(отрывок) Часть 3. Дизайн и постановочные приемы для накала саспенса
Чтобы держать высокую планку, хороший режиссер подбирает классную команду профессионалов, но гениальному режиссеру этого всегда мало. Фильм «Призрак» Романа Полански в 2010 году собрал 5 евро-Оскаров по всем основным номинациям. Сфокусируем видоискатель пока только на одной из них: использование интерьера для достижения мастерских операторских эффектов и максимально продолжительного саспенса.
Фильм снят по одноименному роману Роберта Харриса, он же писал сценарий совместно с Полански – как же без него. Исполнители главных ролей Пирс Броснан и Юэн Макгрегор. Жанровые координаты фильма - политический детектив, триллер – режиссер выдержал жестко: никаких экзистенциальных философствований и посткадровых аллюзий.
Для нагнетания атмосферы Полански также отказывается от использования стандартных шоковых трюков и экшена (хичкоковский прием: вместо действия – ожидание и нагнетание страха), сводит действие картины к нескольким сценам, сворачивает их почти до театрального, часто однопланового ракурса и вместо монтажного буйства подпитывает атмосферу саспенса в кадре за счет правильно подобранного и динамичного ракурса (угла съёмки) и ламинирования резких движений камеры, а главное – используя цветовой и световой баланс интерьера и панорамы.
Оговоримся сразу, что по ходу съемок в связи с процессом, который шел в то время против самого Полански, режиссеру пришлось менять места съемок и даже страну. В конце концов нашли дом в Юздоне на немецких островах, а интерьер снимали в павильонах Бабельсберга.
По сюжету действие переносится из города на уединенный остров между Англией и Америкой в изолированный от мира, хорошо охраняемый одинокий дом премьер-министра, оригинальный интерьер которого создал Вальтер Нол. Задача была поставлена сложная: дом-крепость, чтобы никто не проник, дом-гостиница для разовых наездов единственного хозяина – премьера, чтобы никаких следов или отпечатков его жизни – фотографий, дипломов, любимых вещей – ничто не должно выдавать пристрастий и привычек хозяина. Дом-сейф для побега от мировой паранойи и заговора. И Нол прекрасно справился: в ультрасовременном здании стиля модерн он создал депрессивный, гнетущий антураж за счет глубокой темной цветовой палитры (серо-коричнево-ржавые тона, ни одной чистой или яркой краски. Та же цветовая гамма – в целой галерее абстрактных картин, за исключением двух ярких, цветных. Мебель низкая, прочная, темного дерева, глубокие кожаные диваны. Огромный письменный стол из массива дерева и встроенный стеллаж с книгами - мечта любого творческого человека – их основательность и устойчивость обещают спокойное умиротворенное уединение. Гладкие текстуры натуральных матералов прекрасно сочетаются с рифлеными грубыми каменными плитками стен и камина, но самый потрясающий эффект дают витрина и панорамные окна, стирая демаркационную черту между интерьером и пейзажем, они впускают природу в дом, объединяя пространство и заливая солнечным светом анонимную, безликую гнетущую обстановку.
Освещают на раз, а потом вступает в действие режиссер, он заказывает погоду: весь фильм, за исключением мимолетных прорывов робкого солнечного луча из-за туч, идет дождь, свинцовые тучи висят над пустынным пляжем и вместе с такими же свинцовыеми волнами зимнего моря создают почти монохромный пейзаж. Бесподобная, но страшная картина.
С наступлением темноты остается приглушенный домашний рассеянный свет, но вместо обещанного утонченного комфорта бездушный вакуум дома нагнетает напряженность, а всполохи абстрактных световых пятен лишь обнажают скрытые секреты его обитателей. И режиссер, словно дирижер, мастерски руководит саспенсом, размеренно и спокойно подпитывает им актерские диалоги и операторские каденции, накаляя обстановку до психологического хоррора.
(продолжение в журнале)