Из летописи Троицкого Собора

Юрий Каргин
В последние годы проявляется большой интерес к истории российской церкви. И это обусловлено не столько ростом количества верующих, сколько стремлением историков и краеведов восстановить истинную историю страны или конкретного населённого пункта. А какая история без церкви? Ведь именно церковь в течение многих столетий была не только духовным, но и административным, общественным, образовательным центром, особенно в провинции.

Языком документа

Одним из самых интересных источников по изучению церковной истории являются клировые ведомости. Это журналы о службе лиц духовного сословия.
Клировые ведомости состояли из трёх частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество церковнослужителя, его возраст (позже дату рождения), семейное и имущественное положение, сословие, образование, место службы, должность, награды и наказания. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже если они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра: один оставался в храме, а второй отправлялся в духовную консисторию.
Несмотря на официальность ведомостей, порой в них возникала и путаница.

Запутанная история

Если в клировых ведомостях балаковской Троицкой церкви за 10-20-е гг. XIX в. указывается точный год построения церкви: «…деревянного здания во имя Живоначальной Троицы без придела построена и освящена в 1762 году города Волска протоиереем Николаем Кирилловым», - то в 1835 году эта дата уже утеряна: «Построена когда и кем неизвестно, в 1834-м вся вновь поновлена и освящена епископом Иаковом Саратовским и Царицынским и Кавалером».
Спустя 20 лет в ведомости вновь «возвращается» дата основания, но она уже не совпадает с прежней – 1780-й год. Впрочем, скоро об этом снова забывается, т.к. вместо старой церкви в 1861-м году построена новая, «распространённая по причине тесноты в 1875 г. усердием прихожан и иногороднего купечества»: «деревянная, на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, снаружи обита тёсом и окрашена белилами, с такой же колокольней, ограда каменная с железными решётками». В ней уже два престола: во имя Троицы и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
В конце XIX в. появляется новая информация о «происхождении» храма. По версии того, кто заполнял клировые ведомости, он был построен вместо «древней дубовой церкви», которая «называлась Студенецкою по месту жительства первых посельников крестьян села Студенцов Симбирской губернии, откуда они переселились на сие место». В связи с этим дата построения изначальной церкви была отодвинута ещё дальше - в 1750-е годы. В качестве основных аргументов в пользу этой «древности» были отмечены вещи, якобы пожертвованные императрицей Екатериной Великой: Евангелие, изданное в 1784 г., несколько церковных сосудов с клеймами 1780 года и верхняя одежда для священника и дьякона «с предписанием, чтобы совершать божественные службы в оных ризах один раз в год на первый день Св. Пасхи».
Какие «документы» вдруг обнаружили церковные летописцы, неизвестно. Но, скорее всего, это просто дань времени: ведь именно к концу XIX в. интерес к истории вырос до необычайных размеров. И в провинции местные краеведы нередко пользовались легендами и преданиями, которые казались более привлекательными. То же произошло и с Троицким храмом. Ведь если бы он действительно был построен в 50-х гг. XVIII в., то это было бы отражено в более ранних клировых ведомостях. Однако в них зафиксирован точный год постройки – 1762-й.
Да и не знали балаковские «краеведы» рубежа XIX-XX вв., что ничего необычного в подарках императрицы не было. Как известно, Екатерина была на них щедра. Своим придворным она дарила земли, а вновь открывающимся церквям утварь и одежду. Причём, последнее было поставлено буквально на поток. Одна из таких «Екатерининских» риз хранится в краеведческом музее г. Пугачёва, бывшего уездного города Николаевска.
А Троицкий храм был построен заново ещё раз. Его возводили почти 10 лет: с 1897 по 1906 г. Это было величественное здание из красного кирпича, которое просуществовало всего 30 лет и было уничтожено в 30-е гг. XX в. Церковь имела уже три престола: во имя Святой Троицы, Святителя Николая и Святых бессеребренников Космы и Дамиана. Последний как раз и был данью памяти той самой древней церкви (Козьмодемьянской), легенда о которой ходила среди балаковцев.

Подайте, Христа Ради

Церковнослужители жалования не получали и жили за счёт «подаяния». Это «подаяние» состояло из сбора за требы (крещение, венчание, отпевание и пр.) и пожертвований, которые прихожане клали в запечатанный ящик, называемый «кружкой». «Кружечные» суммы достигали довольно приличного размера. В 1915 г., например, почти полторы тысячи рублей. В том же году причт получил 198 рублей по процентам с капитала. Что это за капитал, в соответствующем пункте не указано. Зато в другом сообщается, что в церковной кассе хранятся «билеты именные вечного вклада на сумму 8000 рублей».
Эти общие суммы распределялись среди членов причта в зависимости от должности, которую они занимали. Например, в 1915 году настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Виноградов официально в год получал 548 рублей «кружечных», 44 – от земельной аренды, 72 – от процентов с капитала, плюс 300 рублей платили ему церкви благочиния, которое он возглавлял. Второй штатный священник Николай Колпиков «зарабатывал» поменьше: 411 рублей из «братской кружки», 33 – от аренды земли и 54 – с капитала. А дьякону Павлу Старцеву доставалось 274 рубля «кружечных», 22 – от аренды и 36 – от капитала.

Во славу Господа

Церковнослужители неоднократно перемещались с места на место, на них возлагалось довольно много обязанностей: не только духовных, но и светских. Отсюда - длинная «трудовая книжка», в которую вписывались ещё поощрения и награды.
Одним из самых примечательных священников Троицкого храма был Александр Стефанов (Степанович) Юнгеров. Он прослужил в Балакове 37 лет – с 1843 по 1880 год и неоднократно был отмечен консисторией и Самарским епископом «за добрую жизнь и деятельность небесплодную». После увольнения по возрасту он поступил в Чагринский Покровский женский монастырь. Именно там он прославился своим проповедничеством. В 1896 г. в статье, помещённой в «Самарских епархиальных ведомостях», о. Александра, по его духовным дарованиям, сравнили со св. Иоанном Кронштадтским, св. Амвросием Оптинским и св. Феофаном Затворником. А 15 октября 2001 г. Православная Церковь причислила отца Александра к лику святых присвоив ему прозвище Чагринский.
Прославился своим длинным послужным списком и священник Пётр Константинович Румянцев. В балаковский Троицкий храм он был перемещён уже в преклонных годах, в 1893-м, когда ему уже исполнилось 62 года. За время своего служения церкви он сделал очень многое. Одно из самых значительных достижений - открытие в 1852 году в чувашском селе Таурма Бугульминского уезда Самарской губернии школы «для крестьянских детей-чувашлят» (так в тексте – Ю.К.), которая к концу XIX в. разрослась «в огромное ветвистое дерево», в учительскую миссионерскую школу, из которой выходили «наставники по чувашскому, мордовскому и татарскому языкам». Кроме того, в бытность свою благочинным в с. Дергачи Новоузенского уезда той же губернии (более 30 лет), он организовал «походный храм» в Натальинской волости (Новоузенского уезда), где находилось 20 хуторов и проживало более пяти тысяч крестьян, из которых около полутора принадлежали к разным «сектам» (большинство – к белокриницкой, «австрийской», иерархии). Среди его иных достижений – постройка, вместо сгоревшего, собора в Новоузенске, открытие в Балакове двух школ грамоты, в которых занимались дети не только православных, но и раскольников. За эти заслуги он неоднократно поощрялся духовной властью и даже был награждён «гражданскими» орденами Св. Анны 2-й и 3-й степеней.

На фото:
Троицкий собор в Балакове, фото 30-х гг. XX в.