Дорогой Хельми

Маргарита Школьниксон-Смишко
Из многих писем*, написанных 24.11. 1017 , хочется привести коротенькое письмецо старшему сыну Карла Либкнехта — Вильгельму:

«Дорогой Хельми!
Благодарю тебя очень за письмо, которое ещё не получила (оно ещё лежит в комендатуре) и открытку из Лукау**. Как хорошо, что отец так бодр и в добром здравии. От Сони (Либкнехт) я слышала, что ты хорошо играешь на рояле. Как жаль, что я не могу тебя послушать. Мне так нравится, когда какой-либо знакомый играет мне дома, и я могу спокойно сидеть в уголке и слушать. Мне это много милее, чем на концерте, где я обычно отвлекаюсь соседями и тысящью мелочами. Что ты играешь. Что читаешь? Напиши мне опять, но, дорогой мой, ради Бога, пиши чётко, а не вдоль и поперёк, потому что такой гениальный подчерк нервирует моих цензоров, и в результате письмо неделю остаётся в комендатуре.. Вообще разборчивый подчерк и аккуратная форма письма относятся к тому, что называется «вежливостью королей». Но и республиканцам не повредит этого придерживаться...У меня всё в порядке, я как раз усердно работаю над геологией, которая меня колоссально интересует, особенно потому что она многое объединяет: минералогию, химию, физику, зоологию, ботанику, астрономию. Как жаль, что жизнь коротка, и политика навязывает другие обязанности, а то бы я с удовольствием себя этому посвятила.
                Будь здоров, приветствую тебя и Бобби с Верой*** сердечно
                Твоя Роза
Если будешь мне писать, не ссылайся на это письмецо. Лучше всего пиши с оказией (к Рождеству).»

* Кто посетил Розу в конце ноября в Бреслау, выяснить не удалось, но по этому случаю она 24.11. 1917 написала пять писем (Луизе Каутской, Францу Мерингу, Кларе Цеткин, Соне Либкнехт и Вильгельму). Просто поражаешься её трудоспособностью.

** Вильгельм   19.11. 1917 посетил отца в тюрьме Лукау

** другие дети Карла

К счастью, и Соня и дети Карла (кроме Веры) пережили страшные годы фашизма и умерли в старости своей смертью.

фото 1913 года