Карелия. Марциальные воды. Мраморный карьер. Валаа

Нина Измайлова 2
         
          После ночного возвращения с Соловков встали поздно. Позавтракали в 10 часов. По плану предстояла экскурсия к бальнеологическому курорту «Марциа;льные Воды» в Кондопожском районе. Доехали быстро, всего за полчаса. Остановились у дороги рядом с маленьким павильончиком, внизу которого была труба, из которой лилась минеральная вода. Её вкус – напоминал ржавую воду из крана. И немудрено, больше всего эта вода содержит железа, в меньшем количестве в ней содержатся натрий, магний, кальций, марганец, поэтому, в основном, на этом курорте лечат болезни крови, в меньшей степени, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

          Этот курорт открыт 20 марта 1719 года указом Петра I на базе железистых минеральных источников.Железистая вода в честь бога войны и железа Марса была названа «марциальной». Сам Пётр I приезжал на лечение почек четырежды (1719, 1720, 1722, 1724). В 1721 году была построена церковь Святого апостола Петра.

          Повернувшись на 180 градусов от источника с минеральной водой, мы увидели эту церковь. Она расположена на небольшом возвышении среди карельской тайги. К ней ведёт длинная деревянная лестница. Храм является одноглавым, стены здания рублены из бруса. Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Император уделял пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние до сих пор находятся в храме и мы их увидели. А вот паникадило «переехало» в Эрмитаж. Внутри церкви, прямо над входом в нее и как бы на втором этаже, находятся закрытые хоры. Это было любимое место Петра I, на котором он обычно располагался во время службы

          Церковь святого апостола Петра до сегодняшнего дня остается в федеральной собственности, являясь частью экспозиции филиала Карельского государственного краеведческого музея в Марциальных водах. Но раз в год – 12 июля (в день Святых апостолов Петра и Павла) в ней обязательно проводится служба. Наверное, больше не в честь святых, а в память о том человеке, который так много сделал для России.

          На обратной дороге посетили красивые места карельской тайги, которая раскинулась на каменистых сопках. Поднялись на видовую площадку. Вспомнились строки из песни: «А вокруг голубая, голубая тайга...». На сопке я впервые увидела маленькие кустики вереска, один привезла домой. Стоит в вазе.

          Экскурсии этого дня закончились. Вернувшись в отель и пообедав, пошли прогуляться по променаду в нижнюю часть города. Посетили местный супермаркет, прошли мимо ледового дворца с фонтанами перед ним. Купив продукты для ужина, вернулись в номер отеля и рано легли спать.

          Наутро опять ранний выезд. Встали в 4 утра, а в 5 утра уже выезд к бывшему финскому городу Сартавала, откуда на «Ракете» по Ладожскому озеру должны приплыть к острову Валааму. Завтрак нам выдали в отеле в виде сухого пайка. По пути ещё остановка, и знакомство с мраморным карьером, который находится в Сортавальском районе Республики Карелия рядом с посёлком Рускеала. Сейчас этот мраморный карьер служит основой туристического комплекса. Кроме затопленного грунтовыми водами карьера в комплекс входит и очень красивый «Горный парк».

          Мне очень понравилась прогулка по Горному парку, который обрамлял карьер. Прогулочные дорожки усыпаны дроблёным мрамором, бортики выложены маленькими глыбами мрамора. Кругом очень чистый светлый карельский лес. Очень повезло с гидом. Не спеша провела нас по живописным дорожкам парка, всё понятно и интересно рассказала, ответила на возникшие у нас вопросы. Зимой туристический комплекс «Рускеала» тоже работает. По зеркальной глади искусственного озера можно покататься на коньках, а по дорожкам горного парка пройтись на лыжах. Особенно красиво в вечернее время, когда парк при электрическом освещении выглядит просто волшебно.

          Мрамор стали добывать при Екатерине второй, которая посетила эти места и восхитилась красотой серого до чёрного мрамора с белыми прожилками. Мрамор Рускеалы использован в сооружении самых красивых и значимых зданий Санкт-Петербурга, его дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

          В годы Великой Отечественной войны этим районом управляли финны, они добывали здесь мрамор для изготовления извести. Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок -штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Одну из этих штолен мы посетили, неприятное ощущение. Когда финны уходили, то взорвали часть карьеров. Именно это стало впоследствии причиной постепенного затопления карьеров грунтовыми водами. Сейчас вся документация по затопленному карьеру у финнов. Не отдают. Недавно они попросили его в аренду, сказали, что знают, как откачать воду. Но поздно, карьер теперь 49 лет будет арендовать фирма, которая устроила здесь музейный объект. На соседних карьерах до сих пор ведется промышленная разработка, добывается декоративно- облицовочный камень.

          Очень жаль было покидать это красивое место, но впереди остров Валаам.

          Городок Сортавала расположен на северном берегу Ладожского озера, очень светлый, приветливый. Всего минут 15 мы походили по тихим улицам, посетили некоторые магазины. В местной столовой нас покормили приличным обедом. К часу дня подошли к Сортавальской пристани, где нас уже ждал теплоход «Метеор», который развивает скорость до 90 км в час. До Валаама он, как стрела, домчал нас за 45 минут. Внутри теплохода очень комфортабельные кресла. Под ногами ковровая дорожка.

          И вот мы на острове Валаам самом большом в составе Валаамского архипелага. На знакомство с ним нам отпущено всего 3 часа. Подошла экскурсовод. Кое-что из её рассказа я, конечно, почерпнула. Но в основном глазела по сторонам. Погода была замечательная. Солнце. Кругом уютный, в основном, хвойный лес. Многие сосны и ели растут прямо на скалах. Далее перед нами раскинулся монастырский сад. Много цветов, а на деревьях даже висят яблоки.

          Природа Валаама вдохновляла многих художников, писателей, поэтов, композиторов и деятелей науки. И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, М.Н. Миклухо-Маклай, Д.И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

          От монастырского сада по мощеной дороге подошли к воротам Спасо-Преображенского мужского монастыря. В воротах женщинам выдали головные платки и юбки. Так положено. Гид начала свой неторопливый рассказ.

          Название острова, возможно, произошло от финно-угорского слова "валамо" - высокая (горная) земля. Так, очевидно, испокон века местные народы называли этот остров, а на рубеже тысячелетий христианские проповедники приспособили привычное название к имени пророка.

          Из новгородской Уваровской летописи известно, что в 1147 – 1163 годах монастырь здесь уже существовал. Преподобные Сергий и Герман, память которых совершается 28 июля, почитаются первыми его насельниками.

          После распада Российской империи и провозглашения независимости Великого княжества Финляндского в 1917 году Валаамский архипелаг был в составе Финляндии. Архипелаг относился к сельскому муниципалитету Сортавалы. После Зимней войны 1939-1940 годов, по условиям Московского договора большая часть Выборгской губернии была передана СССР, включая и архипелаг. Ладожское озеро оказалось полностью на территории СССР.

          После Великой Отечественной войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшими в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили по мнению властей вид социалистических городов. И вот однажды люди проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам. Между тем изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей – настоящих коренных островитян. Умерших инвалидов хоронили среди могил священнослужителей на Игуменском кладбище. Ставили над могилой металлическую табличку со скупым текстом: фамилия, годы жизни. Никакой отметки о том, что это могила участника или героя войны. Вот про этот эпизод истории Валаама экскурсовод нам не рассказала.

          Лет 25 назад в каком-то литературном журнале я прочитала рассказ Юрия Нагибина «Богояр». В этом рассказе героиня отправляется в экскурсионную поездку на остров Валаам и там встречает пропавшего на войне любимого, который во время войны потерял обе ноги. На острове он жил в доме инвалидов. Героиня не нашла в себе силы остаться с любимым, но и вернуться назад к спокойной размеренной семейной жизни не смогла. Когда пароход отчалил от острова на приличное расстояние, она прыгнула в воду и поплыла назад в сторону острова. Вероятно, погибла. В 60-ых годах прошлого столетия на Валаам возобновились экскурсии. Люди с большой земли увидели жителей инвалидов, которые с радостью общались с туристами. Ведь на острове они были практически изолированы от общества.

          В день памяти апостола Андрея Первозванного, 13 декабря 1989 года, на Валаам прибыли монахи. Началась трудная работа по восстановлению разрушенных святынь, продолжающаяся и по сей день. Возобновились регулярные монастырские службы. В 1979 году на островах создан Валаамский музей-заповедник. В 1992 году Валаамский музей-заповедник был ликвидирован, а на основе его фондовых коллекций был создан музей «Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник». Ранее в 1989 году Спасо–Преображенский собор и расположенные рядом скиты были переданы в пользование Ленинградской епархии. Учредителями Валаамского научно-исследовательского церковно-археологического и природного музея-заповедника являются Министерство культуры Республики Карелия и Русская православная церковь (Московский патриархат). В 1992 году в день памяти Преподобных Сергия и Германа, подписан Указ о предоставлении Валааму особого статуса. Храмы являются собственностью монастыря.

          Внешний вид Спасо-Преображенского собора впечатляет. Бело-голубой на фоне яркой зелени. Внутри очень красиво. Я побывала только в нижнем храме. Много икон, которые выполнены валаамскими иноками. На стенах, кроме икон, картины – копии с картин знаменитых художников – изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божией Матери, а также святителей, преподобных и ангелов. В правом углу храма – живописное Распятие Господне, в левом – Казанская икона Божией Матери. Купила и поставила свечи в память об моих близких.

          Выйдя из храма, обратили внимание на стоящую недалеко довольно комфортабельную гостиницу для приезжих священников и паломников. Времени до отплытия «Метеора» осталось мало. Мы пошли к пристани, подошли к Ладожскому озеру, разулись и побродили по воде, посидели на прибрежных валунах, отдохнули.

          Наше путешествие по Карелии подходило к концу. Завтра последний шестой день нашей экскурсии по этому красивому северному краю. Впереди поездка к водопаду Кивач и знакомство со столицей Карелии городом Петрозаводском.

          Водопад Кивач находится близко к городу Кондопога. Мы ехали до него на автобусе меньше часа. Водопад мне очень понравился, окружен скалистыми базальтовыми берегами и, в основном, хвойным лесом. Вода реки Суна падает с нескольких уступов. Общий перепад высоты водопада составляет около 11 метров. Он четвёртый по величине равнинный водопад Европы. Около часа мы гуляли по крутым берегам водопада, фотографировались. Наша экскурсовод рассказала, что возле водопада Кивач снимался эпизод фильма «А зори здесь тихие».

          После прогулки к водопаду нас завезли в отель, и накормили обедом. С грустью мы покидали наше уютное временное жильё. Очень уж по-доброму, как-то по-домашнему, принимали нас работники отеля.

          Минут через сорок автобус привёз нас в Петрозаводск и проехался по красивым улицам, на которых сохранилось довольно много зданий, построенных ещё при Петре I. Город какой-то компактный и очень чистый. По дороге в Губернаторском парке мы увидели памятник Гавриилу Романовичу Державину, первому Олонецкому губернатору.

          Автобус остановился в сквере рядом с набережной у бронзового памятника Петру I, который считается самым лучшим изваянием Великого Петра. Автор памятника – известный скульптор Шредер Иван Николаевич.

          От памятника гид повела нас на прогулку вдоль берега Онежского озера. Мы прошли по набережной почти километр - от её начала до ротонды. Вдоль всего приозёрного променада расположен удивительный музей под открытым небом, который представляет современное искусство. Постоянная экспозиция состоит из подарков городов-побратимов Петрозаводска. Здесь каждой зимой появляются временные экспонаты, сделанные изо льда и снега.

          Возле набережной много пароходов и парусников. Дети и взрослые кормят чаек и уток, которые, как поплавки, качаются на волнах.
Дойдя до ротонды, погрузились в автобус, который привёз нас на вокзал, очень красивый и комфортабельный. Через час сели в фирменный поезд Петрозаводск – Москва. Прощай Карелия.