кому они нужны?

Нина Серебри 2
 Стоял прекрасный  майский день. Город купался в солнечных лучах, молодая зелень робко протягивала первые побеги, птицы тараторили наперебой... В такие дни кажется, что все должны быть счастливыми. Обязательно! Иначе не могло, не должно быть!

       Работы накопилось у меня уйма, планов - громадьё, но все валилось из рук, невозможно было усидеть дома в такой день. Хотелось поделиться со всеми солнышком, радостью. Весна звала...

       Махнув рукой на все домашние дела, я быстро собралась, и, мурлыча что-то себе под нос, вышла в парадную и стала закрывать дверь. Сзади послышались шаги, кто-то поднимался по лестнице. Стоя вполоборота, я успела заметить фигуру моего соседа - мальчика лет 13 - 14.

       Не здороваясь, низко наклонив голову, он прошмыгнул мимо на этаж выше, где жила его сестра. Тяжело дыша, за ним поднимался пожилой милиционер. Около меня он остановился передохнуть.
 - Что случилось? - невольно вырвалось у меня.
 - Да вот трое детдомовских красавцев захотели красивой жизни. Залезли в квартиру, украли деньги и укатили в Ялту любоваться морем. Все деньги прогуляли на шашлыки. Видите ли, детдом им не нравится! Вот теперь будут решетками любоваться! Красивой жизни захотели, - повторил он и тяжело дыша, пошел дальше.

       Онемев от неожиданности, я так и стояла с ключами в руках. Вовка был моим старым знакомым. Потом, очнувшись, лихорадочно стала открывать дверь: первая мысль - парень голодный, нужно что-то дать ему  с собой поесть
 В доме ничего не было, кроме печенья и нескольких яблок. Наскоро положив их в кулек, я стала ждать на лестнице, когда милиционер и Вовка будут спускаться. Прошло минут тридцать, пока они появились.
 - Можно я дам ему яблоко? - робко спросила я.
 - Дайте, все равно перед смертью не надышишься, - с безразличием ответил милиционер.

       Вовка остановился, низко наклонив голову, пряча глаза, замотал головой  - Не надо...
 - Бери, бери, твоя сестричка тебе не скоро передачу принесет, - подобрел милиционер. Они ушли, а я, зайдя в дом, не могла найти себе места.
 Куда-то пропали солнце, весна, радость... Ведь я знала этого мальчишку уже давно - с пятилетнего возраста. У нас с ним была давняя дружба, возникшая на почве моей любви к цветам, еще когда ему было лет пять.

       Я очень люблю цветы, в ту весну посадила их много напротив своего подъезда. Ухаживать за ними никто не хотел, а вот сорвать желающих было уйма, особенно детей.

       Как-то захожу во двор и около садика вижу группу детишек лет четырех - пяти. Один из них что-то рассказывал, одновременно носком ботинка выдавливая только расцветшие нарциссы. Я кинулась к детворе, пытаясь остановить и объяснить:
 - Ласточка, что ты делаешь! - обратилась я к вредителю. Цветочкам больно, так нельзя. Понимаешь, солнышко, цветы растут, чтобы было красиво, чтобы всех радовать. Как тебя зовут? Где ты живешь? - спросила я у мальчишки.

       Ребенок стоял, словно окаменев, ни слова, ни звука. Только широко раскрытые глаза выражали безграничное удивление.
 - Это Вовка, - сказал тот, что постарше. Живет в вашей парадной, его мама пьяница.

     - Солнышко,  ты больше не будешь так делать? - спросила я на прощание. Ребенок стоял не пошелохнувшись. Тогда я это расценила как некоторую заторможенность, хотя жили мы в одном подъезде, но больше мы как-то не встречались.

       Прошло несколько лет... Ранняя осень была холодной и злой. В тот день густой туман клочьями оседал на ветках. Дождь не дождь - противная "мыгычка". Головная боль раскалывала виски до тошноты. Наглотавшись пилюль, укутавшись в теплый халат, я легла с единственным желанием - скорее заснуть.

       Я уже дремала, когда какие-то звуки, похожие на барабанный бой, больно отозвались в голове. Перевернувшись на другой бок, я попыталась опять заснуть. Но не тут-то было! Настырная дробь не давала покоя.

       Помучившись еще немного, я встала, чтобы узнать, кто это в такую непогоду вздумал так веселиться, и прогнать барабанщика подальше. Запахнув поплотнее халат, я вышла на балкон.

        Странная картина заставила меня остановиться в недоумении. Злой окрик - тебе делать нечего?!  - застыл на губах.  Напротив моего балкона, среди мокрых деревьев и кустов, странно двигалась детская фигурка. На шее у нее висел барабан. Мальчишка, выбивая дробь, шагает между двумя деревьями, расположенными на расстоянии метров десяти друг от друга.

       Под барабанный бой мальчишка лет семи подходил к дереву, отталкивался от него ногой и, повернувшись спиной, маршировал к противоположному дереву, чтобы начать все сначала. Из коротких штанов выглядывали тонкие голые ножки, рубашка с коротким рукавам тоже не грела.

       Мелькнула мысль: Боже, что же это за родители, выпустившие ребенка полуголым в такой холод. Вместо злого окрика я ласково обратилась к нему:
 - Дружок, лучше иди домой, не мерзни, а то простудишься и заболеешь.
 - Дома никого нет, - ответил мальчик, подойдя к балкону ближе. Втянув голову в высоко поднятые плечи, ребенок дрожал от холода.
 - Ключи у тебя есть? - спросила я.
 - Мне не дают ключи, я могу потерять.

       - Тогда иди ко мне, сейчас я тебе открою дверь, - сказала я и спустилась вниз. Ребенок нерешительно мялся на месте: - меня заругают.
 - Не бойся, все будет хорошо. Объясни мне, почему ты раздетый.
 - А я забыл куртку в школе, - ответил мальчик, шмыгая носом.
 Пока закипал чайник, я заставила его надеть мою шерстяную кофту. Чай с печеньем он выпил очень быстро и немного даже повеселел.  Мне показалось, что он не наелся.

       - Котлетку с пюре кушать будешь? - с опозданием спросила я.
 - Буду,  - осмелел ребенок, - я очень люблю котлеты, но мама их не делает.
 - Как тебя зовут? Где ты живешь? - спросила я, стоя у плиты.
 Последовала долгая пауза. Я обернулась, чтобы узнать, в чем дело. Мальчик сидел, уставившись на меня широко раскрытыми глазами. Вдруг он склонил голову набок, лицо его скривилось, и изменив голос, кривляясь, он почти прокричал:
 - Как зовут, как зовут! - зло прокричал он. А еще говорила: ласточка, солнышко...

       И тут я вспомнила эти глаза. Я их видела года два тому, когда пыталась спасти свои цветы. Я поняла, это маленькое создание не забыло слова, сказанные впопыхах чужой тетей! Как мало тепла и ласки видел он, если не смог забыть случайно обращенные ласковые слова!
 Не успел Вовка доесть котлету, как из парадной раздался пьяный крик:
 - Где ты, сволочь, шляешься, мне сказали, ты где-то тут. Иди сюда, а то я тебя прибью сейчас!

      Испуганно сжавшись, Вовка застыл с котлетой на вилке: - Мама, - прошептал он.
 - Ешь, ешь, Вовочка, я сейчас поговорю с мамой.
 - Не надо, не надо! Она вас заругает. Я лучше пойду. Он лихорадочно стал стаскивать с себя кофту, схватил барабан и кинулся к двери.

       На лестничной площадке стояла относительно молодая женщина со следами былой красоты на опухшем от пьянки лице. За руку она держала девочку лет двух. Поодаль на перилах лестницы почти лежал мужчина, совершенно отключившись. Глаза его пьяно уставились куда-то вниз. Мамин новый сожитель, как оказалось потом.

       - А, вот где ты, стервец...   А я его ищу, ищу целый день... - еле ворочая языком, кричала женщина, на ходу давая подзатыльник Вовке.
 - Не ругайте его, пожалуйста, он и так... - не успела произнести я. Женщина, словно, только и ждала этого:

       - Закрой помойку, что хочу, то и делаю. И в доказательство с силой толкнула ребенка вперед. Не удержавшись, Вовка упал на ступеньки, но тут же поднялся и от испуга побежал вверх по лестнице.
 - Да как вы можете так издеваться над ребенком! Я сейчас милицию... - начала я, но голос бабы Мани (как оказалось Вовкиной бабушки) прервал меня:
 - Слушай, я тебя еще не матюкала?! - громоподобно вопросила она, так сейчас...
 
       На площадке этажом выше, занимая все пространство от перил до стены, стояла Маня - дворничка в отставке и самый грязный рот, который я когда-либо слышала и видела. Тут я узнала все о себе до седьмого колена в такой изощренной форме мата, что в пору было только занести в книгу рекордов Гиннеса.

       После этого инцидента я стала наводить справки об этой семье у старых жильцов. Оказывается у бабы Мани было две дочки - пьяницы, внук - наркоман от старшей и еще четверо внуков от Вовкиной матери, все от разных отцов. Как они все помещались в двух комнатах - не понятно.

       Но скоро жизнь жестоко разобралась с ними. Наркомана - высокого красивого парня убили в драке, старшая дочь пьяной попала под трамвай, а мать Вовчика родила еще одного ребенка прежде, чем ее убил сожитель. Баба Маня пережила ее на полгода.

       Осталась старшая сестра Вовчика - незаметный, тихий человек. Она рано вышла замуж. Но муж ее не хотел, чтобы вся орава малолетних детишек жила с ними. Всех их отдали в детдом. Вовчика тоже. Но это случилось почти через три года.

       Странные отношения сложились у меня с этим ребенком. Очень часто кто-то позвонив в дверь, убегал. Я считала, что это балуются дворовые мальчишки. Как-то я почти сразу открыла дверь. Рядом никого не было.
 - Опять кто-то балуется,- сказала я в пространство. На площадке этажом выше стоял Вовчик и тихонько хихикал, прячась за перила. Рожица его улыбалась.
 - Ах, это ты, дружок! - чего прячешься, заходи, - предложила я. Но Вовка замотал головой и побежал домой. Так повторялось почти каждый день. Иногда я успевал сунуть ему в руки заранее приготовленную конфету. В разговор он не вступал, видно дома запретили.

       Став старше, встречая меня на лестничной площадке, здоровался с придыханием, словно хотел что-то сказать еще, но смущение не позволяло. На мои вопросы: "как дела?", всегда смущенно улыбался и отвечал одно и то же: "хорошо".Мне очень хотелось  приласкать этого ребенка, ищущего тепла и ласки, пригласить в дом. Но, честно говоря, я просто боялась черных ртов его пьяных родственников.
 - Хорошо, - говорил он, убегая вверх по лестнице.
 - Зачем же ты звонишь, если не хочешь поговорить, - хотелось мне спросить его.

       На несколько лет он исчез из моего поля зрения. И вот сегодня эта встреча опять на лестничной площадке...
 - Захотели красивой жизни, - осуждающе сказал милиционер. А ведь смотря что понимать под красивой жизнью.

       Выросшие без тепла, без ласки, часто в пьяном угаре родительского дома, дети попадают в детдом, где холодно и неуютно. Опять без тепла и ласки. Вот они и бегут оттуда за "красивой жизнью". А что ждет их после совершеннолетия, когда они выйдут в новую жизнь?

       Работа, квартира? Забота государства? Кому они нужны?!
 Живем, как в калейдоскопе: мелькают работа - дом - проблемы - работа - проблемы... И ждем, как нас уверяют, наступления конца света изо дня на день, из года в год.Не ждите! - он уже наступил!!!

       Если новорожденные дети, подключенные к системе, умирают в больнице из-за отключения света за неуплату, если девятилетние мальчишки, живущие зимой в канализационных люках, голодные, съежившись от холода, нюхают клей и убивают друг друга из-за жвачки, если каждый вечер из телевизоров несется призыв - помогите шестилетней Светочке на операцию, иначе умрет, помогите Коленьке - у государства нет денег на дорогие лекарства для него и т. д., а наш гарант в это время бегает по пенечкам, ест на серебре и пользуется золотым унитазом, разве это не конец света?!!

       Сейчас им по 10 - 14 лет. Через 5-8 лет они должны голосовать. Они - наше будущее .

       Так что такое будущее нужно вам, пресытившиеся нелюди?!

       Опомнитесь!!