историков это не смущает. Они говорят, что от налогов казаков освободили за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов. Но это еще более странно. С чего это вдруг беглые крестьяне, холопы и горожане стали защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? Да и какими средствами. Вообще поражает во всей этой истории то, что буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Мы видим, что бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а… в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

В самом деле, вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию. Между прочим, мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках.

Вспомним хотя бы, так называемые, крестьянские войны под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева. Кстати говоря, почему-то, название КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ не режет слух историков, когда речь идет о КАЗАЧЬИХ войнах Разина или Пугачева, а когда, следуя совету ВЭС или БСЭ, заменяешь слово «казаки» на «беглые крестьяне, холопы и горожане» в случае Полтавской или Бородинской битвы и получаешь фразу: «ударом с фланга беглых крестьян, холопов и горожан атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых крестьян, холопов и горожан атамана Платова остановил наступление французских войск» возмущению историков нет предела. Они тут же начинают апеллировать ко второму пункту определения казаков, как к военному сословию на Руси, сохранявшемуся вплоть до 1920 года. Здесь возникает очень интересный вопрос, а когда и как произошла эта метаморфоза?

Когда беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ, т. е. не просто профессиональных, но и потомственных военных?  Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами. Формально, вроде бы, ничего не скрывается. Достаточно взять тот же ВЭС и внимательно почитать.
Однако согласитесь, для человека, не вдающегося глубоко в суть дела, замена названий очень сильно меняет восприятие материала. Возьмем войны 17 века против Романовых (Хлопок, Лжедмитрий, Болотников, Разин). Кто воевал? Казаки. А как названы войны в учебниках по истории? Крестьянские бунты. Берем набеги на Москву, Серпухов, Калугу и другие среднерусские города второй половины 15-ого — первой половины 16-ого века. Кто набегал? Казаки. Как названы набеги? Татарские. В то же время, те же люди, воюя на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются «хорошим словом» казаки. Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается Астраханское Ханство (от одного названия веет чем-то басурманским, чужим и нерусским), как только в 1556 году заключается мир и оно (это ханство) присоединяется к России здесь уже расположено Астраханское казачье войско. Без всяких лишних объяснений на месте Большой Орды, на карте, изображающей ситуацию первой половины 16 века (Атлас Офицера стр. 205), появляется надпись Донские казаки, на карте второй половины 16 века (Атлас Офицера стр. 206). На месте Едисанской Орды — Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды — Ногайские и Яицкие казаки.

К слову говоря, казак или козак — это тюркское слово, означающее «удалец». Несколько странно это, если стоять на позициях традиционной истории. Крестьяне, православные, русские бегут от помещиков и называют себя тюркским словом «удалец». Почему не по-китайски или не по-фински? Вообще, эти беглые крестьяне 15–16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman — что по-нашему, по-украински, означает — предводитель, вождь. Так прямо заявляет ВЭС (стр. 53) на слове АТАМАН.

Вернемся к связи казаков и татар. Тесная связь данных образований (общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств) дополняется постоянным совместным действием против внешних врагов. Например, татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы (хотя везде подчеркивается, что движущая сила войны — украинское крестьянство). Видимо, если между казаками и татарами и было какое-то отличие, то оно носило чисто внутренний характер.