ONE57

Галина Добрынина
Французский архитектор и градостроитель  Кристиан Юрвуа де Портзампарк прописался в Нью-Йорке уверенно и с размахом. Трижды власти города приглашали его создать новые проекты не столько потому, что он зодчий с мировым именем,  удостоенный престижной притцкеровской премии, а благодаря выдвинутой им урбанистической концепсии «открытого квартала», которая вознесла его на Олимп дизайнером пространства, space-couturier.

Попытки критиков навязать Портзампарку определенный устоявшийся стиль рассыпаются в прах после каждого очередного проекта. Архитектор безжалостно рвет штампы и традиции там, где нужно обеспечить выход в открытый космос, чтобы заново “с чистого листа” – tabula rasa - задать новый стиль новому объекту, прибегая, если этого требует концепт, и к пост-модернизму, и даже к усопшему арт-деко.

Портзампарк не признает рамок - он всегда за флажками запретов и догмами ограничений, - но уважает корни, мудрость мира, выгравированную в работах гениев. Так его главными гуру стали архитектор Ле Корбюзье, кинорежиссер Микеланжело Антониони и хореограф Мерс Каннингем, но впитал он от них не методы и жанры, не стиль, а миросозерцание,  философию композиции пространства, звука, формы и жеста. «Когда звук и свет заполняют пустую форму между твердыми деталями конструкции, пространство и музыка взаимно раскрывают друг друга». В результате в его портфольо много архитектурных проектов, связанных с музыкой и танцем: Люксембургская филармония, культурный центр «Город искусств» и др. Но самые интересные эксперименты Портзампарк проводил с движением формы, ареной для них стал Нью-Йорк.

Эссенциальный концепт дизайна небоскреба ONE57 в НЙ одним словом можно выразить как прорыв. Форма башни выбрана таким образом, чтобы максимально подчеркнуть головокружительный рывок, стремление ввысь, взлет.  Движение – все, статика – смерть, поэтому на фоне обычных многоэтажных небоскребов, башня ONE57 приобретает узнаваемый уникальный живой силуэт на горизонте Нью-Йорка. Вертикальный рисунок из контрастных полос, состоящих из двух различных видов стекла так, чтобы зрительно разделить Северный и Южный фасады, создает эффект «энергического каскада» - тот самый эффект движения за счет прорастания одного слоя над другим. Напротив, боковые стороны конструкции за счет той же разнофактурности стекла вызывают иллюзию колебания в зависимости от постоянно меняющейся освещенности, что еще больше оживляет проект. Этот вариант в теме был ключевым параметром и предназначен для поляризации контраста вертикальной башни над панорамой Центрального парка.

«Открытый квартал» всегда состоит из автономных уникальных зданий и визуальных отверстий, разделенных пространством, убираются барьеры и замкнутые территории, чтобы  впустить свет и воздух, создавая объемность. Гармония классического города достигалась за счет однородности. Портзампарк  же смешивает размеры, предлагая разнообразие и контраст в качестве стиля.
«Мы покончили с  темными клаустрофобными  дворами и улицами-корридорами».  Каждое жилое здание имеет три направления и многочисленные виды – дальние и ближние. Объем пространства, ограниченный непрерывной плоскостью выравнивания, - вот нить, которая объединяет прерывистые фасады и задает динамику пейзажу.

Фото взяты с сайта архитектора  http://www.portzamparc.com/en/projects/one57/