Новые боцманы

Лев Ефремов
               

      В 90-х в стране произошли большие изменения. В политике, экономике и
вообще… Люди почувствовали себя, наконец-то, свободными, и отошли в прошлое многие, ранее существовавшие, запреты.  Рыночные отношения начали дей-
ствовать не только в экономике, но и в других сферах жизни людей.
      Торговый флот, как и любой другой флот  – рыбаки, гидрографы, гидрологи, геологи, буровики, и  т.д., это, конечно, не военизированные организации, но работа в море экипажей судов связана со многими ограничениями. Судно в море находится в особых условиях и необходимо соблюдать на судне определенный Уставом – порядок, дисциплину.
       В советское время помимо всяких Уставов и Положений, под которыми  моряк, направляемый на судно на работу, подписывался, были и другие  меры не
позволяющие моряку забывать, о его высоком звании МОРЯКА.  Для этого в штате
корабля была такая должность – первый помощник капитана по политической
части – по простому помполит.  Помполитами работали люди разные, но все рав-
но, это были, в основном, люди определенного склада характера, должность  заставляла.   
        На Российском флоте, со времен, может быть еще  Петра Первого, помимо капитана и его помощников, кроме естественно механиков,  есть  такая уважа-емая должность – боцман.
        О боцманах, с которыми ранее работал в Мурманском Морском Пароход-стве, могу говорить много и с уважением. Все, с кем я работал, это личности.
Отдел кадров направлял на суда на эту должность только действительно достой-
ных моряков. Но перед этим они своей работой заслужили, естественно, реко-
мендацию капитана.
        И вот  рыночные отношения. На словах все хорошо, все правильно. Настали новые времена для флота. Но хорошо, когда флотом командуют специалисты и на судно направляют действительно  нужного работника.
        Направляют капитана на теплоход «Ленинский Комсомол» в порт Таганрог.
Принимает капитан дела, знакомится с экипажем. Все, как обычно, но несколько
необычен боцман.  Лет под тридцать, голова бритая, зубы золотые и под рас-тегнутой до  пояса рубашкой видна яркая татуировка: змея обвивает его тело и
шею, змеиная голова около его уха. Одним словом – красавец. Но красота – это
его дело, главное, чтобы работал. На любом судне, к тому же старом, для боц-мана работ – не в проворот. В Таганроге получено рейсовое задание: генгруз на
Италию, порт  Равенна. Рейс прошел нормально, груз доставили без замечаний. Следующий рейс в балласте в Россию. При подходе к Турции получили задание следовать в речной порт Волгодонск  под погрузку металлолома на Италию.
        Волгодонск это пригород Волгограда и рядом с ним живет семья боцмана.
У боцмана двое детей и плюс  они с женой ожидают третьего. Просит боцман:
        -Виктор Алексеевич, можно жена на судно придет?
        Как боцману отказать?
        - Конечно, пусть приезжают.
        Встали  в порту под погрузку. Приехали на судно родственники не только к боцману, но и к другим  членам экипажа.
        Обошел капитан судно, погрузка идет по плану, все нормально, и пошел отдыхать. Около полуночи стук в дверь каюты и сопровождается каким-то визгом. Вскакивает с койки и  к дверям, что – то случилось на судне. Дверь открывает, стоят боцман, не совсем трезвый, и его заплаканная, беременная жена.
          - Сыночек пропал. – Плачет жена и, что-то бубнит боцман. Но ясно, пропал человек, надо искать. На судне много всяких потайных мест, где может спрятаться пятилетний сорванец, а вдруг он каким – то образом за бортом оказался.
        Сначала обошли все помещения – нигде пацаненка нет. Играется общесудовая тревога и ищут ребенка всем судном.  И находят в сауне, спит за полоком. Играл в прятки, спрятался и заснул. В свое оправдание боцман говорит:
       - Он большой, самостоятельный, раньше со мной на других судах бывал и
все было нормально. Сейчас мы сидели в каюте, ужинали и не заметили, как он
убежал. Спохватились только, когда надо было его спать укладывать, а его нигде нет. Ну, я ему и всыплю.
      - Только, попробуй. - Рассердился капитан.- И, когда я давал вам разрешение на посещение судна вашими родными, кстати, вы сказали, что жена приедет с двуми детишками, я вас предупредил о необходимости строгого надзора за ними, чтобы они ни в коем случае одни по судну не лазили. Вы меня заверили, что все будет нормально, за детьми вы будете следить. Как мне прикажете поступить в следующий раз, если другой член экипажа попросит такое же разрешение? 
      Закончили погрузку и вышли в рейс. На судне в экипаже только три рядовых члена. Это боцман и два матроса. На переходе морем вахту на мостике несет один помощник капитана. На курсе судно удерживает авторулевой. Боцман и матросы занимаются общесудовыми работами. Это различные ремонтные работы, наведение порядка на судне, покрасочные работы. Суда зачастую работают не один десяток лет и работы хватает. Экипажи сокращены до минимума и
контролировать их работу, специального человека нет. За работу по палубной 
части  отвечает старший помощник капитана. Он несет свои ходовые вахты – это
восемь часов, ежедневно заполняет многочисленные  формуляры. Интересна
формулировка, которой сопровождаются инструкции по выполнению этой «бумажной» работы. «В целях улучшения … и уменьшения…, для облегчения работы,
и т.д., вводится следующая отчетность». Эта цитата не подлинная, я ее полностью,конечно, не помню, но смысл такой: чтобы облегчить работу, вводим дополнительно  различные формуляры, чеклисты. С приходом в российский порт приходят разные инспекторы, и каждый по своей части эту писанину проверяет.
       Вот после вахты заполнил старпом эти формуляры, проверил камбуз – это
тоже его обязанность, и на палубу. На палубе никого нет, палуба после окончания погрузки не вымыта. После погрузки в Волжском палубу только подмели, убрали металлолом, вывалившийся во время погрузки. Скатывать водой палубу и вообще мыть судно можно только в море вдали от берегов. А тут как раз судно в Черном море и более 20 миль от берега. В чем дело? Пошел в каюту боцмана, а там праздник. Боцман и матросы за столом и перед ними бутылка. Матросы увидели старпома и сразу же вышли из каюты. Боцман сидит, как ни в чем не бывало, и ухмыляется.
      - В чем дело, почему не на рабочем месте, и почему пьянствуете?
      - А, шел бы ты старпом подальше, и без тебя на душе муторно.
        Доложил капитану, объявили боцману первый строгий выговор. Через два
дня почти такая же история. Опять разговор с боцманом и строгий выговор с
предупреждением.
        Выгрузка в итальянском порту Равенна. Днем обходит капитан судно. На вахте у трапа боцман и опять не совсем трезвый. В трех – пяти метрах от боцмана на палубе в проходе между трюмом и фальшбортом лежат несколько железяк.В процессе погрузки – выгрузки из ковша грейдера иногда выпадают отдельные части груза –металлолома, но проход около трюма должен быть свободен и это обязанность вахтенной службы.
        На борт поднимаются итальянские получатели груза и представитель порта.Капитан боцману:
        - Почему раньше не убрали эти железки. Быстро уберите.
        Боцман в ответ:
        - Пусть те, кто их уронил, их и убирает.
        Начинается дискуссия  в присутствии итальянцев:
        -Это ваша обязанность. Вы на вахте и должны следить за порядком на судне.Сами не можете справиться, вызывайте вахтенного помощника капитана.
        Здесь же рядом старпом:
        - Почему опять выпивши, и когда это кончится? Виктор Алексеевич, да сколько же с ним можно возиться?
         Капитан старпому:
        - Сейчас отстраните его отнесения вахты, поставьте на вахту другого матроса,а с ним разберемся позднее.
         Боцмана, как «прорвало», помимо оскорблений в адрес капитана и старпома, понеслись еще и угрозы. Его словесный поток иссяк, только, когда капитан распорядился вызвать полицию и сдать боцмана в «кутузку». Вахту
заменили, мусор из прохода убрали, выгрузку продолжили.
        Терпение капитана иссякло и появляется приказ о списании боцмана с
судна за пьянство, грубость и не выполнение своих служебных обязанностей.
Чтобы соблюсти все формальности, со всех берутся объяснительные записки и
рапорты от вахтенных помощников. Боцман под приказом подписывается.
Радистов на судах сократили, ввели систему ГМССБ, система хорошо себя зарекомендовала, но имеется один такой маленький нюансик – телетайп этой
системы находится на ходовом мостике и при желании любой член экипажа может поинтересоваться и прочитать, а что там капитан в Пароходство пишет.
       Через пару дней после того, как боцман подписался под приказом, стучится в каюту капитана:
       - А, что вы действительно запросили в отделе кадров мне замену?
       - Олег, я ознакомил вас с приказом, вы в нем расписались. Что за вопросы? Я бы вас списал с судна прямо сейчас в Италии, но решил дотянуть до России.И предупреждаю вас, вы сейчас еще на работе и вам идет зарплата и валюта.Не будете работать, я вам буду ставить прогулы, и в конце рейса с вас вычтут еще и за питание.
         С приходом в порт Таганрог прибыла боцману замена, и Олег  уехал домой.
         Из Пароходства по судам пришло извещение, что приказом по Пароход-ству боцман такой-то уволен из Пароходства за систематическое пьянство и т.д.
         Выполнили еще один рейс на Италию. Пришли в Ростов на Дону, встали на рейде в ожидании погрузки. Капитану необходимо прибыть в Военно-Морской
кабинет Донского Пароходства для получения инструктажа и разрешения на
плавание по Азовскому морю. Вызвали через судового агент рейдовый катер и
капитан пошел на инструктаж. Подходит катер к набережной, а там его уже
ждут моряки с другого судна этой же кампании. Стоят с мешками с продоволь-ствием для экипажа. Судовые шипчандлеры в европейских портах – это одно, а
самому купить в России на рынке и в магазине продукты - это и продукты будут качественнее и цена ниже.   И среди них стоит с мешком Олег, ранее списанный с судна боцман. Одно Пароходство, много знакомых, и капитан спрашивает своего знакомого из той компании:
        - А, кто это у вас такой видный, с оригинальными татуировками?
        - Это наш новый боцман, недавно прислали.
        После рейса, оформляя отпуск, капитан узнает, что этот боцман прибыл на его судно после списания за те же грехи на другом таком же судне.
        - Да, как же так. Один раз списали, второй за тоже и опять на таком же судне той же кампании?
        Не хочется говорить о том, что отдел кадров не особо принципиален. Я думаю, что приняли во внимание его двух детей и беременную жену. Женщин
и детей надо охранять и всячески им помогать, но и с такими отцами тоже надо
как то  работать. 
         В Советской Армии была такая должность замполит. Компартия перестала
быть руководящей и т.д., и эту должность сократили. Потом одумались и ввели
новую должность зам.по  воспитанию или по личному составу.
         Конечно, на судне, где экипаж сокращен до такого минимума, без которого судно не выпустят из любого порта, вводить должность воспитателя или, как его иначе можно назвать, не реально. Вот и работают на российских судах такие боцманы.
       Самое страшное, что этот случай не единичен.
               
к