Кому и как возводить Россию? Размышления

Александр Егошин Крыжановский
Только русский не может успокоиться, когда речь идет о судьбе его страны. Я говорю об успокоенности и неуспокоенности такого масштаба, который только можно себе представить – в границах планеты Земля! Кому строить Россию? Кому ее возводить, как храм?… - Вопросы идеи строительства, вопросы о России, о которых я  рассуждаю, поданы мне известным публицистом С.Г. Кара-Мурзой в своей статье «Жизнеспособность России как цивилизации» от 12.12.2011.

Не лишенные творчества – те советские люди, которые не превратились в мещан, - считает Сергей Георгиевич. - Они всегда жили идеей всеобъемлемости русского человека, России. Они, воспитанные в лучших классических традициях русской и советской литературы, остались «на обочине» цивилизации, которая пошла путем капитализма.  Движущей силой российского капитализма стали мещане. Чтобы придать значимости этой силе, ее назвали многообещающе: «средним классом».
Некий класс, который посредине и, вероятно, должен бы сплотить тех, кто "сверху" и тех, кто "снизу". Возможно и тех, кто "слева" и "справа", если говорить о политических пристрастиях. Впрочем, сомнительно для класса, который вышел из бизнеса, обращать внимание на политику. Политика интересует средний класс постольку, поскольку она влияет или не влияет на его потребительские пристрастия. Иначе говоря, насколько сильно "задевает его карман". Русский "из советских" – совсем другой человек и его не исправить! Русский – это представитель цивилизации!

Что в основе советского русского в постсоветское время? Что осталось? Что вспомнилось? – Благодаря возрождению религии в России, русский вспомнил, что он христианин. Особенность русского христианства – цивилизационное христианство. Запад специально говорит о «русском Боге», чтобы искусственно ограничить русского человека. Русский человек верит в Бога, который над всеми людьми, а не только над его страной – Россией. Русский, прошедший период советского тоталитаризма, глобалист во всех отношениях: он за мир во всем мире, он считает себя в ответе  за несправедливости в отношении каждого человека в любой стране. Русский советский созидающий – со-творец Бога. Ничто не может его ограничить в со-творчестве с Богом. Поэтому даже рамки Русской православной церкви тесны для русского–носителя цивилизации. Вот почему он с жадность принимает все новое для него из буддизма и иудаизма, конфуцианства и синтоизма, ислама и суфизма. Нет ничего, что было бы не интересно русскому творческому уму. Отсюда просматривается перспектива сотрудничества с представителями различных конфессий, но только до тех пор, пока речь не идет о бизнесе, выгоде, продаже и покупке в обмен на что-то: идет ли речь о продаже товара или продажи …веры. Русский человек четко видит границу между служением Богу и мамоне. Я уверен: сохранивший мировоззрение «русского советского христианина» - это наемный работник.

Я знаю, как мои деды и прадеды, бабки и прабабки сохранили веру, пронеся ее через эпоху социальных тоталитарных образований: от военного коммунизма до социализма в СССР. Они выстояли в войнах и передали мне, жившему в тоталитарном государстве веру христианскую. Это был индивидуальный акт передачи. Вера и не может передаваться массовым порядком как товар в эпоху потребления. Каждый верующий уникален. ...Тем и ценен.

Мы, принявшие веру от дедов и бабок, принявшие социальное тоталитарное мышление от отцов и матерей призваны создать нечто свое. То свое, которое можно передать своим детям. Что это такое будет? - Безусловно, память о роде. Но этого мало. Наши дети могут помнить только то, что мы передали.Но, вряд ли я авторитет для своего ребенка настолько, что мой опыт стоит пронести через века! Нужно нечто другое.
Мы, имеющие веру в опыте из памяти, будучи интеллектуалами, пытаемся разобраться умом и разумом в вере христианской. Да, согласен, это почти невозможно. Но ум человеческий ищет. И вот, …Божественная литургия в храме. О чем она? Зачем нужно ежедневно в литургии вспоминать жизнь Христа, когда она давным-давно известна всякому верующему? Оказывается, есть у человека еще одна форма памяти – память того, что с ним в действительности не случалось. Но эта память идет от первочеловека – Адама. В каждом человеке есть память об Адаме, его жизни и его общении с Богом непосредственно. Так же и в каждом человеке есть память общения всякого человека с другим человеком, если общение происходит через Бога. Эта та уникальная память, передаваемая по роду своему и по родам других людей! Эта память передается и через тех, кто когда-то общался с Самим Богочеловеком – Христом! Вот, какую память следует отыскать, участвуя в литургии. Вот чему я должен научить своего сына, и тех, с кем общаюсь. Вот, какие книги следует читать и вот, какие фильмы следует смотреть. И это уже будет их личная память общения с Богом, которую они никогда не забудут и без искажения передадут своим детям, а те, в свою очередь – своим. И так далее и род мой в вере не прекратится! Поэтому я спокоен за себя и своего сына!

Насколько силен верующий русский в сравнении с успешными мещанами в его самоотверженном поприще по строительству России? – Абсолютно силен! И это не шутка. Ведь с ним Сам Бог. Что же может противостоять и поколебать его? Даже если такой русский останется один, и тогда возродится Россия!

И еще. Как следует относиться к России? – Вопрос вот в чем: как к цели или как к средству? Если цель – Бог, обожение, то Россия – средство! Если цель – личное обогащение, удовлетворение собственных амбиций, жажда власти, то Россию нельзя использовать, или как один из моих друзей применяет слово «пользовать». «Пользовать» Россию нельзя, как нельзя «пользовать» Бога для своего маленького «я»! Сказано: «Бог поругаем не бывает!»