Папочка
«Сердце отца является шедевром природы".
(Антуан Франсуа Прево)
-1-
Крутосекущая черта, от которой берут начало первые отчётливые образы: зима, горка, санки, снежная пыль в лицо…
Кубарем скатываюсь в сугроб. Чья-то сильная рука вытаскивает меня из сугроба. Это он – папочка.
Воспоминания – подарок, данный нам свыше.
Собираю их, как черепки разбившейся драгоценной вазы.
Год, если не ошибаюсь, 1972-й.
Мне скоро двенадцать.
Я - неутомимый заводчик всевозможных шалостей, которому претят любые усидчивые занятия. Одно из немногих исключений - просмотр футбольных и хоккейных репортажей по маленькому чёрно-белому «Рекорду».
Вопрос, озабочивающий меня больше всего:
«Пап, за кого ты болеешь?»
Поглядывая в мою сторону надглазьем приподнятых очков, папочка отвечает:
«За того, кто лучше играет».
Вот так! В этом – весь он. Роняет шуточку с серьёзнейшим видом. А мне очень хочется знать – точно, ясно, конкретно, фактически.
Я, допустим, никогда не скрывал, что команда…
Стук в дверь. Кто-то пришёл.
К папочке часто приходят разные люди: за советом и помощью.
Папочка - бескорыстный решатель чужих проблем.
Папочка чуток к другим; он - альтруист в высшем смысле; в нем безвылазно живёт Дон-Кихот. Нет, даже не Дон-Кихот, а "супердонкихот": тянет он груз работы своей и чужой, безо всякой пропорции, не считаясь со временем, плюя на здоровье.
-2-
Бросаю в прошлое долгие взоры…
Папочка стар – пятьдесят уж минуло лет! – без сединки в ровном расчёсе черных, как уголь, волос, моет руки; рукомойник бренчит: брынь-брынь-брынь.
Вот он – крепкий, крутой, большелобый - за кухонным столом обедает, размышляя о чём-то ведомом только ему.
В синих глазах – смесь иронии и насмешки. Никто, кроме меня, не знает ни цвета папочкиных глаз, ни чудесного их выраженья…
Быстро проглатывая еду, папочка, хлопотливо звеня ключами в кармане пиджака, пружинно-чётким шагом устремляется в школу: директорствовать.
Директорство для него – та самая ноша, которая, как говорится, не в тягость.
Её он несёт с удовольствием вот уже целых пятнадцать лет.
Думаю: «Папочка… Ты велик, как Зевс…»
Кстати.
Верит ли он в Бога – не знаю.
Зато знаю точно: Бог живёт в душе у него.
Бог настоящий. Бог подлинный.
Бог строгий.
Бог добрый и справедливый.
-3-
Городок наш маленький, приграничный.
Мы занимаем двухкомнатную квартиру в деревянном доме довоенной постройки.
Зима…
Год 1972-й, конец февраля…
Снега, как Вселенные в вечной смене, кружатся над серыми кубами зданий.
Толпы учащихся, выбегая из школы, дробятся вдоль улиц, растворяясь в метели.
Пыхтят дымком трубы.
Напрягая моторы, ползут по выскольженным колеям грузовики.
Фонари бросают на дорогу жёлтые световые овалы.
Хлопает дверь, входит папочка с сеткой («авоськой»), полной серых бумажных кульков. В одном из них – конфеты. Любит он баловать меня конфетами.
Близоруко щурясь (вокруг глаз его собирается паутинная сетка морщин и морщинок), папочка протирает носовым платком запотевшие стёкла очков и, водружая их на свой классический нос, сообщает новость:
«Мороз…»
За тонкой стеной грохочет: это сосед рубит дрова на веранде.
(Случается, он рубит их ночью, будя всех жильцов…)
Сердито поленьями трескает печь; красное пламя играет на старых цветастых обоях, рассыпаясь то темным углам златом и жаром; вьюга плачет над домом; за окном - перегоны мельчайших снежинок; папочка в пегом своём пальтеце и кроличьей шапке возле дома широкой фанерной лопатой расчищает дорожку в снежных намётах. Озлившийся ветер швыряет в папочку с крыши серебристые клубья.
Мне страшно за папочку: февральская злая метель может его замести, поглотив, как злополучную Атлантиду…
Выхожу в коридор, открываю дверь. Волна ледяного холода обдаёт меня от темени и до пят.
Папочка, густо облепленный белыми мошками, курит, опершись одной рукой на лопату.
Увидев меня, говорит, словно оправдываясь:
«Курение, знаешь, дурная привычка…»
-4-
Весна. Снега промякли. Повсюду сыреют рыжеватые плеши.
Не смолкает весёлый «чирик» воробьёв.
Я пускаю бумажные кораблики в журчащие водотоки. Хожу по двору и ломаю ногой ледянистые ракушки луж.
Дни рябенькие: то снежок, то дождик, то солнце, то тень.
Март…
В марте свежи и легки все восприятия.
Исчерпана самая длинная четверть. Каникулы пролетают мгновенно.
Приходит апрель.
В апреле – васильковое небо и алые с золотом зори. Воздух ощутимо теплеет. Апрель – преддверие мая.
О, бархатный май с сияющими в изумрудной траве одуванчиками, пушистыми перьями цветов на деревьях, рваными звуками пионерского горна и вечерами, переполненными зарницами, люблю я особенно. В этом месяце мой день рождения и самый главный из праздников – День Победы.
На старых фронтовых фотографиях с пометкой: «1945 год» молодой и красивый папочка изображён в погонах лейтенанта. Он служил в 211-й штурмовой авиационной дивизии (3-я воздушная армия).
Утром 9 мая папочка прикрепляет к пиджаку орденские планки и на митинге в городском сквере произносит короткую речь.
Война…
Всё, связанное с ней, меня трогает живо.
Книги о войне я перечитываю по нескольку раз, а некоторые знаю почти наизусть…
Иногда приезжает В.Л., папочкин друг.
Уединившись на кухне, они говорят какие-то непонятности.
Нет-нет, я не подслушиваю.
Просто дверь на кухню закрыта неплотно.
Мечтаю: когда вырасту, научусь понимать любое сказанное папочкой слово.
-5-
Помнятся папочкины летние субботне-воскресные досуги.
Вот он у дома в саду, под сенью орехового куста, с приятелем в шахматы режется. На лице его, бронзовом от загара, плещется скрытый азарт.
Игра идёт с переменным успехом, прекращаясь после пары-тройки контровых - «решающих», «последних», «самых последних» - партий и непременного обещания проигравшей стороны реваншироваться в следующий раз.
Перед сном папочка садится в обтянутое тёмно-зелёной тканью разлапое кресло и решает кроссворд в «Огоньке».
А то, вперившись в газетный развёртыш «Известий», читает заметки от корки до корки…
Чаще всё-таки остатки вечера проводит он с книгой.
«Пап, что ты читаешь?»
«Беллетристику».
Я не спрашиваю, что такое «беллетристика», но папочкин тон указывает на некую отрицательность термина (во всяком случае, для меня).
Папочка – завзятый книголюб.
Большая комната (зал) пышнеет уходящими к потолку охристыми полками и полочками, закупоренными цветастыми переплётами. Тут всегда стоит запах старой бумаги и пыли…
Становясь на скрипящий, давным-давно раскачавшийся стул, папочка проводит сортировку томов, и как хороший хозяин, знакомый со своим огородом, корешок нужной книги находит на ощупь…
Папочка мой – филолог.
Он с отличием окончил филологический факультет.
Он наизусть знает много разных стихотворений.
К печатному слову папочка относится с большим пиететом.
«Запомни, - любит он повторять, - слово, как и каждый знак препинания, случайно не возникает…»
Тексты своих выступлений, отчёты в роно и планы уроков предаёт он бумаге с помощью пишущей машинки «Москва».
-6-
Вижу, как сейчас: папочка в своём директорском кабинете рвёт на мелкие части какие-то служебные бумаженции и, отправляя клочки в ведро для мусора, говорит лаконически: «Муть!»
Поднимается и со встряхом плечей ухает шагом туда и сюда, ладонью пригладив смоляные пряди (он не седеет совершенно).
«Кто мог придумать подобную глупость?»
У папочки избыток авторитета - поэтому он им не пользуется. Он из числа тех немногих, кто, совершенно не боясь за последствия, называет вещи своими именами…
Главный девиз папочки – простота. И гармония меры во всём.
Его коробит от сплетен, шумих, болтовни, бестолковщины…
Не терпит он словесные курцгалопы, путанность мыслей и чувств.
«Выражайся яснее…»
«Напрягай посильнее мышцы ума…»
Ещё не выносит бахвальства:
«Пустого места ничем не заткнёшь. Не хвались, едучи на рать, а хвались едучи…»
И приводит в пример Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», - опуская вторую часть изречения («но другие не знают и этого»).
В одежде папочка - консерватор.
Летом, зимами, осенями, вёснами носит он неизменный костюм, рубашку и галстук, поверх пиджачной пары надевая, по необходимости, пальто или плащ.
По утрам и вечерам, игнорируя чай, пьёт горячую воду, подсластив её сахаром. Привычка эта ещё с войны прочно вошла в обиход его жизни.
«Вода, сынок, – великий напиток, основа всего сущего, одним словом, аш два о».
«А что такое аш два о?»
«Это такая химическая формула".
-7-
Помню, роняет (без всякого повода):
«Дай-ка дневник».
Приношу, отдаю с замиранием сердца.
«Что это? – водит пальцем он по пустынным графам. – Почему не заполнено?»
«Не задавали…»
«Что-что? По истории тоже?»
«Угу».
Гнева папочки я боюсь, хотя гнев его вовсе не страшный. Чувствую внутренне, как начинает копошиться в папочке презлой муравейничек слов.
«Что изучаете?»
«Восстание Спартака».
«Отлично. Слушай вопрос. Откуда был родом Спартак? Подсказка: из этой страны происходили также певец Орфей и бог войны Арес…»
Папочка мой - дока в истории; я перед ним – как муха в сметане, бери и дави. Экзаменует меня он недолго. Его резолюция сурова и беспощадна.
«На прошлом уроке…» - тщусь я подать робкую реплику.
На лоб отметнувши очки, крепкой ладонью разрезает папочка воздух, ударив словами, словно царь-пушкой:
«Всё это, знаешь, мура… Иллюзия твоих мозговых полушарий…»
Бывает, разозлится он на меня и скажет:
«Так нельзя. Тебе что, пять лет? Ты, дорогой, порешь чушь, как младенец…»
Слова папочки полновесны и убедительны, потому что всякое суждение одевает он в непробиваемый панцирь логики.
Папочка – учёнейший культуртрегер. Надо всем его естеством доминирует интеллект.
Он старается побудить меня к размышлениям о трансцендентальных предметах.
Изъясняя, почему так, а не этак, следует поступать, папочка, резонируя эрудицией, присовокупляет к своим наставлениям различные полезные сентенции, например:
«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо…»
«Мы учимся не для школы, а для жизни…»
«Умный тот, кто может обойтись без совета…»
«Праздность рождает порок…»
Или вообще отвешивает цитату:
«Науки юношей питают…»
Я представляю папочку в белоснежной тоге, украшенной роскошной пурпурной полосой. Он витийствует перед толпой римских граждан. Выслушав его, они разом кричат: «Да здравствует император!..»
А что: он, пожалуй, вполне мог быть императором.
-8-
Прошлое, вечное, как мир, давно забытое, вдруг просыпается во мне священными своими обрывками...
Никогда не забуду картину: папочка лежит на диване, совсем без очков, посеревший и похудевший, с фосфорическим блеском точно стиснутых глаз, весь в глубоких морщинах; меркнущий в сумерках истаивающего дня, кажется он старее, чем следует.
У папочки обострение язвы желудка.
Сердце моё сжимает тоскливый ужас. Слёзы медленно ползут по щекам.
Мне жалко папочку.
Мне хочется его обнять, прижаться к нему крепко-крепко, но я не решаюсь.
Не любит папочка всякие охи и вздохи, сантименты его раздражают.
Впрочем, ещё более раздражает его собственная болезнь.
«Пап, как ты себя чувствуешь?»
Он машет рукой… Страшного, мол, нет ничего…
Но я-то ведь вижу, как он страдает, как действительно больно ему.
«Тебе развиваться надо… Больше читать…»
«Я читаю…»
«Ты читаешь не то и не так… Чтение должно быть не развлечением, а трудом…»
Август. На дворе пасмурно, сыро, ветрено. Год 1972-й.
Врачи отправляют папочку в Ессентуки на лечение.
Он проживёт на Земле ещё целых пятнадцать лет.
© Copyright:
Николай Руденко, 2014
Свидетельство о публикации №214111002639